Зиккурат - это форма монументальной архитектуры, возникшая в
древней Месопотамии, которая обычно имела прямоугольное основание и строилась в виде ряда ступеней, ведущих к плоской платформе, на которой был возведен храм. Зиккурат был искусственной горой, возведенной для поклонения богам, чтобы поднять священников на небеса.
Считается, что люди периода Убайда (около 5000-4100 гг. до н.э.) спустились с гор на равнины Месопотамии и оказали влияние на шумеров (или были шумерцами), первыми, кто построил зиккураты как религиозные объекты, отражающие священные высоты.
Конечно, это предположение, но оно подсказано шумерскими названиями некоторых зиккуратов, которые ссылаются на горы.
Сооружение было известно как юнир на шумерском языке и как зиккурат (или ziggurartu) на аккадском языке означает "вершина" или "высокое место" и служил платформой, на которой священники совершали ритуалы на виду у людей далеко внизу.
В шумерский период Урук (4100-2900 гг. до н.э.) в каждом городе были возведены зиккураты в честь божества-покровителя этого сообщества. Зиккурат / храм был не публичным местом поклонения, а земным домом бога города, которого посещали верховный жрец и младшие жрецы храмового комплекса. Строительство зиккурата продолжалось в течение раннего династического периода Месопотамии (2900-2334 гг. до н.э.), а затем было принято более поздними аккадскими, вавилонскими и другими цивилизациями региона.
Самым известным зиккуратом в истории является Вавилонская башня, связанная с великим вавилонским зиккуратом, известным как Этеменанки – "основание неба и земли", прославившимся благодаря библейской истории (Бытие 11:1-9). Наиболее хорошо сохранившимся из сохранившихся зиккуратов является Зиккурат Ура, начатый при правлении Ур-Намму (2047-2030 гг. до н.э.) и завершенный при его сыне и преемнике Шульги из Ура (2029-1982 гг. до н.э.).
Вторым по сохранности является Чога Занбил, построенный во времена правления эламского царя
Унташа-Напириши (1275-1240 гг. до н.э.) и датируемый примерно 1250 годом до н.э., расположенный в современной провинции Хузестан, Иран. Многие плохо сохранившиеся зиккураты существуют по всему Ближнему Востоку, и многие другие были утрачены из-за перепрофилирования материалов. Зиккураты использовались с 3000 г. до н.э. по 500 г. до н.э., когда
персидский зороастризм изменил религиозную парадигму в регионе. Интересно, что такого же рода сооружения были возведены цивилизациями в Северной и Южной Америке, которые никогда не имели никаких контактов с Месопотамией.
Назначение и конструкция
Как уже отмечалось, целью зиккурата было возвысить главного слугу бога (обычно верховного жреца мужского божества и верховную жрицу богини) до точки между землей и небесами. Считалось, что боги живут высоко наверху, и поэтому, чтобы ясно общаться с ними, нужно было приблизиться как можно ближе к их царству. Считалось, что после того, как это было сделано, божество проводило время на земле, пребывая в своей статуе внутри храма на вершине зиккурата.
Воссоздание Этеменанки в Вавилоне. Фото: member.worldhistory.org
Геродот (484-425 / 413 гг. до н.э.) обсуждает это назначение зиккурата, утверждая, что бог Мардук из Вавилона (которого Геродот называет Зевсом), как полагают, спускался в храм на вершине городского зиккурата, чтобы переспать с женщиной, которая там жила. В храме не было статуи Мардука, только женщина (Истории, I: 181-182). Этот обычай, как предполагает Геродот, соответствовал вере в то, что бог вступит в половую связь с избранной женщиной, чтобы обеспечить плодородие земли. Также возможно, как указывает учёный Стивен Бертман, что зиккурат служил целям безопасности и сохранения:
На земле, опустошенной наводнением, зиккурат был просто монументальным средством возведения святилища и защиты его от повреждения водой.
