Мерлин (также известный как Мирддин, Мерлин) - великий волшебник из легенд об Артуре, наиболее известный из "Смерти Артура" сэра Томаса Мэлори (1469 г.). Персонаж был создан Джеффри Монмутским в его Истории королей Британии (1136 г.), где он впервые появляется как мудрый и не по годам развитый юноша с пророческими способностями.
Французский поэт Роберт Уэйс (ок. 1110-1174 гг.) затем перевёл работу Жоффруа и дополнил её в своем романе de Brut (ок. 1160 г.). Мерлин позже был показан как центральный персонаж Мерлина Роберта де Бор (XII век н. э.), который описал его как христианского пророка, и этот образ с некоторыми вариациями повторяется в цикле Вульгаты (1215-1235 гг.) и цикле после Вульгаты (около 1240-1250 гг.), что повлияло на финальный образ провидца.
В Мэлори Мерлин - наставник Артура, играющий важную роль во всех сферах его жизни: образование, путь к власти, представления об управлении государства, управляемого добрым и справедливым королём.
Мерлин занимает центральное место в жизни всех главных героев легенды, способный видеть как прошлое, так и будущее, готовый дать совет и быть полезным, но неспособный изменить то, что, как он знает, должно случиться.
С самого раннего появления в средневековой литературе Мерлин оставался одним из самых популярных персонажей легенд. Возможно, первоначально он был богом плодородия или духом, которого боялись или почитали за его великую мудрость и магические способности, и эта концепция Мерлина была возрождена в романтической литературе XIX-го века. С тех пор он появлялся в многочисленных художественных произведениях, фильмах книгах или влияли на них, почти всегда он изображается как мудры и сильный маг.
Имя и происхождение
Мерлин впервые появляется в "Истории королей Британии" валлийского священнослужителя Джеффри Монмута (ок. 1100 - ок. 1155 гг.). Имя персонажа Мерлина — это не имя собственное (обозначающее человека в данном случае), а топоним, в частности валлийский Caermyrddin (“Город Мерлина”), относящийся к городу Кармартен, месту рождения Мерлина. Джеффри латинизировал Мирддина как Мерлина, потому что строгая латинизация Мердина связала бы имя с латинским merdus (фекалии, навоз). Персонаж возник в валлийском фольклоре в связке с образом мотивом человека, который жил на краю цивилизации, обладая великой силой и мудростью.
Самым известным валлийским отшельником был Мирддин Уилт (“Мирддин Дикий”), бард VI-го века, который, как говорили, сошёл с ума после особенно кровавой битвы и ушёл в лес. Джеффри написал небольшую работу" Пророчества Мерлина " (около 1130 г.) до своей знаменитой истории, но этот Мерлин не имеет ничего общего с волшебником из легенд Артура. После успеха своей Истории, Джеффри написал ещё одну работу, Жизнь Мерлина (ок. 1150 гг.), в которой главный герой проявляет магические и пророческие навыки, но эта работа не связана с легендами Артура.
Мерлин Джеффри. Истоки повествования
В Истории Джеффри, Мерлин фигурирует как выдающийся персонаж в книгах VI-VIII. Король Вортигерн, узурпатор, испытывает трудности с постройкой башни, потому что фундамент оказывается недостаточно прочным. Его волшебники советуют найти в королевстве юношу, у которого не было отца, и принести его в жертву, окропив его кровью раствор, и тогда фундамент будет прочным. Вортигерн посылает своих министров, чтобы найти такого юношу, и они приходят к Мерлину, чья мать говорит им, что у него нет земного отца, но что её посетил дух, который принял форму человека и оплодотворил её.
Мерлин предстаёт перед королем, который объясняет свою проблему и как он должен пожертвовать мальчиком, но Мерлин, не впечатлённый, приказывает привести к нему волшебников, чтобы он мог показать, что они лгут. Он спрашивает их, что находится под фундаментом, который мешает ему твердо стоять, и они не могут ответить. Затем он говорит Вортигерну, что найдет озеро под ним, и говорит ему позвать своих рабочих и разрушить фундамент. Они находят озеро, как сказал Мерлин, и затем он спрашивает волшебников, что находится в этом озере. Снова они не могут ответить, и Мерлин говорит им, что они найдут два полых камня и двух спящих драконов внутри, один белый и один красный, всё это они находят на дне водоёма.
