После распада многонациональной Габсбургской империи Австрия получила государственную самостоятельность, и это способствовало дальнейшему обособлению австрийской национальной литературы, вычленению ее из литературы на немецком языке, с которой она сохраняет родственную близость. На австрийскую литературу XX века, пеструю по направлениям, оказали влияние многие философские учения и концепции. В Австрии творит Зигмунд Фрейд, здесь складывается учение мазохизма, связанное с именем новеллиста второй половины XIX века Л. Захер-Мазоха. Австрия дала одного из выдающихся поэтов немецкого языка Р. М. Рильке. Здесь ярко проявились тенденции импрессионизма и экспрессионизма.
Уроженец Зальцбурга Георг ТРАКЛЬ (1887-1914) дебютировал двумя одноактными пьесами, не имевшими успеха. Подготовленный к печати в 1909 году его сборник стихов вышел лишь в 1913-м. Вторую книгу - "Спящий Себастьян" - поэт уже не увидит: мобилизованный на восточный фронт и потрясенный ужасами войны, он умирает в военном госпитале. В лирике Тракль прошел от импрессионистских зарисовок быта маленького австрийского городка в духе "венской школы", внешне почти идиллических, но напряженных от ощущения катастрофы и распада, до экспрессионистской поэтики и синтеза традиций Новалиса и Гелъдерлина ("Песня Европы").
Плодотворный период развития переживает драматургия. В традиции народного театра пишет Эден фон ХОРВАТ (1901- 1938). Герой его пьес ("Итальянская ночь", "Казимир и Каролина", "Сказки Венского леса") - маленький человек, ведущий отчаянный поединок за выживание, пытающийся противостоять циничной власти денег. Острая критика социальных пороков делает пьесы Хорвата политически злободневными. В его творчестве последнего периода усиливается водевильная поэтика: "Страшный суд" (1936), "Дон Жуан возвращается с войны" (1937), "Фигаро разводится" (1937).
В жанре исторической драмы успешно выступил Фердинанд БРУКНЕР (1891-1958), основавший в 1923 году театр "Ренессанс". Его пьесы "Елизавета Английская" (1930) и "Тимон и золото" (1934) были обращены к современности: они развенчивали экспансию и солдафонство. Пьесам "Героическая комедия" (1942) и "Симон Боливар" (1945) присущ антифашистский пафос.
На всю немецкоязычную литературу оказало влияние творчество сатирика Карла КРАУСА (1874-1936). Его творческое наследие обширно: поэзия, эссе, литературная критика на страницах издаваемого им журнала "Факел". Все это - отчаянная борьба в защиту "естественного" человека, гармонической личности от посягательств государства. Гротескный образ системы, враждебной личности, изображен на примере Австро-Венгрии периода распада в монументальной сатирической пьесе "Последние дни человечества" (1918-1919), состоящей из двухсот двадцати сцен и нескольких сот действующих лиц.
Сам автор определил жанр этой пьесы как трагедию. В ней имеются традиционные пять актов с прологом и эпилогом. Группа комментирующих персонажей; среди которых близкий автору писатель Нерглер, пишущий антимилитаристскую пьесу, заменяет сквозное действие. В то же время пьеса Крауса - это нетрадиционное произведение. Она включает в себя публицистику, документ; в ней чувствуется эпическое дыхание. Все это понадобилось автору, чтобы представить Австро-Венгрию "опытным полем общей гибели". Его пьеса - это модель универсального философского опыта, делающая очевидной пропасть, к которой подвели человечество алчность, войны, глупость.
Панорама жизни австрийского общества, воссозданная в пьесе, изобилует гротескными картинами, изображающими антинародную политику правящих классов. Саркастическими приемами созданы образы выжившего из ума Франца-Иосифа; тупых и честолюбивых фельдмаршалов; изворотливых министров, готовых пойти на любую агрессию ради сохранения своего влияния в обществе; магнатов промышленности, наживающих несметные богатства и фактически диктующих свою волю правительству; чиновников, составляющих огромный самоцельный бюрократический аппарат. Изображены в пьесе армия, продажная пресса, конъюнктурная наука - все сферы государства, определившие его крах. Мировая война принесла бессмысленную гибель цвета нации, голод, нищету, инфляцию в тылу, паралич государства. В финале пьесы старый мир уничтожен, "страшный суд" пришел из космоса, но не Бог судит человечество, а некие марсиане, возмущенные "противоестественностью происходящего". Условная аллегория Крауса воспринималась как апокалипсис и предостережение, призывала людей одуматься и срочно искать пути спасения.
