Э.Распе. Приключения Мюнхгаузена - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Что интересней прочитать в новых выпусках Jaaj.Club?


13.05.2019 Рубрика: Культура

Э.Распе. Приключения Мюнхгаузена

Автор: Jaaj.Club
У рассказов о приключениях барона Мюнхгаузена не один автор, и написаны они были не для детей. Они вообще не столько написаны, сколько записаны. И первым их рассказчиком - известным нам - был их герой. Приключений, о которых он сообщает, не было и не могло быть, но сам он был, жил, много видел, быть может, кое-что необычайное и испытал: жизнь ведь всегда необычайнее вымысла.
1987 0 1 10 1332
Э.Распе. Приключения Мюнхгаузена
фото: staryy.ru
У рассказов о приключениях барона Мюнхгаузена не один автор, и написаны они были не для детей. Они вообще не столько написаны, сколько записаны.  

И первым их рассказчиком - известным нам - был их герой. Приключений, о которых он сообщает, не было и не могло быть, но сам он был, жил, много видел, быть может, кое-что необычайное и испытал: жизнь ведь всегда необычайнее вымысла.  

Как полагалось немецкому барону былых времен, он делал карьеру при своём государе, и, когда принц брауншвейгский был отправлен в Россию на предмет женитьбы на племяннице императрицы Анны Иоанновны, к нему был приставлен юный Мюнхгаузен. 

Как известно, браки с иностранными принцессами и занятие иностранных престолов были в течение двух веков отхожим промыслом немецких принцев. Но они торговали не только собой, они торговали и своими подданными, продавая их на военную службу. 

Наёмником оказался и молодой Мюнхгаузен, когда в 1737-1738 гг. воевал с турками под начальством Миниха. По устранении Елизаветой его покровителей, он вернулся на родину, где и зажил обычной помещичьей жизнью, занимаясь хозяйством, а на досуге охотой и иными барскими развлечениями, собирая у себя окрестное дворянство и потчуя занимательными рассказами о своих похождениях.  

Потому ли, что он шире, чем полагается, пользовался правом рассказчика преувеличивать и прикрашивать, потому ли, что он при этом ещё и посмеивался над легковерием некоторых слушателей, - его гиперболически неправдоподобные рассказы, равно как личность самого автора, получили широкую известность. 

Кто-то их, очевидно, записывал, и в 1781 году в одном юмористическом сборнике появилось полторы дюжины "мюнхгаузеновских историй", вся соль и забавность которых заключалась в их разудалом неправдоподобии. Уже здесь не всё принадлежало Мюнхгаузену: кое-что было заимствовано из старых анекдотов. 

Но это было только начало: настоящим героем чужих измышлений барон стал тогда, когда его россказни попали в переделку к настоящему лгуну.  

Это был немецкий профессор Рудольф Эрих Распе обессмертивший себя, издав в 1786 г. по-английски сборник рассказов о Мюнхгаузене, к которым, может быть, присочинил и кое-что своё. 

Немедленно по выходе в свет английского издания известный германский поэт Бюргер издал рассказы на немецком языке, но не ограничился текстом Распе, а переработал и расширил его, прибавив ряд новых эпизодов.  

Цели Бюргера не вполне совпадали с задачами Распе: у торговых мореплавателей, англичан этого времени, была уместна пародия на экзотическую фантастику заморских путешествий - и такую пародию представил Распе. Бюргер считал, что, предлагая эти рассказы читателю, "нет нужды выступать в жреческом одеянии", и имел в виду только "лёгкую забаву, обновляющую человеческую природу". 

С этой установкой получил Мюнхгаузен в читательских кругах широкую известность, которая однако особенно возросла позже, когда взрослый читатель перерос его рассказы, когда они, подобно "Айвенго" и "Робинзону", перешли в детские руки. Так вышло: место подвыпивших окрестных дворянчиков, слушавших россказни посмеивавшегося над ними барона, заняли по всему свету подростки, посмеивающиеся над рассказчиком. 

Велико воспитательное значение Мюнхгаузена. Он приучает детей к смеху, неудержимо веселому, однако уже осмысленному, увлекательному, целесообразному. Ибо довольно рано им открывается, что если это враль, то враль особенный, призывающий не верить его рассказам и даже не проверять их, а, смеясь над ними, смеяться над всякими вралями. Поэтому Мюнхгаузен воспитывает в детях ощущение неизбежного торжества здравого смысла над фантастикой, над безответственной болтовнёй, над лганьём и хвастовством.  

Научно-техническая утопия, как у Жюля Верна, идёт к этому другим путём: она показывает, как люди отважного разума и безумной смелости, отправляясь от несбыточной мечты, от недостижимой цели, путём человеческого творчества и подвига осуществляют эту мечту, переводят её из мира утопии в мир повседневной реальности.  

Но утопия не есть фантастика, и Жюль Верн не смеётся над своими утопистами: он делает из них гениев и энтузиастов, чтобы показать, как гению и вдохновению становится доступным недоступное. Его герой - путешественник, инженер, учёный - всегда реален; он потому только взлетает в небо, что умеет стоять на земле. 

Пропасть лежит между ним и беспочвенным фантастом Мюнхгаузеном. Над его ложью самоочевидной можно только смеяться, и волной этого смеха, этого здорового издевательства над лганьём, над краснобайским преувеличением захватывает детей Мюнхгаузен.  

