Жан-Поль Сартр. Пытка мыслью - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2712
Флаг Auster[38]
1696
Флаг Jaaj.Club[42]
1404
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
458
Флаг tarakan[28]
429
Флаг Don Quijote[10]
220
Флаг gibulkaknop17[17]
207
Флаг BasK[10]
183

События

23.11.2024 05:26
📙📙📙

🔥Горячая новинка!🔥

Роман-участник Литмастерской Сергея Лукьяненко, бестселлер портала Author.Today.
Теперь в книжном магазине Jaaj.Club.


от нашумевшего автора


Октопус - Октавия КолотилинаОктопус - Октавия Колотилина

На самом дне Тихого океана скрыт город осьминогов. Главная героиня Рина Куравина с напарником проникают в подводные пещеры и попадают в плен. Всё было бы банально и просто, если бы не завязавшиеся отношения между Риной и одним из обитателей подводного мира.


📙📙📙
23.11.2024 05:07
🎄🎄🎄

Начался самый зимний турнир Jaaj.Club




Призовой фонд турнира

37500 Монета

Заработанные монеты можно тратить на рекламу своих произведений или книг, на покупку новых статей, спонсорство турниров и многое другое.



🎄🎄🎄
28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***

Комментарии

Вообще, что такое чернь? Это чёрная часть рисунка, а точнее, сам процесс нанесения рисунка на серебряный фон. Она готовится из сплава свинца, серебра, красной меди, поташа, серы, буры, соли. Рисунок на серебряной пластинке мастером процарапывается, углубления замазываются им кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром.
23.11.2024 Cocinera
Всё определяет вид ткани, из которого сшита одежда. Полезная информация об этом обычно указывается на ярлыке, который пришивается с изнаночной стороны.
23.11.2024 Клим
Серебро используют для всех изделий, как правило, высокой 925-ой пробы.
23.11.2024 Клим
Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia

Опрос

Как вы считаете, Jaaj.Club - это сложный сайт?


27.07.2019 Рубрика: Культура

Жан-Поль Сартр. Пытка мыслью

Автор: Jaaj.Club
Драматург, публицист, прозаик, известный философ-экзистенциалист, участник Сопротивления, Жан-Поль Сартр был идейным руководителем молодежной революции конца шестидесятых, сторонником "новых левых" и экстремизма.
1288 1 1 9 1582

407

Драматург, публицист, прозаик, известный философ-экзистенциалист, участник Сопротивления, Жан-Поль Сартр был идейным руководителем молодежной революции конца шестидесятых, сторонником "новых левых" и экстремизма. О его неровном пути хорошо сказал Л. Г. Андреев:
"Ему очень доставалось - и справа, и слева, тем более что вскормленная экзистенциалистской абсолютной свободой мысль Сартра не была чужда левачеству и анархизму. Сартр страстно боролся за мир и звал объединиться вокруг коммунистов, вокруг СССР как пункта сбора всех антивоенных сил. Он осудил сталинские лагеря - но напоминал о лагерях, созданных "свободным миром" для свободолюбивых борцов за незави­симость "третьего мира". Он осуждал колониальные войны во Вьетнаме, в Алжире - и появление советских танков в Венг­рии, в Чехословакии. Он отказался от ордена Почетного ле­гиона - и какой шум возник вокруг его отказа от Нобелев­ской премии!"
Жан-Поль Сартр окончил Эколь Нормаль - престижный гуманитарный вуз во Франции, защитил диссертацию по фи­лософии, преподавал в лицеях Гавра, Лиона, Парижа. С 1936 года начинают издаваться его философские сочинения: "Трансцендентность Я", "Воображение", "Набросок теории чувств", "Бытие и небытие". Восприняв идею Ницше "Бог умер", Сартр в своей философской системе отталкивается от абсурда как объективной бессмыслицы человеческого бытия. 

Основные положения атеистического экзистенциализма, ко­торому суждено было стать в послевоенной Франции ведущим течением духовной жизни наряду с католичеством и марксиз­мом, изложены в работе Сартра "Экзистенциализм - это гу­манизм?" (1946)

Первые произведения Сартра-прозаика - роман "Тошнота"(1938) и сборник рассказов "Стена" (1939) - принесли ему признание писателя и родоначальника литературного экзистенциализма, с которым во Франции связаны своим творчеством А. Камю и Симона де Бовуар. 

