Буддизм является четвёртой по популярности религией в мире, насчитывающей более 507 миллионов последователей по всему миру. Путешествуя по Индии, Китаю и другим традиционно буддийским странам, можно увидеть богато украшенные храмы, буддийские святыни и набожных последователей (как и у многих других великих мировых религий!).
Однако буддизм также часто называют философией, особенно на Западе. У него много общих учений с другими популярными школами мысли, такими как
стоицизм. И сам Будда подчёркивал практический характер своих идей, отдавая предпочтение философским исследованиям, а не религиозным догмам. Всё это ставит вопрос: буддизм — это философия или религия? В этой статье исследуется, почему и как буддизм означает разные вещи для разных людей, и можно ли его когда-либо действительно классифицировать.
Буддизм - это религия или философия? Или и то и другое?
Буддизм впервые возник в Индии в 6 веке до нашей эры. Это нетеистическая религия, то есть её последователи не верят в Бога-творца, в отличие от теистических религий, таких как христианство. Буддизм был основан Сиддхартхой Гаутамой (также известным как Будда), который, согласно легенде, когда-то был индуистским принцем. Однако Сиддхартха в конце концов решил отказаться от своего богатства и вместо этого стал мудрецом. Он пришёл к этому решению после того, как осознал человеческие страдания и боль, которую они причиняют людям. Следовательно, Сиддхартха вёл аскетический образ жизни.
Он посвятил себя разработке системы верований, которая могла бы научить других, как избежать сансары, санскритского слова, которое описывает «отягощённый страданиями цикл жизни, смерти и возрождения, без начала и конца» (Wilson 2010).
Несмотря на свою популярность сегодня, буддизм сначала медленно набирал последователей. В 6-м и 5-м веках до нашей эры Индия переживала период значительных религиозных реформ. Буддизм развился в ответ на предполагаемую неспособность индуизма адекватно удовлетворить потребности обычных людей. Но только в 3 веке до нашей эры религия набрала обороты. Индийский император Ашока Великий принял буддизм, и, следовательно, он быстро распространился по Индийскому субконтиненту и Юго-Восточной Азии.
Некоторые ключевые учения
Как сказано выше, Будда начал развивать своё учение после того, как осознал истинный масштаб страданий в мире. В частности, он понял, что из-за человеческой смертности всё, что он любил, в конце концов умрёт (включая его самого). Но смерть — не единственное страдание в жизни человека. Будда считал, что люди страдают при рождении (и мать, и младенец) и на протяжении всей жизни из-за желаний, зависти, страха и т. д. Он также считал, что все перевоплощаются в сансаре и обречены повторять этот процесс вечно. Поэтому буддийское учение стремится разорвать этот цикл.
Фото: thecollector.com
«Четыре благородные истины» иллюстрируют подход Будды более подробно:
Жизнь приносит страдания
Причина страданий - жажда
Конец страданий приходит с концом жажды
Есть путь, уводящий от страсти и страданий
Эти истины обеспечивают основу для всей цели буддизма, которая состоит в том, чтобы найти путь от страсти и страданий через просветление.
«Философские» аспекты буддизма
Четыре Благородные Истины удивительно похожи на типичные логические рассуждения, включающие предпосылки и отношения между ними. Но, возможно, самые конкретные философские элементы этой религии исходят от самого Будды. Вместо того, чтобы умолять своих последователей следовать его учению буквально, Будда побуждает людей исследовать его.
Буддийские учения, также известные как Дхарма (санскрит: «истина о реальности»), содержат шесть различных характеристик, одна из которых — Ehipassiko (Эхипассико). Это слово постоянно используется Буддой и буквально означает «придите и убедитесь сами»!
Он настоятельно призывал людей к критическому мышлению и использованию собственного личного опыта для проверки того, что он говорит.
Этот тип отношения сильно отличается от таких религий, как христианство и ислам, последователей которых обычно поощряют читать, усваивать и беспрекословно принимать священные писания.
