События

07.11.2019 18:54
===
Обновился дизайн основных страниц.
Нажмите
CTRL+F5
для вступления изменений в силу.
===
06.11.2019 20:15
===
Сегодня в 13:45 по Калифорнийскому времени неизвестные в чёрных шапках совершили налёт на лавку "Нужные Вещи" и унесли почти все предметы с прилавков.
Предметы, которые были на руках у пользователей Jaaj.Club не пострадали.
===
23.10.2019 20:22
===
Вышло очередное обновление Jaaj.Club

===

Комментарии

Я бы на Луну особо не надеялся. Луна слишком сильно влияет на формирование жизни Земли. Если с ней вдруг что-то произойдёт - сдвиг с орбиты, уменьше массы из-за опять же губительной деятельности человека, то этому же человеку на Земле придёт конец. В первую очередь пострадают чувствительные к гипертонии люди, пожилые, сердечники, а там уже и все остальные.

Новые материалы надо научится добывать из мимо пролетающих комет :)
18.11.2019 admin

Появится угроза, с которой справиться люди самостоятельно не смогут. Потребуется наша помощь.

Возможно ваши запасы и пригодятся.
18.11.2019 admin
очень оптимистичнй прогноз, слава Богу, а я так сильно волновался, что уже начал готовиться - углубил подвал в доме, заготовил запас соли (20 пачек), большой короб спичек, всё напрасно... хотя в хозяйстве добро это не пропадёт
18.11.2019 Клим
Повторять чей-то успех мы не будем. У нас свой путь развития. А что бы зря времени не тратить, то этот процесс должен нравиться человеку. Если ничего не выстрелит, то хоть удовольствие получим от процесса. Новый опыт.

Предугадать выстрелит или нет - невозможно. Книги - это часть современного шоу бизнеса. А здесь много факторов, которые могут кардинально изменить исход событий. Мы можем только попробовать, а если понравится, то ещё раз попробовать. Постоянная практика, тренировка и нарабатывание опыта - это немаловажно.

Насчёт перевода, то здесь мы ничего не теряем. Здесь, на западе, русская культура уже прочно заняла свою нишу. Вот от этой ниши я предлагаю оттолкнуться и попробовать заинтересовать читателя исходя из того, что он знает про Россию и её культуру. А дальше уже по накатаной.
17.11.2019 admin
А можно оставить коммент в стихотворной форме?
...тары-бары, - ни то, ни сё,
и не спится в такую рань,
то ли душу тоска сосёт,
то ли просто погода - дрянь,
тары-бары с самим собой,
серой кошкой ползёт рассвет,
у соседа опять запой,
у меня и запоя нет,
тары-бары, - всё ни о чём,
одиночества утлый плот,
вот бы Бог подставил плечо,
только Бог сюда не придёт:
там, куда и попасть нельзя,
Бог один, как и я, сидит,
и застыли в его глазах
боли наших мирских обид,
тары-бары я с ним веду
столько лет, но пусты слова,
в небе лишь облака плывут,
да и слышно меня - едва...
17.11.2019 Vladkor54

Бонусы

18.11.2019 serega003 получил бонус Гонорар (+5 ) за статью Леса динозавров
18.11.2019 Auster получил бонус Гонорар (+5 ) за статью Найден клад
18.11.2019 admin получил бонус Гонорар (+5 ) за статью Собака и ведьма

ТОП 10

boris [28] 24402
Михаил Шнапс [23] 22954
ohudognikah [18] 16786
serega003 [19] 16537
Demidov [17] 9896
Auster [33] 9400
tarakan [26] 7783
Vladkor54 [18] 7599
nat1971 [16] 7444
admin [34] 6626

Статистика

Пользователей: 13724
Активных купонов: 96
Всего купонов: 102161
Произведений: 2241
В работе: 3236
Активных Битв: 33
Опубликовано Книг: 80
Монеты: 36659523
Автор: staryy Редактор: staryy 29.08.2019
Рейтинг статьи: 1 Просмотров: 1 | 141
Использовано:
Купон #19524 на сумму 140
Скука академических лекций на французском языке, заучивание грамматических правил, классических текстов, школьных философов - изо дня в день, из года в год... Но существуют книги, которые остаются в памяти без зубрёжки, идеи, которые постигаются не на уроке французского языка, и молодой человек перестаёт выучивать заданные вокабулы, пропускает уроки, не читает больше школьных философов и классических авторов.

vosp

Фото: staryy.ru

Продолжение интересной статьи И. Бехтерева "В книжных джунглях".

