События

07.11.2019 18:54
===
Обновился дизайн основных страниц.
Нажмите
CTRL+F5
для вступления изменений в силу.
===
06.11.2019 20:15
===
Сегодня в 13:45 по Калифорнийскому времени неизвестные в чёрных шапках совершили налёт на лавку "Нужные Вещи" и унесли почти все предметы с прилавков.
Предметы, которые были на руках у пользователей Jaaj.Club не пострадали.
===
23.10.2019 20:22
===
Вышло очередное обновление Jaaj.Club

===

Комментарии

Переутомился парнишка, почудилось. Хотя, и это уже не байки, описаны случаи встречи с людьми "без лиц". Только все они мужского рода. А тут девушка на крыше в качестве зрителя местного стадиона. Странное событие, значится, ухо востро следует держать при встречах с незнакомками.
13.11.2019 Клим
Да, там куда не плюнь - одни тайны и всё засекречено. Надо туда прогуляться и осмотреть всё самому.
12.11.2019 admin
Нигде, повторяю, ни в одном телепередаче либо статье в Интернете не говорится, почему Дятлов, оставив свою группу в Ивделе накануне похода на гору, ездил в посёлок Лозьвинский к начальнику ИТУ-56 (исправительно-трудовая колония, в 30 км от райцентра).
12.11.2019 Клим
- Да мало ли что пьяная женщина пообещает!
Великолепно!
12.11.2019 Клим
Очень жизненно, это точно
12.11.2019 admin

ТОП 10

Михаил Шнапс [23] 58307
boris [28] 33288
serega003 [19] 28377
Vladkor54 [18] 20408
Auster [33] 17045
Сергій Малюта [35] 8285
tarakan [26] 8123
admin [33] 4759
nat1971 [16] 4232
port-777 [14] 4202

Статистика

Пользователей: 13720
Активных купонов: 62
Всего купонов: 101763
Произведений: 2228
В работе: 3229
Активных Битв: 10
Опубликовано Книг: 80
Монеты: 36659523
Автор: inolit 05.09.2019
Рейтинг статьи: 1 Просмотров: 1 | 121
Использовано:
Купон #53204 на сумму 297
Немецкая литература первой половины века художественно осмыслила трагическую историю Германии: поражения в двух войнах, инициатива в развязывании которых принадлежала ей самой, победу на выборах 1933 года национал-социалистической партии Гитлера и двенадцать лет существования фашистской диктатуры.