Повествователь в романе "Тошнота" - некто Антуан Рокантен. После шестилетнего путешествия он возвращается во Францию и поселяется в Бувиле, чтобы написать книгу о маркизе де Рольбоне, а для этого - закончить изыскания в местной библиотеке, где хранится богатейший архив маркиза. Из архива перед Рокантеном предстает личность маркиза. Интриган и авантюрист, сын своего века, столь безобразный внешне, что королева Мария-Антуанетта называла его "милой обезьянкой", он в то же время одерживал победы над блистательными при­дворными дамами, стал всемогущим наперсником герцогини Ангулемской и делал погоду при дворе. Маркиз побывал в Рос­сии, где, говорят, приложил руку к убийству Павла I, что и пы­тается доказать исследователь его жизни, постепенно приходя к выводу, что "доказать вообще никогда ничего нельзя". 

Сартр не собирается создавать жизнеописание знамени­того маркиза. Его интересует состояние души и мироощущения своего современника Антуана Рокантена, и он намеренно строит роман как дневник ученого и философскую прозу но­вого типа. Это роман о власти тошноты, в которой оказался ученый, напряженно работающий над замыслом и находя­щийся в естественном для него состоянии изолированности от мира. Рокантен испытывает обычные для творческого про­цесса сомнения (писать исторический труд или лучше роман, поскольку Рольбон-человек интересует его куда больше, чем книга, которую он должен написать) и неудовлетворенность. Вместе с тем, состояние тошноты становится в романе Сартра емкой метафорой страха и одиночества, существования как такового. Это поиск своего "я" и смысла бытия, преодоления отвращения к себе, к своему собственному "одному из ник­чемных существований", детально описанный на примере взаимоотношений персонажа с окружающими - прохожими, посетителями кафе, обслуживающим персоналом, читателями библиотеки, подругой Анни. Рокантен общается с ними, но чувствует себя лишним в этом мире странных, далеких и не­понятных ему существ. Он слоняется по интерьерам и экстерьерам города, попадает то в "ловушку" зеркала и теряет очертания собственного лица от долгого созерцания, то в "ло­вушку" окна и пристально разглядывает старый вокзал, забор, стройплощадку Бувиля. Он вглядывается в корень каштана на бульваре, прикасается к вещам, предметам и обнаруживает их существование, но навязчивая близость этого существования невыносима для него и неизбежно ввергает его в тошноту.
"Так вот что такое тошнота,- понимает Рокантен,- значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность?.. Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне безразлично. Странно, что все мне на­столько безразлично, меня это пугает".
Помышляющий о самоубийстве, но неспособный его со­вершить в своем апатичном одеревенении, "лишний" Антуан Рокантен как бы предвосхищает мироощущение "чужого" Мерсо из повести Камю, хотя Сартр и Камю далеко не во всем принимали друг друга. Роднит этих писателей экзистен­циалистская идея абсурдности мира, к которой приходит Ро­кантен в процессе мучительной работы Ума и Души: "Я понял тогда, что нашел ключ к Существованию, ключ к моей Тош­ноте, к моей собственной жизни. В самом деле, все, что я смог уяснить потом, сводится к этой основополагающей аб­сурдности". 

Для понимания позиции Сартра важен разговор его героя о гуманизме. Рокантен возражает Самоучке, кото­рый обратил на себя внимание в библиотеке тем, что читал все книги подряд в алфавитном порядке. Естественно, мысли Самоучки, взятые напрокат, банальны и однозначны. Самоучка допытывается от Рокантена, какова цель его трудов, и не может понять, что того не привлекает мирская суета и что он пишет только для того, чтобы писать. Рокантен вспоминает о разных типах гуманистов, не веря в искренность ни радика­лов, ни католиков, ни коммунистов: "Писатель-коммунист любит людей со времени второго пятилетнего плана. Он кара­ет их, потому что их любит. Стыдливый, как это свойственно сильным натурам, он умеет скрывать свои чувства, но за не­умолимым приговором поборника справедливости умеет взглядом, интонацией дать почувствовать свою страстную, терпкую любовь к собратьям". Рокантен настойчиво повторя­ет, что не считает себя гуманистом, из чего вовсе не следует, что он мизантроп, как показалось Самоучке. "Я не совершу глупости и не стану рекомендоваться "антигуманистом",- говорит Рокантен, - Я просто не гуманист, только и всего".


Рокантен предстал типичным для экзистенциализма геро­ем вне социальных связей и нравственных обязательств, на пути обретения абсолютных одиночества и свободы. Он при­влек глубиной исследования жизни "в себе", провозглашени­ем свободы от общества и бессмысленного мира, свободой делать выбор и отвечать за него, воспринимая ответствен­ность вне социальной значимости.  

Действие рассказа "Стена", давшего название целому сбор­нику новелл, происходит в республиканской Испании во вре­мя гражданской войны и моделирует абсурдность бытия. Среди заключенных в камере ожидает казни анархист Пабло Иббиета, оказывавший содействие республиканцам. Он разыгрывает мнимое предательство. Не ради спасения своей жизни, кото­рой, как истинно экзистенциалистский герой, он не дорожит, а чтобы пошутить над палачами, доказать свое над ними пре­восходство - превосходство человека, презревшего смерть. В итоге он действительно оказывается предателем. По злой воле рока, как сказали бы древние мыслители, а по объяснению автора - согласно антилогике абсурда. Сартр исследует по­граничную ситуацию, в которой смерть неестественна, но и жизнь нелепа, как абсурдный фарс. 