Николай Иванович Новиков. (1744 - 1818)

СПРАВКА ИЗ БИОГРАФИИ

Скука академических лекций на французском языке, заучивание грамматических правил, классических текстов, школьных философов - изо дня в день, из года в год... Но существуют книги, которые остаются в памяти без зубрёжки, идеи, которые постигаются не на уроке французского языка, и молодой человек перестаёт выучивать заданные вокабулы, пропускает уроки, не читает больше школьных философов и классических авторов. Две строчки "Московских ведомостей" решают судьбу молодого человека: "...За леность и нехождение в классы выключен из дворянской университетской гимназии". Извещения публиковались конференцией университета для наказания и устыжения нерадивых учеников. Так в 1760 г. "окончил" курс своего гимназического и университетского образования шестнадцатилетний Николай Новиков. Так пришёл в жизнь молодой человек большой энергии, искатель правды, мечтатель и практик, неутомимый пропагандист своих идей.
ФИЛОСОФ И ТИПОГРАФЩИК
"...С вами говорит невежда, - писал Новиков Карамзину, - не знающий никаких языков, не читавший никаких школьных философов, они никогда не лезли в мою голову, это странность, однако истинно было так".
"Странность" новиковской биографии не помешала развиться и окрепнуть его научным, художественным и общественным воззрениям. Сын помещика, он выносит суровый приговор "целому дворянскому корпусу". "Невежда" и "недоучка" становится крупнейшим просветителем своего века. В журнальных сочинениях Новиков смело называет российскую деревню "обиталищем плача", помещика - "жестокосердечным тираном". Острее многих передовых современников ощущает он "социальное неблагополучие" в стране. Классовое неравенство, эксплуатация и рабство, невежество "просвещённого корпуса", глубокая и самобытная народная культура, промененная на модные амурные куплеты иностранной фабрикации, - вот импульсы новиковских научных работ, его общественной деятельности, сатирических обличений.
"Богачи - проводя день в веселии и пированиях, к новым приготовлялись увеселениям. Судьи и подъячие - что в минувший день сделали своему карману прибытки и пролили новые источники невинных слёз. Игроки помещики - готовясь поставить на карту труды и пот своих крестьян за целый год. Купец - считая прибыток того дня, радуясь, что на дешёвый товар много получил барыша. А крестьяне, возвращаясь с поля в пыли, в поте, измученные, - радуясь, что для прихотей одного человека все они много сработали".
Улучшить положение крестьянства и городской бедноты, уничтожить социальные противоречия, исправить недостатки управления страной - всего этого можно достичь, подняв культурный уровень народа, наладив образование. Так думал Новиков, он нашёл свою правду в просветительной французской философии. Отсюда его оптимизм, отсюда энтузиазм, с которым он взялся за "чёрную работу" типографщика, издателя, книжного распространителя и торговца.
РЕВОЛЮЦИЯ В ДЖУНГЛЯХ