419

Немецкая литература первой половины века художественно осмыслила трагическую историю Германии: поражения в двух войнах, инициатива в развязывании которых принадлежала ей самой, победу на выборах 1933 года национал-социалистической партии Гитлера и двенадцать лет существования фашистской диктатуры. В ноябре 1918 года император Германии отрекся от престола, через два дня это же сделал император Австро-Венгрии, в результате чего многие закабаленные народы Европы получили независимость. Усиление революционного движения в Германии закончилось провозглашением в 1919 году республики (так называемая Веймарская республика). После объединения левых социал-демократических сил на основе "Союза Спартака" (1916) при участии Карла Либкнехта и Розы Люксембург, теоре­тиков рабочего движения, создается Коммунистическая партия Германии (1918). Это были годы монополизации крупного капи­тала, проникновения его в сферу культуры и создания по амери­канскому образцу индустрии массовых развлечений. Однако эй­фория "золотых" двадцатых сменяется в Германии "черными" тридцатыми. В гитлеровском рейхе торжествует власть, вознесшая себя на культе силы. Литература стала объектом преследования. 10 мая 1933 года на площади Оперы в Берлине победа фашистов была ознаменована сожжением книг. Число неугодных писателей со временем достигнет почти шести тысяч; в него вошли не только коммунисты, демократы и евреи, но и все свободолюбивые клас­сики, экспрессионисты, гуманисты и пацифисты. Нацистское сито оставляло лишь все самое "здоровое", отвечавшее арийским нормативам чистоты расы и верности победившей идеологии. Страну стали покидать известные всему миру писатели и худож­ники. Центры немецкой эмиграции складываются в Праге, Па­риже, Лондоне, Палестине, Бразилии; активно работают объеди­нения немецких писателей в США, Мексике, Советском Союзе. Для многих немецких писателей эмиграция затянется до конца жизни, они предпочтут после разгрома фашизма не возвращаться ни в одну, ни в другую Германию: Томас Манн похоронен в Цюрихе, покончил с собою во Франции его сын Клаус Манн, автор романа "Мефисто", в Швейцарии могила Э. М. Ремарка, в США - Фейхтвангера, швейцарское подданство принял Герман Гессе. Немецкая литература Сопротивления рождалась в эмиграции, в разных странах мира - от Советского Союза до Мексики, где нашли приют изгнанные фашистами писатели. Вся немецкая эмиграция стала символическим подпольем, в котором сража­лись пером и поэтической строкой. В Москве в Лаврушинском переулке родилось знаменитое стихотворение "Я - немец" Ио­ганнеса Роберта БЕХЕРА (1891-1958). Уже достаточно извест­ный к тому времени, писатель имел изданные сборники "Распад и торжество" (1914), "К Европе" (1916), "Всем!" (1919). В них определилась его гражданская позиция, неприятие войны, соци­ального гнета. Экспрессионист Бехер, чьи революционные на­строения определились уже в начале творческого пути ("Баллада о тачке", "Баллада о левой ноге", "Оружие"), принял русскую революцию, был одним из друзей советского народа, и место его эмиграции было избрано не случайно: в Советском Союзе рабо­тал национальный комитет "Свободная Германия", активным сотрудником которого был Бехер. Поэзию Бехера периода изгнания пронизывают темы по­иска Германии, ответственности перед отечеством, готовности сражаться против фашизма. На четвертый год после фашист­ского переворота он спрашивает в стихотворении "Слезы отечества anno 1937", которое перекликается со знаменитым сонетом Андреаса Грифиуса:
Скажи, Германия, что сделали с тобой? 
Германия вольна? Германия - в почете? 
Ты обрела себя в довольстве и в работе? 
И каждый для других здесь жертвует собой? 
"Проснись, Германия!" - таков был клич лихой. 
Сулили всем дары, каких вы не найдете. 
И обольщенная, ты по своей охоте 
Сдалась цучителям. 
Они творят разбой.

(Пер. Г. Ратгауза)
Бехер вспоминает родные просторы, Рейн и Неккар, кантаты Баха и лазурь Грюневальда и выражает уверенность, что зло бу­дет сломлено:
Отныне,
О слово, краска, звук - воспрянь, ликуй, живи!
В стихотворении "Я - немец", написанном после того, как в московском дворике раздался крик 
"Немец летит!" как клич ужаса, поэт проводит грань между немецкой историей, культурой 
И фашизмом, от которого решительно отмежевывается:
Я -немец... И самой судьбою мне „ 
Начертан путь - немецким стать поэтом.
Я - немец. Но я знаю: немцем быть - 
Не значит в муки повергать полсвета. 
От этих немцев мир освободить - 
Вот в чем я вижу высший долг поэта.

