"Капитанская дочка" - последнее и самое совершенное прозаическое произведение Пушкина. Начатое в 1833 году, оно было окончательно отделано осенью 1836 года. Эта повесть Пушкина чрезвычайно характерна для творчества поэта последнего периода его жизни.
Довольно широко распространено мнение, что Пушкин в этом своём произведении стоит на точке зрения приятия действительности. В частности, такое мнение было около века назад высказано Д. Благим: "Переход от "маленьких трагедий" к "смиренному" реализму, к широчайшему приятию действительности "Повестей Белкина" и "Капитанской дочки" продиктован тем же смирением, примирением Пушкина с реальностью, как и эволюция его классового сознания и развитие его историко-политических воззрений".
На самом деле это не так. "Капитанская дочка" свидетельствует не о приятии действительности, а о резком протесте против неё.
1
Одним из главных соображений в пользу того мнения, что "Капитанская дочка" есть выражение пушкинского приятия действительности, является то обстоятельство, что в ней якобы даётся идеализированный образ монарха. Это образ Екатерины. Так ли это? В "Капитанской дочке" Екатерина появляется один раз. И это знаменательно.
Марья Ивановна Миронова, чтобы спасти из заключения Гринёва, своего жениха, отправляется в Петербург, намереваясь увидеться с Екатериной, чтобы получить от неё прощение. Прощение она получает. Но как Екатерина его даёт?
Она прощает Гринёва только после того, как убедилась в его полной невиновности, выслушав рассказ Марьи Ивановны. Когда же она услышала просьбу Марьи Ивановны, ещё не зная о полной безвинности Гринёва, она резко её отклонила.
Поэтому поступок Екатерины отнюдь не является чем-то таким, что свидетельствует о её доброте, милостивости. Он скорее говорит о её повышенной дипломатичности и внимательности к дворянам.
Екатерина зависела от дворян и поэтому тщательно избегала всякой несправедливости по отношению к ним.
Интересно свидетельство Бретейля, французского посла при дворе Екатерины:
"В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжёлую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".
Таким образом в описании поступка Екатерины какой-либо идеализации её Пушкиным видеть нельзя.
Но Пушкин даёт в нескольких местах якобы положительную словесную характеристику Екатерины.
Кроме того, Екатерина, не ограничившись освобождением Гринёва, одаривает ещё и Марью Ивановну: "Знаю, что вы небогаты - сказала она, - но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние".
С первого взгляда, эта характеристика Екатерины очень близка широко распространённому в то время апологетическому отношению к ней. Это как будто бы представляет собой совершенно неодолимое препятствие для нашей точки зрения. Но только с первого взгляда. На самом же деле это лишь ещё одно подтверждение её правильности.
Пушкин рисует здесь внешний, парадный облик Екатерины, за которым скрывалась её подлинная сущность.
Таким образом, и приветливость, и щедроты - то есть то, о чём говорится в приведённых отрывках, - только лишь ловкий приём, который ей обеспечивал расположение окружавших.
Закулисная сторона поступков этой хитрой правительницы умевшей тонко учитывать психологические особенности и слабости людей, конечно, не могла быть раскрыта Пушкиным в те времена со всей ясностью. Но, как мы видели в эпизоде встречи Марьи Ивановны с Екатериной, Пушкин даёт возможность понять его истинное отношение к царице.
Если мы обратимся к пушкинским "Заметкам по русской истории XVIII века", то там мы прочтём:
"Если царствовать - значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сём отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали".
И тут же Пушкин называет её "хитрой женщиной".
В "Заметках", кроме приведённых строк, есть еще и такие:
"От канцлера до последнего протоколиста всё крало и всё было продажно. Таким образом развратная государыня развратила и своё государство".
Итак, и речи не может быть о том, что Пушкин в "Капитанской дочке" идеализировал Екатерину. Перед нами та же "хитрая женщина", о которой Пушкин говорит в "Заметках". Следовательно, "Капитанская дочка" не заключает образа идеального монарха.
2
Не давая образа идеального монарха, "Капитанская дочка" содержит критику реальной монархии.
Прежде всего осуждается жестокость правительства. Тяжёлым обвинением звучит сцена с "башкирцем", который подвергался страшному наказанию за участие в восстании 1741 года. Пленного "башкирца" намереваются пытать, чтобы выудить у него показания.
В таком же духе даётся и эпизод с виселицей (из "Пропущенной главы").
Совершенно недвусмысленны и заключительные строки "Пропущенной главы":
"Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачёвым... самовластно наказывали виноватых и безвинных".
Самая характерная черта николаевской монархии - это огромное увеличение роли бюрократии в управлении государством.