7786

Фото: staryy.ru

Мальчишке "подходило лет под десяток, когда батюшка начал преподавать ему первые начала российской грамоты. Книга, если правду сказать, ему в то время несносною казалась, и, не приметя ещё, чем отличить А от Д, оную вымарал. А батюшка и сам почасту не распознавал букв, ибо он называл одну букву тремя званиями". Мать тоже занималась образованием любимого дитяти. "Приходя с конюшни, в которой по обыкновению ежедневно делала расправу крестьянам, читала ему любовную французскую книжку и все прелести любви по-русски ясным образом ему пересказывала..."
Описание легкомысленной жизни дворянского сынка вырастает для Новикова в грозное предостережение. Он помещает его центральным фельетоном в одном из номеров "Живописца", в сатирическом журнале, который он сам издавал и редактировал. Считая, что его просветительские начинания решат судьбу России, Новиков последовательно пришёл к своему разрешению вопросов детского воспитания и образования. Нужно было подготовить достойное поколение для лучшего будущего своей страны, положить конец недорослям и недоучкам. Грамматическую премудрость Новиков сам постигал в родительском имении под руководством полуграмотного дьячка. Самому, быть может, приходилось обращаться к фривольным романам, не имея детских книжек. На себе испытал скуку старозаветного преподавания в университетской гимназии. В России никуда не годилась вся система детского образования. Мелкие поправки не могли спасти положения. Были необходимы решительные меры - реформа, которая не по плечу скромному издателю сатирических журналов и научных книг. И всё же Новиков не мог оставаться сторонним наблюдателем. На издательские и благотворительные средства он открывает в Петербурге две школы в которых:
"Наилучшим и кратчайшим способом дети научились бы, приобыкли ко благонравию и заохачивались к дальнейшему учению для собственной своей и отечества своего пользы".
В школах училось 93 человека. Это много для того времени, но всё же во всей широте не решало вопроса, тем более, что императрица неодобрительно отнеслась к новиковской затее. Неудача не останавливает Новикова. Перебравшись в Москву, он расширяет свою издательскую работу, создаёт "типографическую компанию" - акционерное издательское общество - и наряду с научной литературой выпускает большими тиражами: азбуки, грамматики, сборники правил правописания, учебники истории, географии, математики и много других школьных книжек. Этого мало. Организовав со своим другом профессором Шварцем "Дружеское учёное общество", открывает при нём "учительскую семинарию", которая должна была посылать в провинцию квалифицированных педагогов. Но и это не удовлетворяет Новикова. Арендовав знаменательные в новиковской биографии "Московские ведомости", он издаёт приложение к газете - "Прибавление к "Московским ведомостям". Здесь вместе со своими друзьями-единомышленниками он помещает педагогические трактаты, статьи, руководства для родителей и гофмейстеров. Но всё равно дети провинциального дворянства и городской буржуазии продолжали расти в прежних, не допустимых с новиковской точки зрения условиях. И тогда Новиков пускается на последнее и единственное, оставшееся в его распоряжении средство: он обращается к детям помимо школы, через головы официальных воспитателей. Вместо "Прибавления" для взрослых Новиков начинает издавать газетное прибавление для детей - "Детское чтение для сердца и разума". Вот кто был инициатором, создателем и одним из основных авторов первого детского журнала в России. Вот кто дал дорогу смелым статьям, "разговорам" и "пиесам". Вот откуда взялся среди казённой государственности, переводной пошлости и бессмыслицы книжных джунглей неожиданный голос "Детского чтения". Он был подготовлен всей предшествующей общественно-воспитательной работой Новикова, его литературой для взрослых, политическими и философскими взглядами.
ЗАБЫТЫЙ ТРАКТАТ