Сооружение, возможно, также служило обсерваторией, как утверждает историк
Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.), который отмечает, как
вавилонские астрономы использовали зиккурат для "своих наблюдений за звездами, восход и заход которых можно было точно наблюдать из-за высоты сооружения". Бертман отмечает, что зиккурат мог использоваться для всех этих целей, и ни одна из приведенных причин для сооружения не исключает ни одной из других.
Зиккурат был построен из высушенных на солнце глиняных кирпичей от центра наружу без внутренних помещений. Затем сооружение было облицовано обожжённым в печи кирпичом, украшено орнаментом и раскрашено. Он вырос из внутреннего двора храмового комплекса, большого пространства для религиозных собраний, со зданиями по периметру, включая святилище, жилье для священников, школу для писцов, кухню и столовую, а также административные помещения, окруженные глинобитной стеной. Административные священники должны были контролировать ежедневную работу комплекса, образовательные инициативы, раздачу людям излишков пищи и оказание медицинской помощи.
Сам зиккурат не был местом общественного поклонения, как и храм в древней Месопотамии. Храм был домом божества, а высота зиккурата просто облегчала посещение этого бога или богини. Люди приходили во внутренний двор на религиозные службы, чтобы посмотреть, как первосвященник делает подношения богу на зиккурате, или входили в храм на вершине, чтобы получить важные сообщения.
Короли и священники
В период Урука верховный жрец был также правителем города, чья власть исходила непосредственно от бога-покровителя, который наблюдал за ним. Учёный Марк ван де Миеруп пишет:
На вершине общества Урука стоял человек, чья сила вытекала из его роли в храме. Поэтому учёные часто называют его "царем-жрецом". На нижней ступени социальной лестницы иждивенцами храма были люди, занятые в производстве, как сельскохозяйственном, так и ином.
Иждивенцы храма (известные как сиркус) не были ни свободными, ни рабами, но были прикреплены к комплексу в качестве рабочих в различных должностях. Первоначально верховный жрец контролировал работу храма, а также административные обязанности в городе, но со временем это, похоже, стало слишком обременительным для одного человека и его помощников, что потребовало создания светского лидера: короля.
Бюст священника из Урука в Иракском музее. Фото: member.worldhistory.org
Должность короля возникла из концепции лугаля ("сильного человека"), главы клана или племени, который зарекомендовал себя как эффективный воин и лидер. После создания царства верховный жрец мог полностью посвятить себя служению богу, в то время как царь, чья власть была установлена благодаря военным завоеваниям, обильным урожаям и заботе о людях, мог заниматься повседневным управлением городом. Комментарии Бертмана:
Таким образом, священник был бы представителем местного бога на земле, управляющим храмовыми землями и людьми, которые их обрабатывали ... возникла вторая должность, должность короля или "губернатора", обязанностью которого стало управлять гражданскими делами (закон и порядок, торговля и торговля, а также военныеимеет значение), в то время как священник продолжал управлять делами храма.
Такое разделение ответственности, по–видимому, хорошо сработало в том смысле, что, за исключением некоторых примечательных случаев, таких как отказ ассирийского царя Сеннахирима (705-681 гг. до н.э.) от традиций вавилонских священников, монархия и священство гармонично работали вместе. Победы короля в битвах, завоевания и процветание города - все это служило доказательством того, что бог был доволен им, и пока череда успехов правителя продолжалась, его поддерживали священники. Tаким образом, дворцово-храмовый комплекс слаженно работал как гражданская и духовная власть, которая информировала правительство Месопотамии.
Зиккурат, построенный в центре города, символически и практически служил сердцем общины, в то время как дворец, который мог быть или не быть расположен поблизости, был его главой.
Царство было установлено около 3600 г. до н.э., и ко времени первой фазы раннего династического периода оно (I династия, 2900-2800 гг. до н.э.) было неотъемлемым аспектом каждого городского сообщества. По мере того, как динамика правления менялась от периода Урука к более поздним эпохам, зиккурат оставался более или менее прежним по форме и общему назначению, но становился выше, длиннее и шире, отражая величие города и успешное правление его короля.