Фото: thecollector.com
Также важно отметить, что учения Будды отвергли отдельную философскую традицию. Когда люди начали записывать его уроки спустя столетия после его смерти, среди различных философских групп возникли разные интерпретации. Сначала люди, обсуждавшие буддийские учения, использовали стандартные философские инструменты и приёмы, чтобы донести свою точку зрения. Однако их рассуждения были подкреплены полной верой в то, что всё, что говорил Будда, было правильным и истинным. В конце концов, люди из различных, но родственных азиатских религий начали анализировать буддийские учения, вынуждая буддистов углубиться в традиционные области философии (например, метафизику, эпистемологию), чтобы доказать ценность и ценность буддизма другим людям, которые не считали учения Будды второстепенными.
«Религиозные» аспекты буддизма
Конечно, в этой религии также есть много религиозных аспектов! Например, Будда верит в реинкарнацию. Он описывает, как, когда кто-то умирает, он снова рождается кем-то другим. То, каким перерождается человек, зависит от его действий и того, как он вёл себя в своей предыдущей жизни (карма). Если буддисты хотят переродиться в мире людей, которые, по мнению Будды, являются лучшими для достижения просветления, тогда они должны заработать хорошую карму и следовать учениям Будды. Таким образом, хотя Будда поощряет критическое исследование, он также даёт отличный стимул следовать тому, что он говорит.
Фото: thecollector.com
Многие мировые религии также предлагают своим последователям какую-то высшую награду, к которой они могут стремиться на протяжении всей своей жизни. Для христиан это достижение Небес после смерти. Для буддистов это состояние просветления, известное как нирвана. Однако нирвана — это не место, а скорее освобождённое состояние ума. Нирвана означает, что кто-то осознал высшую истину о жизни. Если человек достигает этого состояния, то он навсегда избегает цикла страданий и перерождений, потому что в его просветлённом уме все причины этого цикла устранены.
Есть также много буддийских ритуалов и церемоний, которые составляют важную часть поклонения для многих людей во всём мире. Пуджа — это церемония, во время которой последователи обычно делают подношения Будде. Они делают это, чтобы выразить свою благодарность за учение Будды. Во время пуджи последователи также могут медитировать, молиться, петь и повторять мантры. Эта религиозная практика выполняется для того, чтобы последователи могли более глубоко открыться учению Будды и взрастить свою религиозную преданность.
В отличие от некоторых религий, в которых церемонии должны проводиться под руководством религиозного лидера, буддисты могут молиться и медитировать либо в храмах, либо у себя дома.
Почему нужно классифицировать буддизм как религию или философию
В буддизме есть много характеристик, стирающих границы между философией и религией. Но идея о том, что необходимо чётко классифицировать его как то или иное, имеет тенденцию возникать в западных обществах гораздо чаще, чем в других частях мира. На Западе философия и религия — это два совершенно разных термина. Многие философы в рамках западной традиции не считают себя искренне религиозными личностями.
Современные последователи сумели успешно отделить философские аспекты от религиозных аспектов определённой школы мысли.
Многие люди, считающие себя атеистами или агностиками, склонны игнорировать религиозные аспекты буддизма по очевидным причинам.
В конце концов, буддийское учение легко вписывается в движения осознанности, медитации и йоги, которые приобрели популярность в западных странах за последние несколько десятилетий. Иногда эти учения присваиваются без должного понимания их корней, например, когда люди публикуют цитаты Будды в социальных сетях или заявляют, что интересуются буддизмом, не изучив ни одного из его ключевых текстов.
Фото: thecollector.com
Правда в том, что буддизм — это и религия, и философия, и два аспекта его учения могут сосуществовать в относительном мире. Люди, интересующиеся буддийской философией, могут легко изучать её как школу мысли, если они не пытаются отрицать, что в учениях Будды содержится больше сверхъестественных элементов. Буддийские монахи, храмы и религиозные праздники существуют не просто так. Церемония и ритуал — чрезвычайно важный аспект буддизма для миллионов людей во всём мире. Но в равной степени атеист может следовать множеству учений Будды, не чувствуя себя при этом обязанным совершать акты поклонения.