900008

Фото: staryy.ru

Среди педагогических материалов московских "Прибавлений" был помещён трактат "О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия". Автором трактата безоговорочно признан Новиков. В XIX веке не раз писалось (безусловно опрометчиво), что в этом труде Новиков выше Руссо и Локка, что трактат незаслуженно забыт, что идеи его живы через двести лет, будто высказаны вчера. Для нас трактат потерял свою педагогическую актуальность. История шагнула вперёд слишком далеко. Зато сегодня мы находим и оцениваем в нём такие стороны, которые не были замечены вчера. Напечатанный за два года до "Детского чтения" трактат содержит отчётливо сформулированную методологическую и литературно-художественную программу детского журнала.
"У нас родители не отличаются беспечностью относительно детей своих, но дети, несмотря на это, вырастают худыми людьми и худыми гражданами потому, что родителям неизвестны истинные правила образования разума и сердца".
Именно на это требование трактата и отвечал Новиков "Детским чтением для сердца и разума".
"Бывают предметы, которые хотя относятся не к самому воспитанию, не могут однакож иметь сильное влияние на детей. Это: род жизни родителей, поступки родителей с гофмейстерами и прислугой, внутреннее учреждение домостроительства".
И в нашей памяти оживают новиковские "пиесы" для детей "О награждении родителей". Беседы Ефрония и Сакхариссы об отношении к слугам и уважении к труду.
"Образование разума, - пишет Новиков в трактате, - состоит в том, чтобы человек научился правильно представлять предметы, рассуждать об их свойствах, сравнивать их, и в обогащении познания".
"Детское чтение" помещало самые разнообразные очерки, всесторонне "обогащавшие познания* ребёнка: "Разговор между отцом и детьми о кофе", "О птичьей ловле в Норвегии", "Разговор между отцом и детьми о громе", "Три разговора о воздухе". Учитель, объясняя Софии, как распространяется звук, бросает в воду, камень. Он сравнивает воздух с водой, волны звуков с волнами на воде.
"Учитель: Круги в воздухе, которые происходят, когда мы говорим, так же расширяются во все стороны, как на воде, и чем ближе мы к тому человеку, который говорит, тем сильнее ударяются они в наш слух".
Разве эта беседа не отвечает на требование трактата "уметь сравнивать явления"? Разве не помогает правильно и наглядно представлять предметы? В другом месте трактат даёт точный рецепт, как строить научный очерк:
"Заинтересуйте, например, дитя цветком, - обратите его внимание на цвет, на образование листов и т. п. Остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определённые понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она мало важна. Например, не должно говорить им, будто гром есть выражение гнева божьего".
Авторы журнала полностью следовали советам трактата и в "Разговоре между отцом и детьми" о громе дали строго физическое объяснение "неясному, но величавому явлению естества". "Если не можете ответить на вопросы ребёнка - сознайтесь в своём неведении, или укажите им на несовершенство человеческого познания, сказано в трактате. И автор "Разговора о магните" чистосердечно признаётся: "Я вам не могу сказать, что такое магнит, а знаю только, что оно (явление) - натурально". Говоря о воспитании сердца, Новиков писал:
"Чтобы приучить детей к трудолюбию, надо показать, как люди необходимы друг другу. Упражняйте детей ваших в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо". "Мне кажется, - говорит в "Детском чтении" Добросерд, - вы чувствуете, что за всякий хлеб, который вы кушаете, обязаны столь многим людям..." И воспитывая справедливость чувств, автор "детской пиесы" "Крестьянское состояние" произносит своё общественное кредо: "Кто презирает крестьянина, тот не достоин питаться хлебом".
ПРАВО НА СКАЗКУ
Завоёвывая у общества человеческое отношение к мужику, Новиков долго колеблется, признать ли за народом право на творчество. В 1783 г. он помещает статью в московских "Прибавлениях", в которой чётко заявлено:
"Прислужницы не должны отваживаться рассказывать детям басенки о бесах, ведьмах, мертвецах и волшебницах, разгорячать и запутывать силу воображения".
В своём трактате Новиков менее категоричен; он писал:
"Опасно оставлять часто и долго под надзиранием и в сообществе людей, имеющих совсем грубой и занятой заблуждениями и предрассудками разум".
Отношение его к сказке не определилось ещё окончательно. Он колеблется. Не потому ли изменяет ему обычный уверенный тон, ясность и определенность мысли? Нерешительно задаёт он читателю туманно сформулированный вопрос:
"Не приучатся ли дети ваши в обхождении с ними (с простыми людьми) употреблять слова, которых они не разумеют, судить о вещах, которых они не знают, соединять истинное с ложным, чудное предпочитать натуральному, таинственное понятному?"
Через год неясный вопрос оказывается для Новикова решённым. В тех же "Прибавлениях, к "Московским ведомостям" Новиков снова с характерной для него убеждённостью доказывает:
"Чудное сильно влияет на детей; истории и подобные истории вымыслы, равным образом басни, а иногда и самые сказки полезны детям".
Новиков, а вслед за ним большая часть нарождавшейся в России интеллигенции пришли к твёрдому заключению:
"...вымыслы, басни и сказки благотворно действуют на всю душу ребёнка".
Но заключение оказалось только в принципе. Читатель "Детского чтения" на протяжении двадцати томов не получил ни одной народной сказки. Сказки для ребёнка пока что так и не создали.

Комментарии

-Комментариев нет-

Добавить комментарий к статье