В 1940 году, находясь в немецком лагере для военноплен­ных, Сартр написал пьесу "Мухи"; через три года она была поставлена в Париже и воспринята как пьеса антифашист­ская. Проблемы личной ответственности, выбора и свободы решались в ней на мифологической основе, как это было в "Антигоне" Ануя и драмах Клоделя. Обращение французской драматургии в сороковые годы к мифологии продиктовано не только цензурными соображениями. Эта форма оказалась удобной для выражения философских идей экзистенциализма, набиравших тогда популярность. Герой трагедии "Мухи" Орест прибывает в Аргос, где на­ходится дворец его предков. В нем после злодейского убийст­ва отца Ореста живет со своим новым мужем Эгисфом мать героя. В Аргосе героя встречает жуткая реальность: полчища трупных мух, зловоние, вереницы плакальщиц, молящиеся старухи. Преступно взошедший на престол Эгисф учредил культ мертвых и заставил живых каяться в грехах перед ними, принудил забыть о свободе, находиться в постоянном страхе. Людям это, как ни странно, не в тягость. "Они лелеют свое горе, они нуждаются в привычной язве и заботливо поддер­живают ее, расчесывая грязными ногтями. Их можно вы­лечить только насильно: зло одолеешь лишь злом",- говорит Оресту сестра Электра. Воспитанный в традициях светлого скептицизма, Орест сохраняет какое-то время позицию стороннего наблюдателя. Затем "свобода ударяет в него, как молния". Он активно вмешивается в судьбу в общем-то далеких ему горожан, мстит Эгисфу за отца, но совершает этот поступок с одной-единственной целью - ощутить себя свободным и доказать, что человек свободен. Он противостоит богам и царям, секрет ко­торых выдает Юпитер: они знают, что люди свободны, но лю­дям это неизвестно. В результате своего выбора Орест оказы­вается совершенно одиноким (толпе свобода не по плечу), покинутым даже сестрой, но он идет до конца, уводит за со­бой эриний (богини мщения и угрызений совести), очищает город. "Что мне Юпитер? - восклицает он. - Справедливость - дело людей, и я не нуждаюсь в богах, чтоб знать, в чем она состоит. Справедливо раздавить тебя, гнусный пройдоха, справедливо свергнуть твою власть над жителями Аргоса, справедливо вернуть им чувство собственного достоинства". В трагедии "Мухи" содержалась попытка противопоста­вить разум и нравственный императив иррационализму и мистике, к которым прибегла фашистская идеология. 

Однако, хотя пьеса Сартра несла антифашистский подтекст, она рас­ходилась с пониманием сопротивления как народного и мас­сового организованного протеста, которое утверждала комму­нистически ориентированная литература. Полемика с Сарт­ром и экзистенциализмом драм Ануя содержится, например, в романе Луи Арагона "Коммунисты". Арагон считал, что мифологическая драма, при всем ее антифашизме, экзистенциа­листична, ищет выход для "одинокого человека", наполняет смыслом борьбы его бытие, игнорируя при этом народ и саму возможность массового сопротивления.

В послевоенном творчестве Сартра драматургия займет наиболее важное место. В пьесах "За запертой дверью" (1945), "Мертвые без погребения" (1946), "Дьявол и господь бог" (1951), "Затворники Альтоны" (1960) развиты возможности интеллектуального театра, философской рационалистической притчи. Для Сартра характерна, по словам С. Великовского, "пытка мыслью", что проявилось во всем его творчестве, и особенно в романе "Дороги свободы" и программных фило­софских сочинениях.   
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Альбер Камю. Концепция человека абсурдного

Выдающийся мыслитель и писатель, лауреат Нобелевской премии 1957 года Альбер Камю родился в Алжире, окончил философский факультет в Оранском университете. Детство Камю прошло в среде белой бедноты. В студенческие годы он активно работал в передвижном театре труда. Читать далее »

Франсуа Мориак. Горькие и жестокие романы Мориака

Классик французской литературы, один из "бессмертных", член Французской Академии и лауреат Нобелевской" премии, Франсуа Мориак был "нравственным гидом" поколения и летописцем сельской жизни в окрестностях Бордо, где находилось его родовое имение. Читать далее »

Комментарии

#72522 Автор: МилаЗах написано 9/28/2023 7:59:34 AM
Прекрасная статья,не знала, что Сартр прошел лагеря.