(Пер. Л. Гинзбурга)
Широко известны стихи Бехера "Где ты была, Германия", "Детские башмачки из Люблина", "Благодарность Сталингра­ду", стихи из послевоенных сборников "Возвращение на ро­дину" (1946), "Любовь не знает покоя" (1957), "Книга образов" (1914-1952), куда вошли стихи, создававшиеся на протяжении полувека, медальоны "Прометей", "Одиссей", "Данте", "Мая­ковский", свидетельствующие о сочетании в индивидуально­сти Бехера агитатора, философа и лирика. В эмиграции были созданы книги, вошедшие в немецкую классику: "Доктор Фаустус" Т. Манна, "Седьмой крест" А. Зе­герс, "Матушка Кураж" и "Галилео Галилей" Б. Брехта, "Лже­Нерон" Л. Фейхтвангера. Что же касается гитлеровского рейха, то там существовала отборная по идеологической направлен­ности "барабанная лирика", служившая официальной пар­тийной пропаганде, культу крови и войны. Усиление нацио­нализма порождает романы "крови и почвы", романтизи­рующие войну как путь к мировой гегемонии (Э. Двингер, Э. Юнгер). Иррационализм и мистика стали основой для на­ционального самовыражения и освобождения "немецкого де­мона". Те же из писателей, кто не покинул отечество, нахо­дились в условиях духовной эмиграции и писали в стол: так, книги Г. Фаллады и Г. Гауптмана увидели свет только после освобождения Германии от фашизма. Уместно вспомнить слова Э. Хемингуэя из речи "Писатель и война", произнесенной на втором съезде американских пи­сателей (1937): "Есть только одна политическая система, которая не может дать хороших писателей, и система эта - фа­шизм. Потому что фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами. Писатель, который не хочет лгать, не может жить и работать при фашизме. Фашизм - ложь, и потому он обречен на лите­ратурное бесплодие". Остается только добавить, что суть фа­шизма нередко прячется за привлекательными и гуманными лозунгами, за подменой сути понятий. Коллективная идея, забота о народе, насилие как мера временная и вынужденная, чтобы избавиться от противников, - а в итоге растаптывается личность, попираются основы демократии.
Немецкая литература первой половины века пыталась ос­мыслить своеобразный комплекс фашизма, его корни и фор­мы бытования, проблемы вины и ответственности немецкой нации за содеянное, роль интеллигенции. Она разоблачала антинародную суть нацизма, противопоставляя ему гумани­стические традиции, реабилитировала национальную исто­рию, фальсифицированную фашистской пропагандой. Литера­тура убедительно показывала, что варварство преходяще и что деспотическая власть потерпит крах, как это уже не раз случалось в истории. Она вселяла надежду на победу разума. Несмотря на террор и тотальные репрессии, антифашистское Сопротивление существовало и в Германии. Был создан не­мецкий народный фронт, председателем организационного комитета которого стал Генрих Манн. История Германии прошла через судьбы литераторов, за­ставила их определить свое место, сделать выбор: принимать или не принимать политические формы борьбы, прибегать или не прибегать к насилию, чтобы спасти мир от фашизма. Активно примыкают к Сопротивлению революционно настро­енные художники, воспринявшие антибуржуазный пафос Ок­тябрьской революции, определившие свои симпатии по от­ношению к Стране Советов. Большинство из них участвовали в подпольной борьбе в годы Веймарской республики. Главное их оружие - антифашистская пропаганда художественным словом. Среди этих писателей - И. Бехер, Э. Толлер, Э. Вайнерт, Г. Манн, А. Цвейг. Другая группа писателей, осуждая войну и фашизм, испытывала недоверие к политическим формам борьбы и скептически оценивала роль масс в истории (Э. М. Ремарк, Т. Манн). Атмосферу начала века в Германии определял экспрессио­низм: группировки поэтов, кружки, антоло­гии и альманахи способствовали интенсивному раскрепощению художника, возвестившего миру о своей драме криком. В 1919 году вышел сборник с красноречивым названием "Сумерки человечества", куда вошли стихи двадцати трех поэтов. Его со­ставитель Курт ПИНТУС (1886-1972) известен как ведущий теоретик экспрессионизма. Предтечей экспрессионизма считают поэзию Георга ГЕЙМА (1887-1912). Жизнь поэта оборвалась трагически в двадцать четыре года. Он успел подготовить только два сборника - "Вечный день" (1911) и "Umbra vitae" (1912), однако их было достаточно, чтобы имя его навсегда вошло в историю поэзии. Свойственное Гейму трагическое мировосприятие воплотилось в новой образности и новом поэтическом языке, в стихах-символах нового века. Они оказались провидческими: часто встречаемые в них образы смерти ("Мертвецкий дом", "Спящий в лесу"), эшафота, госпиталя, каркающего воронья нагнетают атмосферу, в которой скоро окажется Европа, катившаяся к войне. Поэзию Гейма пронзает предчувствие огромных бед, знамением которых считали появившуюся в те годы комету Галлея, бед, неизбежных для городской цивилизации:
...Наплывает и уплывает несчетный люд. 
Улицы, как жилы, пронизали город. 
Монотонно гудят из блеклого затишья 
Тупые звуки тупого бытия.
Рождение, смерть, насильственное однообразие, 
Шелест ветра, долгий предсмертный крик - 
Тупо, слепо, мимо и мимо -
И блеск, и пламя, и факелы, и пожар, 
Издали вскинувшие грозную длань 
Высоко над облачной пеленою.