Шумерские зиккураты Урука и Ура
Двумя лучшими примерами этого являются зиккураты Урука и Ура, построенные соответственно около 3000 г. до н.э. и между 2047-1982 гг. до н.э. Зиккурат Урук возвышался на 40 футов (12 м) над окружающими равнинами и был увенчан святилищем, известным как Белый храм, размером 55x72 фута (17x22 м), куда можно попасть по лестнице для процессий на боковой стороне сооружения. Чуть ниже зиккурата было возведено каменное здание, назначение которого неизвестно, но представляет особый интерес тем, что месопотамцы строили из сырцового кирпича, а не из камня.
Зиккурат Урука был построен из утрамбованной земли и высушенного на солнце сырцового кирпича, верхняя поверхность которого была покрыта битумом, а затем кирпичом, что обеспечивало гидроизоляцию и надежный фундамент для Белого храма. Храм был ориентирован по сторонам света, сделан из сырцового кирпича и окрашен в ярко-белый цвет. Реконструкции показывают, что сооружение, построенное в честь бога неба Ану, было впечатляющим, но простым. К тому времени, когда был построен зиккурат Ура, эта парадигма сменилась более сложным видением.
Зиккурат Ура был посвящен Нанне (также известному как Син), богу луны и божеству-покровителю Ура. Ур-Намму, который победил гутиан в начале своего правления и хотел представить себя своему народу как защитную фигуру отца, заказал зиккурат в качестве грандиозного празднования своего правление; его завершил его сын
Шульги. Зиккурат был построен из высушенного на солнце сырцового кирпича с центральной лестницей от земли до верхнего уровня и двумя соответствующими лестницами, спускающимися по фасаду слева и справа. Нужно было подняться по центральной лестнице, пройти под аркой, а затем подняться на второй уровень, а затем войти в храм на приподнятом третьем уровне.
Великий Зиккурат Ура. Фото: member.worldhistory.org
Зиккурат Ура был найден в руинах Набонидом Вавилонским (556-539 гг. до н.э., иногда называемым "первым археологом"), который пытался его восстановить. Верхний уровень этого места в наши дни - это прежде всего работа Набонидуса, в то время как другие реставрационные работы относятся к современной эпохе, начатой президентом Саддамом Хусейном в 1980-х годах. Хотя оба этих зиккурата были видны издалека и служили ориентирами для путешественников, самым высоким, самым большим и самым известным является Вавилонский зиккурат (построен в XIV-IX веках до н.э.), известный из Библии как Вавилонская башня.
Вавилонская башня
Геродот описывает вавилонский зиккурат как огромный. Королевский дворец находился в одном районе, зиккурат (который он идентифицирует как посвященный Зевсу, но был в честь Мардука) доминировал в другом:
В центре одного из двух районов города стоит королевский дворец, окруженный высокой, прочной стеной, а в центре другого находится святилище Зевса-Бела с бронзовыми воротами, стоящее в моё время и образующее квадрат с каждой стороны длиной в два стадия. В середине святилища была построена прочная башня длиной в стадию и такой же ширины, которая поддерживает другую башню, которая, в свою очередь, поддерживает другую, и так далее: всего башен восемь. Лестница была построена так, чтобы подниматься по внешней стороне всех башен; на полпути вверх по лестнице есть навес со скамейками для отдыха, где люди, совершающие восхождение, могут посидеть и перевести дух. В последней башне находится огромный храм.
Современные оценки дают высоту сооружения в 177 футов (54 м), но это предположение, поскольку зиккурат Вавилона лежал в полном запустении во время смерти
Александра Македонского в 323 году до нашей эры.
Зиккурат стал ассоциироваться с Вавилонской башней из Книги Бытия 11: 1-9, в которой рассказывается история о том, как жители города строили башню, чтобы достичь небес, в то время в мире, где все говорили на одном языке, чтобы сделать себе имя и запомниться.
Богу это не нравится, он считает, что, если им будет позволено строить до небес, ничто не остановит их планы на будущее. Он объявляет, что будет много разных языков, и люди, неспособные понять друг друга, оставляют проект.