И вот в "Капитанской дочке" даётся резкая критика бюрократии и чиновничества. Пушкин говорит о неспособности и бездарности оренбургского начальства, неумелые меры которого сильно благоприятствовали мятежникам и тяжело сказывались на местном населении.
Особенно ясной эта критика становится, если просмотреть соответствующие страницы "Истории Пугачёва".
Для борьбы с осаждающими Рейнсдорп (оренбургский губернатор) не нашёл ничего лучше, как излавливать мятежников капканами. Этот же Рейнсдорп совершенно по-дурацки выпускает из рук Пугачёва и Хлопушу.
Итак, не заключая идеала положительного монарха, "Капитанская дочка" заключает ещё и критику реальной монархии. Следовательно, ни о каком примирении Пушкина с действительностью в период написания "Капитанской дочки" говорить нельзя.
3
Чтобы подойти к выяснению положительной идеи "Капитанской дочки", надо обратить внимание ещё на одно обстоятельство.
Как мы уже говорили, Пушкин резко осуждает жестокость правительства по отношению к восставшим. Но осуждает он и жестокость повстанцев. Он говорит о восстании:
"Состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный".
Неправы крестьяне, ищущие избавления в бунте. Неправо и государство, стремящееся жестокостью усмирить крестьян. Где же выход?
Пушкин этот выход указывает:
"Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".
Соответственно этому противоречия между крестьянством и дворянством могут быть в очень значительной мере урегулированы. Как это может произойти, указывается на примере взаимоотношений Гринёва и Савельича.
Гринёв, получив известие из Белогорской крепости о том, что Швабрин принуждает Марью Ивановну выйти за него замуж, решается ехать туда, чтобы выручить её. Эта поездка чрезвычайно опасна, так как на пути хозяйничают повстанцы. Гринёв объявляет о своем намерении Савельичу. И Савельич едет, несмотря на то, что ему грозит смертельная опасность.
Точно так же поступает и Гринёв. По выезде из Оренбурга, он с Савельичем наезжает на караул повстанцев. Гринёву удается ускакать, но Савельич не успевает за гринёвским "долгоногим бесом" и попадает в руки повстанцев. Гринёв, чтобы выручить Савельича, возвращается обратно.
Любопытно, что линия Гринёв - Савельич развивается дальше и переходит в линию Гринёв - Пугачев. Между этими людьми также устанавливаются прекрасные отношения.
И факт существования этих прекрасных отношений, очевидно, говорит за возможность их существования. А признаваемая Пушкиным возможность наличия прекрасных отношений между вождём крестьянской революции и Гринёвым говорит об очень многом.
В изображении Савельича и Пугачёва отчетливо видна симпатия Пушкина к ним. В этом можно убедиться, просмотрев несколько сцен. В отношении Савельича об этом говорит, например, сцена разговора Гринёва с Савельичем. Помилование Гринёва, поездка с ним в Белогорскую крепость для освобождения Марьи Ивановны, твёрдость и независимость Пугачева после ареста говорят о доброте, силе и благородстве характера, которыми Пушкин наделяет мятежного Емельяна Пугачёва.
В "Капитанской дочке" явно обнаруживается симпатия Пушкина к народу, резкое осуждение жестокостей и бессмысленного насилия правительства, вызывающего ответную жестокость народа. Таким образом опять мы убеждаемся в противоправительственной тенденции "Капитанской дочки".
На основе анализа исторических работ Пушкина и "Капитанской дочки" делался вывод о его крепостнических взглядах. Так, например, поступил М.Н. Покровский. Он заявляет:
"Пушкин был барин-крепостник, но приличный, без "эксцессов". Это надо сказать прямо и просто".
Думается, что для такого вывода совершенно нет оснований.
Пушкин в "Капитанской дочке" указывает способ, который может способствовать улучшению отношений между крепостными и дворянами. Но это вовсе не значит, что он стоял в принципе за сохранение крепостного права. Жизнь все настойчивее и настойчивее выдвигала вопрос о всей катастрофичности положения и заставляла искать решения. Это была программа-минимум великого гуманиста, которая не устраняла возможности существования программы-максимум.
"Капитанская дочка" - одна из любимых книг детей. Занимательность сюжета, разнообразие действующих лиц, их блестящая художественная обрисовка, юмор - всё это дано в простой и вместе с тем совершенно гениальной форме, которая всецело делает эти элементы художественной структуры "Капитанской дочки" доступными и понятными юному читателю.
Но идея этого произведения, написанного в период страшной николаевской цензуры, идея протеста и разрушения, замаскирована Пушкиным. И в облегчении понимания этой "утаённой" идеи будет заключаться задача того, кто руководит детским чтением.