Фото: www.worldhistory.org
В книге VII Мерлин интерпретирует значение драконов и предсказывает будущее. Красный дракон символизирует бриттов, а белый - саксов, которых Вортигерн пригласил в своё королевство. Белый дракон будет угнетать красного дракона, пока Кабан Корнуолла не поднимется, чтобы изгнать саксов; пророчество о короле Артуре и его будущей победе над саксами. Незаконное правление Вортигерна оспаривается в книге VIII благородным Амброзием Аврелием и его братом Утером Пендрагоном, и когда Вортигерн убит, трон получает Амброзий.
Однако королевство все ещё раздирают конфликты, и Амброзию приходится сражаться с саксами. После великой победы он приказывает построить мемориал, и Мерлин перемещает гигантские мистические камни с горы Киллар в Ирландии в Эймсбери за пределами Лондона для этой цели, создавая таким образом Стоунхендж. Амброзий убит саксами, а Утер становится королём и союзником Горлойса Корнуолла, но влюбляется в жену Горлойса Игерну.
Мерлин произносит заклинание, которое делает Утера похожим на Горлойса, и он спит с ней, таким образом зачав Артура. Горлойс погибает в бою, а Утер женится на Игерне, а затем некоторое время спустя умирает от питья из источника, отравленного его саксонскими врагами. Артур становится королём, мстит за своего отца и дядю и изгоняет саксов из Британии. Мерлин исчезает из повествования после того, как устроил ночь Утера с Игерной без объяснения причин. Книги IX-XII Истории посвящены завоеваниям Артура, его предательству Мордредом, который похищает Гвиневеру и битва при Камланне, в которой Артур смертельно ранен, а его рыцари почти все убиты.
Повествование о Мерлине. Уэйс, Кретьен и Робер де Бор
Роберт Уэйс перевел Историю Джеффри, но добавил к истории нечто своё. Как и многие французские поэты своего времени, ему покровительствовала Элеонора Аквитанская (ок. 1122-1204 гг.), которой он посвятил своё произведение.
Уэйс отвечает за некоторые из самых известных аспектов легенд Артура, таких как Круглый стол и название меча Артура, Экскалибур.
Он также более полно развил главных героев, особенно Мерлина при постройке Стоунхенджа, который, хотя и следует за Джеффри, развивает магические способности Мерлина.
Великий артурианский поэт Кретьен де Труа (ок. 1130-1190гг.) упоминает Мерлина только один раз в своих "Эреке и Эниде" (строки 6617-6618) и только со ссылкой на традицию, восходящую ко времени Мерлина.
Роберт де Бор - следующий, кто развивает персонажа из работы Уэйса в своём Мерлине. Это стихотворение начинается с группы демонов, замышляющих уничтожение мира путем создания сверхъестественного существа, зло которого будет соперничать с добром Христа. Это существо будет наполовину человеком и наполовину дьяволом, и с этой целью они овладеют благочестивым человеком со средствами и будут спать с его дочерью. Дочь рассказывает своему духовнику, что произошло (по-видимому, зная, что ее отец был одержим), и он благословляет её знаком креста в качестве защиты; теперь ребёнок родится со сверхъестественными способностями, но без злого духа, на которого рассчитывали демоны.
Фото: www.worldhistory.org
Когда Мерлин рождается, его крестят, и этот ритуал наряду с природным благочестием и добротой его матери и защитным благословением, которое она получила вскоре после зачатия Мерлина, всё это способствует его природе как изначально хорошей, в то время как сверхъестественные обстоятельства его зачатия наделяют его навыками в магических искусствах. Он может говорить почти сразу после рождения, и до того, как ему исполнится три года, он может рассказать историю Иосифа Аримафейского и о том, как он принес Святой Грааль в Британию (тема более ранней поэмы Роберта де Бора "Иосиф Аримафейский"). Мерлин растёт со своей матерью в мире, пока король-узурпатор Вертигер не посылает своих министров, чтобы найти ребёнка без отца, чтобы принести его в жертву, потому что фундамент его башни не стоит твёрдо.
Затем повествование Роберта почти точно следует за Джеффри и Уэйсом, вплоть до того, что Мерлин маскирует Утера под мужа прекрасной королевы (здесь ее зовут Игерн) и зачатия Артура. Когда Артур родился, Утер отдаёт его Мерлину, который помещает его в приёмную семью, которая ничего не знает о его королевском происхождении. Личность Артура раскрывается, когда он вытаскивает меч короля из камня, тем самым утверждая себя как сына и наследника Утера.