(Пер. М. Гаспарова)
Печать мучительных ошибок наложил XX век на твор­чество Готфрида БЕННА (1886-1956), одного из крупнейших немецких поэтов, которого по масштабу дарования сравнива­ли с Рильке и Георге. Первый сборник Бенна "Морг" (1912) отмечен эстетизацией безобразного и поэтикой экспрессио­низма. Врач по образованию, Бенн открывает запретную ра­нее для лирики изнанку homo sapiens - физиологию, сферу патологоанатомии и хирургии:
Венец творенья, боров, человек, 
Ступай, куда положено - в свинарник!

(Пер. В.Топорова)
"Темный Бог" становится ведущей темой его пессими­стической поэзии, в которой, однако, остается и прекрасное (сб. "Сыновья", "Астрочка", эссе "Свершение перспектив", "После нигилизма"). В двадцатые годы поэт расстается с авангардистским радикализмом, обращается к классическим формам, разрабатывает собственную концепцию творчества как виртуозной судьбоносной игры. Проблематика позднего творчества Бенна близка экзистенциализму ("Статические стихи", "Хмельной поток", "Дистилляция"). Революционный подъем в Германии выражен по-своему как в творчестве экспрессионистов, так и в стихах пролетар­ских поэтов, которым приходилось художественную деятель­ность сочетать с политической работой, участием в восстани­ях и забастовках, пребыванием в тюрьмах. Пафос времени выражало стихотворение И. Бехера "Привет немецкого поэта Российской Советской Федеративной Республике" и сборник "Всем!". Эрих МЮЗАМ (1878-1934) - член правительства Баварской Советской республики - создал журнал в защиту прав человека "Каин" и группировку "Акцион", оказавшие революционизирующее влияние на молодежь. В тюрьме Мюзам написал драму "Иуда" (1921), песни "Советская марселье­за", "Марш красногвардейцев". С 1926 по 1931 год он издавал антифашистский журнал "Фаналь". После поджога рейхстага Мюзам был арестован и убит в концлагере. Курт ТУХОЛЬСКИЙ (1890-1935) - поэт левого направ­ления, автор революционной песни "Красная мелодия", бал­лад, сатирических фельетонов и репортажей, рассказов (сбор­ники "В пять лошадиных сил", 1928; "Замок Грипсхольм", 1931). Поэт сотрудничал с коммунистической прессой, однако знакомы его поэзии и смиренческие мотивы, сарказм и неве­рие в победу над фашизмом, что и заставило его покончить жизнь самоубийством. Такова тональность стихов из сборника "Улыбка Моны Лизы" (1929):
Ах, Лизонька, средь глупой суеты, 
кто знает жизнь, не спорит, не кричит, 
а складывает руки, будто ты, 
и, улыбаясь про себя, молчит.