Экспрессионизм повлиял на поэтику прозы Франца ВЕРФЕЛЯ (1890-1945), автора имевших успех романов "Верди" (1924), "Однокашники" (1929), новеллы "Смерть обывателя" (1927). Идея нравственного самоусовершенствования пронизывает роман Верфеля "Барбара, или Благочестие" (1929), в центре которого образ женщины. Женщина - главный герой и другого произведения писателя - романа о сельской исцелительнице "Гимн о Бернадетте" (1941). Истребление армян в годы первой мировой войны - тема книги Верфеля "Сорок дней Муса Дата" (1934).
Необычайна творческая судьба Йозефа РОТА (1894-1939), проявившего себя с 1918 года в левой журналистике сторонником революционных преобразований. С годами у него определились легитимистские настроения: он стал превозносить Габсбургов, противопоставляя Гитлеру, принял католицизм.
Тема западной интеллигенции, терзаемой поисками смысла бытия, нашла отражение в романах Рота "Марш Радецкого" (1932) и "Склеп капуцинов" (1938). В последнем старый австрийский мир, показанный на истории трех поколений семьи фон Тротта, выглядит почти комично, безнадежно отжившим и уходящим. Одряхлел монарх, с вечной каплей под носом; безжизненными и бесперспективными представляются все ритуалы, символизирующие крушение старых ценностей.
Австрийским Джойсом называли при жизни Германа БРОХА (1886-1951). Известность ему принесли трилогия "Лунатики" (1932) и роман "Смерть Вергилия" (1945), в которых осмыслены проблемы распада ценностей, кризиса буржуазной культуры и поиска "новой духовности". Литератор и философ, Брох создал свою эстетическую концепцию. В основе ее - предсказание гибели "белой цивилизации", культура которой "уже тысячи лет рационализируется не углубляясь". Апокалипсис Броха противостоит безумному технократическому прогрессу, небоскребам, локомотивам, приближающим человека к катастрофе.
Трилогия "Лунатики" представляет собой своеобразный синтез философии и этики; важное место в ней занимают культурологические размышления, метафизические экскурсы в проблемы увядания крупной австрийской буржуазии. Герои трилогии имеют не последнее отношение к искусству: Иоахим Пазенов принадлежит к привилегированному социальному слою, и искусство занимает его воображение в силу полученного воспитания; Август Эш - бухгалтер по образованию и образу мыслей, однако служба в варьете приобщает его к миру богемы; Вильгельм Югено - "деловой человек", прагматик, которому приносит удовольствие танцевать под джазовую музыку.
Роман "Смерть Вергилия" автор назвал поэмой. В нем важное место отведено внутреннему монологу - последним восемнадцати часам из жизни Вергилия. Смертельно больной римский поэт возвращается из Греции и делится своим откровением: мир спасет не красота, а добро. Вергилий завещает сжечь "Энеиду", свое великое творение, чтобы не сеять соблазн и не отвлекать людей от служения добру.
Философские романы Германа Броха представляют собой особый тип прозы - симультанной, в которой одновременно наличествуют разные планы: интуитивный и рациональный, повествовательный и аналитический. В ней ощутимо влияние натурализма и экспрессионизма, "экспериментального романа" Золя, хотя Брох и полемизировал с ним, влияние приемов Дос Пассоса и, конечно же, автора "Улисса". Однако стиль Броха органичен и самобытен; он находится в соответствии с замыслами писателя осознать закат культуры и связанный с ним феномен фашизма в широком контексте истории искусств.
Новаторскими чертами отмечено творчество Элиаса КАНЕТТИ (р. 1905), чей гротескно-сатирический роман "Ослепление" и пьесы "Свадьба" и "Комедия тщеславия" вышли в тридцатые годы. В 1981 году Канетти присуждена Нобелевская премия.