Мерлин Роберта является продолжением более раннего Иосифа Аримафейского и, возможно, был второй работой трилогии, которая завершилась работой о Персевале и Граале. Самым значительным вкладом Роберта в артуровские сказания была их христианизация, которая повлияла на более поздних авторов. Грааль, который раньше был блюдом, теперь стал Святым Граалем, чашей Христа. Мерлин, хотя всё ещё был второстепенной фигурой, стал христианским провидцем, а Артур и его рыцари стали чемпионами и защитниками христианского дела. Артур как христианский король очевиден начиная с Джеффри, но в истории Джеффри и Брут Уэйса, Артур борется за свою страну и народ в первую очередь и призывает Христа поддержать эти усилия; после Роберта де Бора Артур в первую очередь служит Христу, и все его великие достижения следуют из его преданности Богу.
Цикл вульгаты и рукопись Мерлина
Цикл Вульгаты продолжил и развил эту традицию, а также знаменует собой первое появление артуровских легенд в прозе. В средние века проза использовалась для произведений по истории, теологии или философии, которые считались “серьёзными” предметами; поэзия использовалась для легенд и мифов.
Анонимные авторы цикла "Вульгата" выбрали свою форму целенаправленно, потому что хотели представить предмет как реальную историю, а не как фантастическую романтику.
Цикл Вульгаты начинается с истории Святого Грааля, переходит к рождению Мерлина и его связи с Артуром, освещает роман Ланселота с Гвиневрой, устанавливает важность поисков рыцарями Святого Грааля и заканчивается смертью Артура после битвы при Камланне. Цикл Вульгаты вдохновил другую работу, рукопись Мерлина. Эта часть, датированная серединой XV-го века нашей эры (незадолго до того, как Мэлори написал Le Morte D'Artur), была написана на среднеанглийском языке и полностью фокусируется на Мерлине как герое и центральном персонаже на фоне мира Артура.
Рукопись Мерлина в значительной степени опирается на Мерлина Роберта де Бора, но добавляет существенные детали, такие как конкретная причина заговора демона, чтобы оплодотворить женщину-человека демоническим ребёнком. Как упоминается в Библии после смерти Христа на кресте он спустился в ад, чтобы освободить заключенных там патриархов (акт, известный как Мучение ада). Это событие нарушило баланс ада, и поэтому демоны принимают свой план по созданию человеческого агента на земле, который будет противостоять спасению душ Христа и отправлять их в царство сатаны. Автор также объясняет, что Мерлин был назван в честь своего благочестивого христианского деда, тем самым отсекая любую ассоциацию провидца с Мирддином валлийской языческой традиции.
Фото: www.worldhistory.org
Рукопись Мерлина следует за Робертом де Бороном в первых пяти разделах, за которыми следуют два продолжения, известные учёным как историческое продолжение (продолжение прозы Мерлина) и романтическое продолжение (Сюита Мерлина, также известная как Хут Мерлин, потому что она содержится в рукописи Хут Британской библиотеки). Историческое продолжение подхватывает, где заканчивается Мерлин Роберта, с Артуром, вытаскивающим меч из наковальни (только теперь это меч в камне), а затем рассказывает историю борьбы Артура против его мятежных баронов, формирования двора и подвигов.
Романтическое продолжение развивает всё более мифические аспекты легенд Артура, такие как Артур, получающий Экскалибур от Леди из Озера, чары Артура, которые приводят к тому, что он становится отцом Мордреда, формирование Круглого стола, дело Ланселота - Гвиневры и то, как Нимуэ (также известная как Вивьен и Ниниана вдругие работы, протеже и любовница Мерлина) заманивает Мерлина в ловушку, навсегда запечатывая его в мире, из которого он не может выбраться, доступ к которому имеет только она, тем самым обрекая его на вечную смерть в жизни и удаляя персонажа из повествования. Все наиболее резонансные элементы артуровской вселенной развиты в этой работе, но Мэлори доведёт историю до её законченной формы.
Мерлин Мэлори
Сэр Томас Мэлори был политическим заключенным в Ньюгейте, Лондон 1468-1470гг., когда он написал Le Morte D'Artur. Хотя его основным источником был цикл после Вульгаты, учёные сходятся во мнении, что он, вероятно, имел доступ к хорошей библиотеке и был хорошо начитан в артурианской цене.