(Пер. Б. Хлебникова)


Устным исполнением своих стихов славился в пролетар­ской аудитории двадцатых годов Эрих ВАЙНЕРТ (1890-1953),поэт-трибун, наделенный даром лирика. Он выступал в) лейтщигском кабаре "Реторта", участвовал в массовых ми­тингах Коммунистической партии Германии. Большой попу­лярностью пользовались вечера "Эрих Вайнерт говорит". Хро­никой событий является книга лирики Вайнерта "Интермедия - немецкое ревю 1918-1933 годов"; социальным конфликтам посвящены стихи "Больничная касса" и "Безработные". Социалистическую литературу представляет Фридрих ВОЛЬФ (1888-1953), наиболее известный как драматург. В его книге "Магомет" (1917), написанной на мифологический сюжет, выражены пацифистские настроения, пьеса "Бедный Конрад" (1924), посвящена Крестьянской войне, а "Матросы из Каттаро" (1930) - восстанию на австрийском броненосце в последние дни войны. Острые социальные конфликты подня­ты Вольфом в пьесе "Цианистый калий" (1929) - о само­убийстве молодой женщины, оказавшейся без работы; анализ причин прихода к власти нацистов сделан на судьбе врача-еврея в пьесе "Профессор Мамлок" (1934). Пролетарский писатель, рабочий-металлист Вилли БРЕДЕЛЬ (1901-1964) активно участвовал в социалистическом рабочем движении с 1916 года, был узником концлагеря (1933-1934), участником войны в Испании, сражался в рядах Красной Ар­мии под Сталинградом. Его роман "Изгнание" (1934), напи­санный в эмиграции на основе лично пережитого писателем, стал одним из первых свидетельств о фашистском терроре. В эпопее "Родные и знакомые" (1943-1953), куда вошли романы "Отцы", "Сыновья" и "Внуки", Бредель в рамках семей­ной хроники выстраивает политический роман о борьбе про­летариата, этапах антифашистского Сопротивления. Для немецкой литературы всех жанров и направлений бы­ла характерна антивоенная тематика. Жизнь немецкой про­винции воссоздана в романах Леонгарда ФРАНКА (1882- 1961) "Оксенфуртский мужской квартет" (1927) и "Из трех миллионов трое" (1932). Чтобы избежать призыва в армию, Франк уехал в 1915 году в Швейцарию. Разоблачение войны стало темой его дальнейшего творчества, в частности сборни­ка рассказов "Человек добр" (1918). На многих языках мира известен роман "Война" Людвига РЕННА (1889-1979). Писатель происходил из старинного саксонского рода. Во время первой мировой войны он служил в штабе, был ранен на передовой. Роман "Война" (1928), как и его продолжение "После войны" (1933), во многом авто­биографичен. Прототипом героя в обеих книгах стал один из подчиненных Ренну ефрейторов. Узник нацистского концла­геря, Ренн в 1936 году нелегально переехал в Швейцарию, был лишен германского гражданства, а с 1947 года жил в ГДР и был известен как автор популярных книг для детей. Окопы под Верденом познал Арнольд ЦВЕЙГ (1887- 1968), известный как автор антивоенного романа "Спор об унтере Грише" (1927), в основу которого положена история дезертировавшего русского солдата, несправедливо пригово­ренного немецким трибуналом к смерти. Роман открывает шеститомный эпический цикл "Большая война белых людей". Автор прослеживает судьбы немецкой интеллигенции на об­разе писателя Вернера Бертина, чей путь "прощания с иллю­зиями прошлого" начался под Верденом ("Воспитание под Верденом", 1935). Кроме названных романов, в эпопею во­шли написанные в тридцатые годы "Молодая женщина 1914 года" (1931) и "Возведение на престол" (1937). В жанре социальной прозы, исследующей проблемы человека в годы инфляции и кризиса, достиг значительных успехов Ганс ФАЛЛАДА (1893-1947), автор романов "Крестьяне, бомбы и бонзы" (1931) - о политических распрях в типичном немецком городке, "Что же дальше, маленький человек?" (1932) - о про­блемах рабочей семьи, ждущей ребенка и оставшейся без работы, "Кто однажды отведал тюремной похлебки" (1934), "Волк среди