Как известно,
Эдгар По был заядлым англоманом, и это, пожалуй, главная вещь, которая сближает фильм с его творчеством, поскольку остальные, пожалуй, больше отдаляют. Впрочем, обо всём по порядку.
Начнём с того, что никто не знает, зачем название "The Pale Blue Eye" перевели как "Всевидящее око". Как правило, говоря о "всевидящем оке" имеют в виду франкмасонов, иллюминатов и всю такую развесёлую гвардию, которая, конечно, очень таинственная, но едва ли имеет отношение к творчеству По. Однако в английской версии фрагмент о "бледном голубом глазу" якобы являются частью стихотворения "Линор", где его нет. Строчки, которые киношный По зачитывает Лие Маркес, написаны "по мотивам" специально для фильма, вроде как "для повышения интереса к творчеству". Кто-то, конечно, может, и загуглил, как всё было на самом деле, но, возможно, если бы авторы чуть-чуть бережнее отнеслись к исторической личности, то всё происходящее меньше напоминало бы фанфик. Причём в данном случае имеются в виду как Луи Байард автор романа, так и автор сценария.
Фото: youtube.com
Итак, что мы имеем. Косплей английских костюмных детективов: "Артур и Джордж", где Артур — это сэр Конан Дойл, "Улица потрошителя" и другие пробы на тему знаменитого Джека, а там и "Подозрения мистера Уичера" как история о сломленном личной трагедией сыщике (впрочем, они почти все такие). При всей любви к Кристиану Бэйлу, игра лицом британского образца — это как их же умение носить костюм: у англичан, кажется, есть собственный неэкспортируемый способ это делать. При этом нельзя сказать, что актёрский состав слаб, напротив, кроме Бэйла там засветились как минимум Тоби Джонс, Гарри Меллинг и Джиллиан Андерсон, да и показывают нам не Британию, а Америку, но вы же понимаете, Эдгар По не даст соврать.
Фото: youtube.com
Но неужели нет никаких плюсов? Разумеется, есть, и полно. "Всевидящее око" — это такая же ностальгическая штука, как, скажем, "Кабинет редкостей Гильермо Дель Торо": начало XIX века хоть в какой-то степени позволяет избежать необходимости быть актуальным и сосредоточиться на головоломном сюжете, а он тут присутствует в полной мере и по головоломности не уступит своим британским собратьям. Добавьте к этому прекрасные декорации и продакшен, и получите усладу для глаз, равную которой за последние годы сложно и припомнить.