Мерлин Мэлори является конечной кульминацией всех других версий провидца до 1469 года.: могущественный волшебник пророческого прозрения, который может контролировать элементы, изменять форму, изменять восприятие реальности другими людьми и читать сердца и истинные желания людей.
Мэлори почти наверняка опирался на рукопись Мерлина для создания ядра его характера, но развил его в гораздо более глубокой степени.
Как и в более ранних работах, Мерлин рождается от благородной женщины и демона, помогает Утеру зачать Артура и помещает мальчика в приёмную семью сэра Эктора после его рождения. Артур становится оруженосцем своего старшего приемного брата Кея и служит ему на турнирах. На одном из таких событий он обнаруживает, что забыл принести меч Кея из палатки, и на обратном пути видит меч в камне. Он вытаскивает его и приносит Кею, который узнаёт в нём меч короля и пытается притвориться, что он вытащил его, но оказывается, что он лжёт. Затем Артур возвращает меч к камню и снова легко вытаскивает его, доказывая, что именно он истинный наследник престола.
Мерлин возвращается в жизнь Артура после этого события, и становится своеобразным закулисным героем, он советует, как лучше править и устраивать государство. Он говорит Артуру, что Гвиневра изменит ему с Ланселотом в тот момент, когда Артур объявит о своем намерении жениться на ней, но Артур не слушает. Мерлин видит Нимуэ в качестве своего преемника и влюбляется в нее. Он понятия не имеет, насколько амбициозна Нимуэ, пока он не научил ее широте своих магических знаний, и она затем заключает его в тюрьму. С уходом Мерлина Артур теряет своего доверенного советника, и как только дело Ланселота и Гвиневры выходит на свет, единство Круглого стола теряется, Мордред узурпирует трон, и королевство падает после кульминационной битвы при Камланне.
Заключение
Во всех этих произведениях Мерлин занимает центральное место в повествовании, и этот персонаж остается одним из самых популярных в легендах об Артуре. Валлийские писатели вслед за Джеффри написали свои собственные работы о провидце. Итальянские и испанские поэты использовали французские и валлийские традиции, чтобы изобразить Мерлина в своих произведениях, и его популярность подтверждается количеством полных работ или фрагментов рукописей средневековья, которые упоминают или показывают его. Учёный Питер Х. Гудрич комментирует:
Мерлин, пророк и маг, исторически является вторым по известности персонажем средневековой литературы, едва ли опередившим своего сеньора короля Артура. Помимо литературы, он вошёл в наше общественное сознание в ещё большей степени, чем Артур, благодаря ассоциации его имени со всеми видами технологических устройств и товаров, многие из которых ни в малейшей степени не артуровские.
Фото: www.worldhistory.org
Персонаж повлиял на концепцию волшебника, мага, колдуна и мудреца с момента его первого появления в Истории Джеффри, и такие писатели, как Дж.Р. Р. Толкин, К. С. Льюис и Дж. К. Роулинг, среди многих других, признали это в отношении своих работ. Учёный Уильям У. Киблер отмечает, как это связано с неотразимой природой персонажа:
Мерлин постоянно находится в центре событий, предсказывая события и используя свои магические силы для управления историей. Он упрям и доброжелателен и постоянно использует свои способности к изменению формы, чтобы помочь и одурманить.
Легенды об Артуре вышли из моды в эпоху Возрождения, но Мерлин оставался таким же популярным, как и раньше. Регулярно совершались паломничества к источнику Мерлина (также известному как фонтан Барентона) в Броцелианде, Бретань, за его целебные свойства, пока эта практика не была запрещена Ватиканом в 1853 году.
Интерес к легендам об Артуре в целом возродился вскоре после того, как Альфред, лорд Теннисон, написал популярную историю о короле 1859 году.
С тех пор легенды переосмысливались бесчисленное количество раз, чтобы отразить различные дух времени эпох, в которые они написаны, и Мерлин продолжает оставаться одним из самых неотразимых персонажей. Мерлин фигурирует в бесчисленных фильмах, играх, телевизионных шоу, романах и коротких художественных произведениях. Даже когда он не упоминается по имени, его личность всё ещё проникает или влияет на каждого волшебника, который пришёл после него.