волков" (1937), "Железный Густав" (1938) - о жестокой тирании в период Веймарской республики, наконец, антифашистского романа "Каждый умирает в одиночку" (1947). О тяжелейших ус­ловиях существования в фашистской Германии Г. Фаллада рас­сказал в романах "Пьяница" и "Кошмар", опубликованных уже после смерти их автора. Остался в Германии после прихода Гитлера к власти Герхарт ГАУПТМАН (1862-1946), лауреат Нобелевской премии, выдающийся драматург и прозаик. В 1932 году была создана одна из лучших его драм, до сих пор остающаяся в репертуарах театров мира, - "Перед заходом солнца". Сюжет ее вра­щается вокруг семейной истории, перерастающей рамки фа­мильных отношений. Тайный советник Матиас Клаузен, которому за семьдесят, влюблен в молодую девушку Инкен Петере. Он испытывает к ней трогательное и романтическое чувство. Однако лучшие гуманистические идеалы отодвигают­ся в тень, когда речь заходит о меркантильных интересах. Де­ти и зять Клаузена идут на все, готовясь учредить опеку над отцом, чтобы сохранить наследство неделимым. Верный идеа­лам старой бюргерской культуры, тайный советник, став за­ложником детей, столкнулся с фашизированным отношением к миру, наступлением хищнической морали. Уход героя из жизни - конец прекрасного человека - воспринимается в социально-психологической драме Гауптмана как закат целой традиции. В прозе Гауптмана ("Карнавал", "Остров великой матери", "Ванда", "В вихре призвания", "Приключение юно­сти моей") приглушен социальный анализ по сравнению с предыдущим ранним творчеством писателя и особенно пьесой "Ткачи".
Лион ФЕЙХТВАНГЕР (1884-1958) родился в Мюнхене в буржуазной еврейской семье, получил историко-философское образование. Знание античности, истории древнего мира, Иу­деи, средневековья создает широкий и достоверный фон в его многочисленных исторических романах, в которых пройден путь от "романа костюма" до злободневной аллюзии с совре­менностью ("Безобразная герцогиня", 1923; "Еврей Зюсс", 1925; "Лже-Нерон", 1936). В исторических романах тридцатых годов все четче определяется параллель древнейших эпох с нацистской Германией. Такова трилогия "Иудейская война" (1932), "Сыновья" (1935) и "Настанет день" (1943) - об Ио­сифе Флавии и восстании в Иудее против римских завоевате­лей. Таковы и романы о Франции и французской революции конца XVIII века "Лисы в винограднике" (1947), "Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо" (1953). Одним из первых Фейхтвангер исследовал тему фашиза­ции Германии, упадок буржуазно-демократических институтов права, прессы, морали. Процесс становления диктатуры про­слеживается в трилогии писателя "Зал ожидания", вклю­чающей романы "Успех" (1929), "Семья Оппенгейм" (1933) и "Изгнание" (1939). Продолжено разоблачение фашизма в ро­мане "Братья Лаутензак" (1943), где на примере актера, сде­лавшего шумную карьеру на телепатии и шарлатанстве, воз­главлявшего при Гитлере академию оккультных наук, раскрывается психологический комплекс мистического воз­действия фашизма, легко находившего место в самых темных и неизведанных уголках полупросвещенных умов. На протя­жении пятидесяти пяти лет творческого пути Фейхтвангер пи­сал пьесы. Среди них - "Фетиш" (1907), трагедия "Джулия Фарнезе" (1915), "Помрачнение умов, или Дьявол в Бостоне" (1946), "Сны Симоны Машар" (1942-1943). Вместе с Брехтом обрабатывал трагедию К. Марло "Жизнь Эдуарда II Английского" (1924). В двадцатые годы появились в печати первые рассказы Анны ЗЕГЕРС (псевдоним Нетти Рейлинг; 1900-1983). Она изучала в Кельнском и Гейдельбергском университетах исто­рию, философию, искусствоведение, в 1928 году вступила в Коммунистическую партию Германии, чтобы искать для всех справедливость. В романах Зегерс "Восстание рыбаков" (1928) и "Соратники" (1932) изображены стихийный протест и по­пытка