В начале века появляются новеллы Стефана ЦВЕЙГА (1881-1942) (сборники "Любовь Эрики Эвальд", 1904; "Первые переживания", 1911; "Амок", 1922; "Смятение чувств", 1927), продолжившие традицию реализма XIX века, совершенные по форме, испытавшие влияние русской литературы, в частности Достоевского. Они обратили на себя внимание проникновением в душу человека, анализом его глубинных чувств и пластов психологии. Автор был далек от упрощенного социологического подхода к драматическим проблемам жизни, он видел в них проявление тайн пола и вечных чувств. Эти новеллы неизменно влекут читателя, интерес которого к Цвейгу не увядает.
В новеллах Цвейга сталкиваются характеры, темпераменты, разные типы людей. В них бурлит вулкан чувств - от романтической любви до роковой вины и самопожертвования. Здесь честь дороже жизни, а неожиданная страсть, подобно удару молнии, пронзает немолодых и порядочных женщин, вырывая их из скучного супружества. Адюльтеры, измены, хитросплетения судеб и магия тайных свиданий, величие и низменность - все это несвободно порой от чрезмерной экзальтации, подводящей прозу С. Цвейга к небезопасной грани развлекательной литературы. Одним из первых в литературе XX века Цвейг, отдавший дань фрейдизму, открыл ходы, которыми будет интенсивно пользоваться бульварная и массовая романистика, но избежал при этом односторонности интриг, самоцельной занимательности сюжета.
Широко известны исторические миниатюры С. Цвейга "Звездные часы человечества" (1927) и беллетризованные биографии ("Жозеф Фуше", 1929; "Мария Антуанетта", 1932; "Магеллан", 1938; "Бальзак", опубл. 1946). Описание исторической эпохи, общественных противоречий Цвейг переносит в сферу духовную. Нередко кажется, что изощренный психологизм с лихвой компенсирует анализ жизни общества, который возникает как итог и сумма страданий человеческих. В центре романизированных биографий, написанных С. Цвейгом, становление и развитие личности великой, героической. Классифицируя героев очерков, вошедших в цикл "Строители мира", писатель предлагает несколько субъективную схему: эпики (Бальзак, Диккенс, Достоевский), самовыразители (Стендаль, Толстой), демонические "мятежники и бунтовщики" (Гельдерлин, Клейст, Ницше). Хотя при создании романизированных биографий Цвейг опирался на документы, мемуары, автобиографии, он не стремился к жизнеописанию, а исследовал типы человеческие, характеры, души, прибегая к вымыслу и вольному воссозданию среды, обстановки, деталей.
В 1934 году Цвейг, имевший международное признание, эмигрировал в Англию, а потом в Бразилию, где вместе с женой в феврале 1942 года покончил жизнь самоубийством. В прощальном письме он пишет о гибели мира, говорящем на его родном языке, о том, что его духовная родина - Европа - сама подвергла себя уничтожению. Писатель признается, что его силы исчерпаны в долгих годах бездомных скитаний и он не видит возможности в шестидесятилетнем возрасте начать жизнь заною.
Понятие "пражская немецкая литература" сложилось в результате художественной деятельности литераторов, живших в столице Чехии, которая почти три столетия не имела независимости и входила в Австро-Венгрию. Немецкая колония в Праге насчитывала в начале века триста тысяч человек. Здесь жили Ф. Кафка, Р. М. Рильке, Г. Майринк, Ф. Верфель, М. Брод, Ф. К. Вайскопф, Э. Э. Киш. Немало содействуя посредничеству между немецкой и чешской культурой, большинство из них, евреи по национальности, создавали имевшую свой колорит пражскую немецкоязычную литературу. В начале века в ней сильно выражены тенденции экспрессионизма, символизма, модернистское начало.
Густав МАЙРИНК (1868-1932) родился в Вене, в детстве переехал с матерью в Прагу, где она, актриса, получила ангажемент в немецком театре. В Праге Майринк окончил гимназию и торговую академию, но занялся написанием мистических романов. Этому способствовало увлечение оккультными науками, что и создало вокруг его романов "Голем" и "Вальпургиевая ночь" ореол таинственности. В основе романов Майринка - ирреальное, фантасмагорическое, невероятные сны и видения. В "Големе" пересказана еврейская средневековая легенда. Эффект от нее усилен тем, что действие происходит в лабиринтах под старым еврейским кварталом и на древних кривых улочках Праги. Исследователи справедливо прочитывают провидческий смысл многих мистических образов Майринка, угадывая в них и фашистские газовые камеры, и "черные дыры". Писатель был популярен при жизни, потом забыт, а в шестидесятые годы интерес к нему вновь возродился.