Сегодня ведьм чуть ли не каждый день можно увидеть по телевидению - они участвуют в соревнованиях, выступают экспертами, раскрывают всему миру прежде тайные знания. Мы потребляем этот продукт массовой культуры, редко задумываясь - наши предки представляли ведьм совсем по-другому. И знали, что с ними делать.
В каждом регионе были свои представления о ведьмах. "
Когда-то давно, когда магия была не экзотикой, а частью нашей жизни, в каждом поселении были мужчины и женщины, обладавшие магическими способностями, - пишет в книге "
Знаки магии"
Громовица Бердник. -
Женщины руководили внутренней жизнью племени или рода, лечили болезни и предсказывали будущее, отсюда и происходит слово "ведьма" - то есть "тот, кто знает, ведает".
Но с приходом христианства прозвище "ведьма" закрепилось за злодейками, которые жить не могут, если не творят зла людям. Такие ведьмы бывают родимые и ученые. "
У тех, что родимые, сзади торчит маленький хвост. А неродимые - без хвоста, они переродились из яростных женщин", - такая идея, записанная в селе Беринова, напечатана в книге
Владимира Шухевича "
Гуцульщина" (1908 год). "
Как родится семь девушек в семье, а между ними не будет ни одного парня, то одна из них точно ведьма. А как есть больше, чем семь девушек, то все справедливые"- это рассказ
Анны Жигалюч из Космачей из этой же книги. Считалось, что "
хуже ведьма ученая, чем прирожденная", ибо рожденные такими, могли даже помогать людям в отдельных случаях. Кроме хвоста, у ведьм было еще несколько физиологических различий. "
Это существо, имеющее тело сверху как у каждой женщины, но не имеющее груди, и с рождения у неё на теле присутствуют волосы", - рассказывала
Жигалюч.
Главной задачей ведьм было принесение вреда. Кстати, верили, что каждая из них имеет свой отдельный участок работы и на чужой никогда не лезет. Соответственно, есть ведьмы от коров, овец, коз, свиней, гусей, рыб, змей, пчел, грибов, картошки, яиц, дождя, засухи, мороза. Но больше всего их обвиняли в том, что они забирают молоко. "
На дверях конюшен даже делали крест, или просто рисовали его мелом, а в тех селах, где была нефть, - мазутом, - рассказывает краевед
Петр Арсенич, -
так сберегали коров".
Совершали свои дела ведьмы только под покровом ночи. "
Сходятся на какой-то горе, или на границе меж полей и там совещаются, там раздает им черт шерсть, чтобы было чем вредить людям. Как люди режут свинью, и бросают шерсть в навоз, вот ее и забирает черт для ведьм", - говорится в книге
Шухевича. А по большим праздникам ведьмы ездили на шабаши - крупнейший из которых происходил именно на
Ивана Купала. Рассказы о том, как летали за ними ребята-слуги или солдаты, что попросились переночевать в доме, были довольно распространенными в селах.
И хоть и боялись люди ведьм, но как те уж вредили, совершали над ними расправу. В книге "
Гуцульщина" находятся упоминания о том, как наказывали ведьм - "
таких брали, да вязали верёвкой, подвешивали на крючок и пекли, пока не признавалась и не отменяли засуху или дождь, или другое, что злое придумали. Поговаривали старые люди, не одна ведьма погибла в их руках. А как умрет так, то будет дождь или засуха, пока голову ей не отрубят".
Есть и история о том, как забыли отрубить ведьме голову, тогда дождь лил непрестанно - "
Собрались три человека - ночью взяли покрывало, свечи и водку и пошли на кладбище. Нашли гроб, чтобы никто не видел - да и откопали. Смотрят, а в гробу цветов полно и ведьма вывалила язык. Выпили водки, отрубили голову, а кровь потекла как у живого". И не сошло тем мужчинам это так просто с рук, потому что "
взяли ведьмину косу и положили на гроб, себе на беду, потому что нанесли ей визит".
"
Вера в ведьм была распространена у нас где-то до половины прошлого века, - рассказывает
Петр Арсенич, - особенно на гуляниях любили пересказывать подобные истории. Бывало возвращаешься домой и тебе что-то такое страшное мерещится.
Помню такой случай - где-то в 80-х годах я был у себя в селе. Видел как молния попала в ель. Одна женщина вышла и начала просматривать трески. Нашла ту, где осталось отверстие от сука и забрала с собой. Пояснила, что из-за такой трески хорошо доить корову, поскольку ни одна ведьма не подступит".
Вера начала уменьшаться, когда наши села стали не такими закрытыми, отмечает краевед. Начали организовывать
колхозы, приезжать чужие люди, и крестьяне стали чаще бывать в городе. Но, конечно, полностью она не исчезла. Например, до сих пор является распространенным обычай одевать ребенка и говорить - "
Чтобы не в год". Ранее именно это считалось оберегом от зла ведьминого глаза. И едва ли не в каждом селе найдется женщина, о которой скажут - что-то она знает.
"
Сама я родом из села, - рассказывает студентка философского факультета Оксана, -
у нас там есть Лысая гора. Говорят, что именно туда слетались все ведьмы. У нас и сейчас есть пару бабушек, которые занимаются гаданием. Не знаю, действительно ли они имеют силу, но людей к ним приезжает много". А вот ее подруга Татьяна говорит, что в ведьм не верит, но добавляет - "е
сли мы не верим в них, это еще не значит, что они не верят в нас".