пропагандировать опыт социализма в России. С 1933 по 1947 год писательница прожила в эмиграции. Основной темой ее творчества тех лет стали судьбы Германии, причины победы в Германии фашистов ("Оцененная голова", "Спа­сение"). Наибольшей силы художественного обобщения дос­тигла Зегерс в романе "Седьмой крест" (опубликован в 1942 году на английском, в 1946 году на немецком; отдельные гла­вы на русском языке изданы в 1941 году), ставшем про­роческой книгой. Этот роман не дал угаснуть надежде в ты­сячах немецких эмигрантов, задававших себе вопрос, что же ждет Германию. Сюжет романа по напряженности близок к детективу. В его основе - побег семи заключенных в октябре 1937 года из концлагеря Вестгофен на Рейне. Комендант концлагеря Фаренберг не сомневается в успехе погони, он приказывает срубить на территории лагеря семь платанов и сделать из них кресты, утыканные гвоздями, чтобы дать урок заключенным. Цинизм коменданта зиждется на силе власти, которую он представляет. Фашистский режим создал мощный аппарат подавления инакомыслия, превратил всю страну в гигантский концлагерь, где жены доносили на мужей, а дети на родителей, не говоря уж о соседях. Доносительство вознесено в ранг национальной доблести, все нравственные категории оболганы, извращены огромным штатом соглядатаев и палачей. Комендант не ошибся: шестерых беглецов поймали быстро и распяли, но... седьмой крест, предназначенный для коммуниста Георга Гейслера, остался пустым. Сюжет романа (бегство - преследование) позволяет крупно высветить главную линию Ге­орга Гейслера, поданную на фоне подробного описания жиз­ни в немецком рейхе накануне войны. Убедительные психологические характеристики многих бе­зымянных персонажей - героев и предателей, смелых и тру­сов - создают фреску униженного и поставленного на колени силой оружия народа, большой художественной силы образ "обыкновенного фашизма". Красноречив и философски обес­печен символ "седьмого креста" как выражение надежды на то, что немецкий народ, народ Гете и Шиллера, жив и еще скажет свое "нет". В основу романа положены документы, свидетельства прессы и рассказы очевидцев, бывших узников немецких застенков, с которыми встречалась писательница в эмиграции, а сама по себе "странная и ужасная история" с крестом - символ и сюжет романа - была рассказана писательнице одним чудом спасшимся узником концлагеря. Виртуозное построение книги, исторический замысел и ассоциации с евангельской легендой, углубляющие ее философию и образное содержание, обеспечили роману "Седьмой крест" роль героического народного эпоса о немецком антифашизме. Общие закономерности на примере частного случая прочитываются и в написанной Зегерс в Мексике новелле (некоторые критики называют ее повестью) "Прогулка мерт­вых девушек" (1946). Время эмиграции и жизнь в Германии, сначала вильгельмовской, а потом гитлеровской, наплывают волнами памяти, то затушевывая, то проясняя один эпизод, неотвязно преследующий писательницу, от имени которой идет воспоминание-повествование. Одна школьная экскурсия на теплоходе по Рейну живо воссоздана на примере судеб четырех подруг, сопоставлении их поведения в разное время - тогда, в ранней юности, и позднее, когда жестокая реаль­ность, разбросав их в разные стороны, поставила перед необ­ходимостью делать свой выбор. Антифашистка Лени погибла в концлагере, Марианна стала женой видного нацистского чиновника, Нора активно проявила себя в гитлеровской жен­ской организации, Герда покончила с собой после того, как ее муж в страхе потерять работу вынужден был вывесить из окна флаг со свастикой. Рассказ-воспоминание Зегерс напи­сан в той манере ассоциативной памяти и сна, которая за­ставляет вспомнить опыт Пруста и кинематографа второй по­ловины века.  

Комментарии

-Комментариев нет-

Добавить комментарий к статье