"Вся жизнь похожа на волшебную сказку", написал датский писатель Ганс-Христиан Андерсен (1805-1875) в своей автобиографии "Сказка моей жизни".
И действительно, сказочной должна была казаться жизнь сына бедного сапожника, который стал одним из выдающихся представителей мировой литературы XIX века.
Капиталистическая действительность представлялась молодому Андерсену малопривлекательной. Он видел вокруг алчность, себялюбие и презрение к низшим со стороны господствующих классов, и даже тогда, когда Андерсен "выбился в люди", он сохранил горячую симпатию к угнетённым.
Старинный город Одензе с узкими улочками и тонкими башенками, со средневековыми обычаями - город, где родился и рос Андерсен, сказки и легенды, которые рассказывал ему его дед, - всё это настраивало будущего поэта на романтический лад и заставляло его часто думать о старине, о прошлом своей родины.
Андерсен начал писал в десятилетнем возрасте.
В 14 лет он покинул родной дом и переселился в столицу - Копенгаген.
Здесь он посвятил себя исключительно литературной работе. Андерсен писал повести, драмы, сказки - те самые сказки, которые принесли ему мировую славу. Высшее датское общество относилось с известным высокомерием к "выскочке", к человеку из "простонародья", который позволил себе стать писателем и моралистом.
Андерсен верил в то, что залог лучшей жизни - в нравственном самосовершенствовании. Мораль Андерсена проникнута христианским филантропизмом. Революции, проносившиеся над Европой в его эпоху, привлекали внимание писателя. Он верил, что человечество можно повести по правильному пути с помощью проповеди и морального совершенствования людей.
Мы ценим Андерсена за ту критику капиталистического, буржуазного порядка, которая проходит красной нитью сквозь его сказки, особенно сатирические социальные.
Такие его произведения, как "Новый наряд короля", "Свинопас", "Сын привратника" и др. вошли в золотой фонд мировой поэзии, потому что они соединяют высокую художественность формы с глубоким идейным замыслом.
Стиль Андерсена своеобразный, присущий ему одному, простой, ясный, лаконичный, без тени вычурности или надуманности. Он легко оживляет неодушевленный мир. Штопальная игла, кубарь, мячик, куклы, цветы - все они разговаривают, испытывают человеческие чувства, выражают свои мысли. Всё это - просто, жизненно и убедительно.
Фантастика Андерсена очень реалистична, как реалистично вообще всё его творчество. У него нет сказок просто развлекательных, рассчитанных на увеселение читателей. В каждой сказке скрыто большое содержание, которое без излишнего нравоучительства подаётся читателям в живых и увлекательных образах. Особую симпатию к его сказкам вызывает тёплый юмор и глубокий лиризм, свойственный поэту. Вот почему Андерсен занимает одно из самых почётных мест среди мировых сказочников.