Разгром
Болгарии, воевавшей в ходе первой мировой войны на стороне Германии, резкое размежевание демократических и профашистских сил после Сентябрьского восстания 1923 года обусловили драматический выбор и в среде культуры, наличие разных эстетических тенденций, своеобразное сочетание в художественном творчестве экспрессионизма, революционной патетики и социальных идей.
В болгарской литературе были сильны традиции критического реализма, в том числе
Ивана ВАЗОВА (1850-1921), автора романов о жизни крестьянства, знаменитой национально-исторической эпопеи Под игом". В начале века складывается программа болгарского символизма. Первоначально он проявился в поэзии
Пенчо СЛАВЕЙКОВА (1866-1912) и
Пейо ЯВОРОВА (1878-1914), позже
Щ Н. ЛИЛИЕВА (1885-1960) и
Гео МИЛЕВА (1895-1925).
Автор поэмы
"Сентябрь" поэт Гео Милев, участник первой мировой войны, был замучен в фашистском застенке. Поэт обладал разносторонними знаниями: изучал славянскую филологию в Софии, западноевропейскую философию в Лейпцигском университете. Поэтика экспрессионизма, образность Верхарна, которого Милев переводил, ощутимы в его стихотворных сборниках
"Жестокий перстень" (1920) и "Иконы спят" (1922). Героико-романтическая поэма
"Сентябрь" (1924) воспринимается как новый этап развития авторской индивидуальности поэта и как гражданский выбор. В контрастных образах и символах запечатлены в ней сцены борьбы восставших народных масс, трагизм поражения, зверства фашистов. При этом поэт не теряет надежды на окончательную победу добра и справедливости. Для стиля поэмы характерны эпический охват событий, монументальная патетика, обобщенная образность Как при изображении конкретных персонажей, так и в символике Солнца, Зари, Мая.
В революционно-романтическом русле развиваются и поэзия, и проза. В романах
Георгия КАРАСЛABOВА (1904- 1980)
"Дурман" (1938) и "Сноха" (1942) изображена широкая панорама жизни болгарского села; собственнчество, разлагющее нравственные устои, политическая борьба в годы экономического кризиса.
В болгарской литературе укрепляются позиции пролетарской эстетики, складывается социалистическое направление, чему немало способствовал подъем освободительной и антифашистской борьбы. Он определил идеологическую и политическую направленность литературы. Подавление Сентябрьского восстания изображено в романе
Антона СТРАШИМИРОВА (1872-1937)
"Хоро" (1926), палитра приемов которого включает сатиру, памфлет, экспрессионистические образы.
Активно приветствовал мировую революцию
Христо СМИРНЕНСКИЙ (1898-1923), в поэзии которого сочетается романтизм и сатирическая направленность. Злободневная политическая проблематика характерна для его стихотворений, памфлетов, поэм, среди которых -
"Красные эскадроны", "Да будет день!", "Зимние вечера". Экспрессивная поэтика, контрастность лирической и гражданственной образности сочетаются с фанатической уверенностью в будущее, светлое и разумное:
Ночь чернотой своей пугает; ночь холодна, как лед, как смерть.
Растерзана земная твердь и кровью жаркой истекает.
Сквозь жуткую ночную тень, сквозь слезы и кровавый гнет мятежный крик кругом встает: -
Да будет день! Да будет день!
(Пер. С, Городецкого)
Творчество Христо Смирненского оказало существенное влияние на развитие болгарской революционной литературы.
Для реалистической прозы
Ангела КАРАЛИЙЧЕВА (1902- 1972), автора сборников рассказов
"Рожь" (1925), "Лживый мир" (1932), "Болгарская земля" (1939), "Исторические рассказы" (1939), характерны критический пафос и лирическая романтизация, народное мироощущение, фольклорные мотивы.
Традиции народно-песенной поэзии оживают в лирике
Елисаветы БАГРЯНЫ (1893-1991), первый сборник стихов которой
"Вечная и святая" издан в 1927 году. Поэтесса глубоких чувств и дарования, она испытала влияние Блока, Гумилева, Ахматовой, которых читала в студенческие годы, изучая филологию в Софийском университете, а затем и переводила на болгарский. Любви и жизни, радости бытия и поиску своих корней посвящены поэтические сборники Багряны, вышедшие в тридцатые годы,
"Звезда моряка" и "Сердце человеческое". В стихотворении
"Правнучка" поэтесса вспоминает истоки своей биографии, стучащую в висках "...темную повстанческую кровь":
То она меня толкнет к краю пропасти, которая - любовь.
Потому, быть может, и люблю я код полями лебединый клич, голубую даль береговую, конский бег под хлопающий бич...
Пропаду ли, нет - сама не знаю!
Только знаю, что и мертвой я восхвалю тебя, моя родная, древняя болгарская земля.
(Пер. М. Цветаевой)
Большое значение для развития национальной литературы имела историческая проза
Стояна ЗАГОРЧИНОВА (1889- 1969): повесть "Легенда о святой Софии" (1925), переносящая читателя в VI век, во времена борьбы славян против Византии; роман "День последний" (1932-1934) - о Болгарии XIV века, накануне турецкого нашествия.
Поэт, прозаик, драматург и общественный деятель
Людмил СТОЯНОВ (1886-1973) под влиянием национальной катастрофы Болгарии - краха милитаристской политики ее правительства - пережил эволюцию сознания и творчества. Поиски новой художественной выразительности отразились в его поэтических сборниках "
Святая святых" (1926), "Земная жизнь" (1939), в рассказе "Бич божий" (1927), романе "Холера" (1935) и в других ярких антифашистских произведениях.