Вавилонская башня. Фото: member.worldhistory.org
Библейское повествование никогда не называет город Вавилоном, только то, что башня построена "на равнине в земле Сеннаар", что, как понимается, означает Шумер. Термин "Вавилонская башня" также никогда не встречается в Библии, поскольку место, которое посещает Бог, называется только "город" или "город и башня". Тем не менее, ассоциация прижилась, и учёные предложили различные теории относительно того, как Этеменанки Вавилона стали Вавилонской башней. Эти теории часто фокусируются на этимологии и неправильном толковании аккадского слова, означающего "Врата Бога" (bav-il илибав-илим, который стал Вавилоном) с еврейским словом бавел, означающим "смятение". Учёный Сэмюэль Ноа Крамер предлагает другое объяснение:
История строительства Вавилонской башни возникла, без сомнения, в попытке объяснить существование месопотамских зиккуратов. Для евреев эти высокие сооружения, которые часто можно было увидеть в состоянии разрушения и упадка, стали символами чувства незащищенности человека и связанной с этим жажды власти, которая приносит ему унижение и страдания. Поэтому крайне маловероятно, что параллель этой истории будет найдена среди шумеров, для которых зиккурат представлял собой связь между небом и землей, между богом и человеком. С другой стороны, идея о том, что было время, когда у всех народов земли "был один язык и одни и те же слова", и что этому счастливому состоянию пришёл конец разгневанным божеством, может иметь параллель в отрывке из золотого века, который является частью шумерского эпоса "Энмеркар и Повелитель Аратты".
Возможно, "разгневанное божество" остановило строительство Вавилонской башни, но вавилонский зиккурат постигла иная судьба. После того, как он был разрушен Сеннахерибом в 689 году до н.э., он был восстановлен последовательными царями вплоть до Навуходоносора II (605/604-562 гг. до н.э.), а затем пришёл в упадок. В 323 году до н.э. Александр Македонский приказал расчистить руины, чтобы построить новый зиккурат, но вскоре после этого умер, и его преемники отказались от планов восстановления Вавилона. Материалы из зиккурата были затем удалены местными жителями и переделаны.
Заключение
Многие другие зиккураты в Месопотамии и соседних регионах постигла та же участь после 500 г. до н.э., когда персидская концепция всемогущего, вездесущего божества – Ахура Мазды – сделала зиккурат устаревшим. Поклонение и подношения, которые до сих пор совершали жрецы зороастризма, теперь приняли новую форму. Такие памятники, как зиккурат Сиалк в Тепе-Сиалк, Иран (около 3000 г. до н.э.), касситский зиккурат Дур–Куригальзу близ Багдада, Ирак, (XIV век до н.э.) и грандиозное сооружение Чога Занбил в Хузестане, Иран, были заброшены – не обязательно по религиозным соображениям - и попали в разорение.
Тепе Сиалк, Иран. Фото: member.worldhistory.org
Хотя зиккураты Месопотамии часто сравнивают с египетскими пирамидами, и споры о том, что было первым, продолжаются, месопотамские сооружения, вероятно, не имеют ничего общего с египетской архитектурой и, конечно, не имеют ничего общего со значением или назначением египетской пирамиды. Нет никаких доказательств того, что на дизайн египетской ступенчатой пирамиды повлиял зиккурат, хотя это, безусловно, возможно, но научный консенсус определяет пирамиды как памятники мёртвым и их путешествию в загробную жизнь, в то время как зиккураты были возведены в честь живых богов Месопотамии.
Гораздо более интересным аспектом зиккурата, чем то, повлиял или нет дизайн на Египет, является то, как одна и та же базовая концепция проявляется в цивилизациях, которые не имели контактов с Месопотамией, таких как майя, цивилизация ацтеков и коренные народы Северной Америки, среди прочих. Уотсон-Брейк в современной Луизиане, США, датируемый примерно 3500 годом до н.э., похоже, следует той же базовой структуре зиккурата, что и Кахокия в Иллинойсе, датируемая примерно 600-1350 годами н.э. Сооружения майя, такие как Чичен-Ица, Ушмаль, Тикаль и многие другие также отражают модель зиккурата, предполагая всеобъемлющую потребность человека в возвышении в общении с высшей силой.