Это - первый тип враля, с которым знакомятся дети, а художественный тип - это ведь орудие дальнейшего движения мысли. Позже перед ними пройдут и Загорецкий, и Хлестаков, и Тартарен, но вереница этих вралей открывается Мюнхгаузеном. Позабавив, он становится любимцем; став живым и внедрившись в память, он делается рубрикой, категорией в классификации человеческих характеров, его имя становится нарицательным.  

Предлагать эти рассказы детям в сыром виде нельзя, не только потому, что местами их юмористика не избегает грубых эротических намёков, но и потому, что тон их вообще рассчитан не на детские интересы. Поэтому пересказы Мюнхгаузена для детей появились очень давно; однако удовлетворительными были из них очень немногие. На русском языке существовали только неряшливые и аляповатые обработки. 

Пересказ Чуковского выгодно отличается от этих лавочных переводов с немецкого прежде всего хорошим языком, непосредственной живостью и надлежащим выбором эпизодов. В пестроте рассказов Мюнхгаузена нетрудно заметить две категории. Когда он уверяет, что побывал в стране с молочными реками или имел на службе "ветровика", от дуновения которого вращались мельничные крылья, то он не выходит за пределы обычной сказочной фантастики. 

Но когда он сам себя вытягивает за волосы из болота или когда у него взбесилась висевшая на вешалке шуба, укушенная бешеной собакой, то он оказывается в области гротеска, то есть уже не лжи, а гиперболы, никого не обманывающего, открытого извращения законов природы, и в этом весёлом гротеске, быть может, главная прелесть его болтовни. Эти гротесковые эпизоды и переданы по преимуществу в новом пересказе, и незачем препираться о том, следовало ли в их состав вводить ту или иную пропущенную нелепицу, вроде, например, английского придворного кучера, который, правя королевской каретой, ловко выщёлкивал бичом вензель "короля Георга. 

Но Мюнхгаузен не только смехотвор, а и обличитель, и даже социально-политический обличитель. 

До сих пор этот второй план его рассказов был как-то скрыт от нас нашим давним знакомством с его детскими переделками. Между тем, болтая и смеша, он редко упускает случай для сатирического отступления, для установления какой-то связи своего, столь с виду безобидного, рассказа с каким-либо социальным настроением или политическим безобразием.  

Насмешкой над господствующим классом, над власть предержащими, над феодальным насилием, над породой благородных бездельников, к которой принадлежал сам герой и автор, пропитан его рассказ. 

Это не так заметно, и это не так забавно, ибо чуждо весёлой гиперболы, но это очевидно: Мюнхгаузен хочет влиять в общественно-политическом смысле.  

Аристократ и помещик, он уже проникнут тем отношением к своей среде, которое исходило от выросшей буржуазии и захватило в эти годы и прогрессивные слои феодального дворянства.  

Кое-что из этого материала, например жестокий король, зверски мучивший жителей своего острова, введено и в пересказ Чуковского. Но есть в подлиннике более острые намёки.  

Заверяя читателя в своей правдивости, барон не забудет упомянуть о хвастовстве "пустоголовых фанфаронов дворянского звания". Он знает, что в те годы правящие династии и знатные роды не затруднялись всерьёз вести своё происхождение от библейского царя Давида, от основателя Рима Энея; поэтому и он серьёзнейшим образом называет своей прародительницей ветхозаветную жену Урию, "с которою, как всем известно, царь Давид находился в связи"

Знаменитая праща царя Давида была в ходу во времена английской королевы Елизаветы, которая "так обленилась, что самые пустяшные дела были для неё великим бременем", отчего даже "принятие пищи и некоторые другие отправления, о коих мы не станем упоминать", она совершала при помощи заместителя.  

Высоким особам вообще достаётся в предисловии Распе ко второй части, где просто перечисляются: "русская императрица, великий визирь или какой-нибудь иной живодёр". Нет нужды преувеличивать значение этих отступлений и эпизодов, но их немало, и их надо ввести в пересказ Мюнхгаузена - уже не только по Распе, а также по другим текстам.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Конёк-горбунок. Классическая русская сказка

В 1834 г. профессор русской словесности Московского университета Пётр Александрович Плетнёв на одной из своих лекций прочел аудитории отрывок из неопубликованного стихотворного произведения. Студенты живо заинтересовались этим произведением, написанным с большим и настоящим талантом. Читать далее »

Робинзон Крузо. Работа над переводами книги

В мировой литературе на долю не многих книг выпало счастье стать столь долговременными спутниками человечества. Замечательный роман Даниеля Дефо "Жизнь и странные, небывалые приключения Робинзона Крузо" занимает среди этих произведений особо почётное место. Художественная ценность и многогранность "Робинзона" делают его объектом широчайшей возрастной ёмкости. Читать далее »

Комментарии

#68651 Автор: LISKI написано 4/24/2021 10:49:51 PM
Автор Сэлл Славиков:

Знаменитый я барон.
Я отважен и селен.
Я на уточках летал.
Я медведя побеждал.
Я за прядь своих волос
Из воды себя донёс.
А когда ожила шуба —
Застрелил ее я грубо.
И коня снимал я с крыши.
Не боюсь ни льва, ни мыши.
Пусть всё будет между нами —
Запрягал волка я в сани.
Доставал из рук я джина
Не певучего павлина.
Добирался до луны.
В самом пекле был войны.
Всех пиратов рыба съела.
На ядро садился смело.
Всё о жизни рассказал,
Я и слова не соврал.