Фигура Артура впервые появилась в валлийской поэзии в конце шестого и начале седьмого веков, героя, который, как говорили, возглавил бриттов в битве против саксонских захватчиков. Но только в 12 веке он был впервые привязан к драматическому мысу, известному как Тинтагель. В «Истории королей Британии» валлийского священнослужителя Джеффри Монмутского, которая была написана в 1136 году и призвана проследить историю Британии до её предполагаемого основания троянскими изгнанниками, почти наверняка вымышленный король шестого века по имени Утер Пендрагон спит с соблазнительной Игрэйной с женой местного герцога, в своём замке в Тинтагеле после того, как волшебник Мерлин превращает Пендрагона в подобие её мужа.
«В ту ночь она зачала Артура, самого известного из мужчин, который впоследствии снискал себе большую известность благодаря своей выдающейся храбрости», — писал Джеффри.
Учёные повсеместно отвергли текст Джеффри как псевдоисторию, сотканную из древних валлийских народных сказок и его буйного воображения.
Тем не менее, многие люди в то время поверили этой истории, а Ричард, граф Корнуолл, был настолько убеждён, что Артур существует на самом деле, что в мае 1233 года он обменял три первоклассных поместья на этот безлесный мыс, отделённый от материка перешейком и построил на нём замок. У него не было никакой функции в отдалённой части Корнуолла, которая ему не была нужна. Но он хотел закрепить своё положение в легендах и истории. Он был графом Корнуоллским, но также был преемником Артура.
Писатели, последовавшие за Джеффри, добавили свои собственные штрихи — волшебный меч Экскалибур, рыцари Круглого Стола, романтический треугольник Артура с королевой Гвиневерой и сэром Ланселотом и смертельная рана Артура в битве при Камланне. Рассказы о куртуазной любви, магии и воинской храбрости рассказывались и пересказывались в бесчисленных версиях на протяжении веков, от самых ранних хвалебных строф в валлийской поэзии до Т.Х. Роман Уайта 1958 года «Король прошлого и будущего», от «Смерти Артура» сэра Томаса Мэлори 15-го века до фильма «Зелёный рыцарь» 2021 года с Дев Пателем в роли сэра Гавейна, рыцаря в Камелоте, легендарном замке, где был двор Артура. «В легенде об Артуре каждый найдет что-то для себя», — говорит Леа Тетер, профессор средневековых исследований Бристольского университета и бывший президент британского отделения Международного общества Артура, которое регулярно объединяет учёных и других энтузиастов, интересующихся литературой об Артуре.
Фото: smithsonianmag.com
В истории короля Артура, по её словам, «есть несовершенные персонажи, которым мы можем сопереживать, поиски для достижения невозможных целей и адаптируемая сюжетная линия, которая соответствует социально-политическому ландшафту того времени».
Ралука Радулеску, профессор средневековой литературы Бангорского университета в Уэльсе, предполагает, что неизменная привлекательность Артура также связана с «стандартом моральной честности», который читатели находят вдохновляющим, тем, который «они не могут найти в окружающем мире, но обнаружат в рассказах о короле Артуре».
Вечная популярность легенды об Артуре затмила центральный, нерешённый вопрос: существовал ли на самом деле король Артур или, по крайней мере, исторический прототип, на котором основан образ героя Джеффри?
Ралег Рэдфорд, английский археолог, обнаруживший руины Тинтагеля в 1930-х годах, вспомнил об аналогичных сооружениях в отдалённых местах в Ирландии, и после наблюдения христианских символов на керамике, найденной на этом месте, он предположил, что руины были остатками кельтского монастыря, существовавшего между пятым и седьмым веками. Однако за последние четыре года Вин Скатт, археолог из Плимута и его команда из English Heritage, некоммерческой организации, которая управляет более чем 400 историческими местами в Великобритании, провели собственное исследование и оспорили оценку этого места Рэдфордом.
Фото: smithsonianmag.com
Они раскопали ещё три дома, а также обнаружили фрагменты стеклянных кубков из Испании, кубков из Франции эпохи Меровингов, глиняной посуды из Туниса и амфор из Турции, которые использовались для хранения вина или оливкового масла. Углеродный анализ, недоступный Рэдфорду за столетие до этого, подтвердил, что поселение существовало в шестом веке. Но Скатт считает, что это место, с его защищенным положением на побережье Корнуолла, было не убежищем для религиозных аскетов, а процветающей местной цитаделью.
Тинтагель, по словам Скатта, вероятно, был домом для нескольких тысяч человек и контролировал территорию, которая простиралась через современный Корнуолл. Он указывает, что, хотя большая часть Британских островов погрузилась в неграмотность и нищету в этот период, широко известный как Тёмные века, большинство жителей Тинтагеля жили в удобных домах с шиферными крышами из прочного деревянного бруса и, в некоторых случаях, в история.
Археолог Вин Скатт утверждает, что вполне правдоподобно, что правитель или полководец — возможно, по имени Артур — вышел из этого общества и послужил источником вдохновения для Джеффри Монмутского.
Мыс оставил и другие загадочные подсказки, в том числе каменную плиту шестого века с вырезанным на ней загадочным словом «Артогноу». Эксперты по кельтскому языку, на котором в то время говорили в Британии, отрицают его значение. Но некоторые настаивают на том, что эта надпись является разновидностью «Артур». Плита, говорят они, является знаком королевского правления.
Фото: smithsonianmag.com
Когда родилась легенда об Артуре, Британия находилась в состоянии коллапса. Римская империя совершила своё первое вторжение на Британские острова в 55 г. до н.э., в конечном итоге завоевав большую часть территории вплоть до современной Шотландии. Их завоевания и долгое правление часто были насильственными, но римляне также строили дороги и основывали города, такие как Лондиниум и Дюровернум Кантиакорум, сегодня Лондон и Кентербери. Во всей римской провинции Британия качество жизни значительно улучшилось. Затем, в 410 году нашей эры, Рим, осаждённый дома вестготами, германским племенем из Восточной Европы, отозвал свои войска и погрузил Британию в хаос. Гражданские институты исчезли, экономика рухнула, а основные предметы домашнего обихода стали дефицитом. Саксонские вторжения терроризировали население, и Британия распалась на вотчины, в которых доминировали часто жестокие лидеры и их банды. Чума и засуха поразили регион, уничтожив значительную часть населения.
«Британия была несостоявшимся государством, — говорит Марк Моррис, британский историк и автор книги 2021 года «Англосаксы: история возникновения Англии: с 400 по 1066 год». — Это было ужасное время для жизни». Многие историки считают, что в этот период, вероятно, поднялся героический воин, чтобы повести бриттов, которые приняли христианство, против саксов-язычников. В валлийском стихотворении «Гододдин», написанном между 540 и 640 годами нашей эры, павший солдат сравнивается с другим солдатом по имени Артур, что некоторые учёные интерпретируют как указание на то, что воин по имени Артур был настолько известен, когда была написана поэма, что храбрость других могла быть измерена сравнением.
Фото: smithsonianmag.com
Примерно в то же время монах Гильдас описал триумф британцев в битве при Бадон-Хилле, который он датировал «годом своего рождения», вероятно, в начале шестого века. Он не упомянул Артура (он назвал своего героя Амвросием Аврелианом), но три века спустя, около 830 года, валлийский монах по имени Ненний в своей «Истории бриттов» описал, как воин по имени Артур привёл бриттов к победе в 12 славных битвы с саксами. «Двенадцатая битва была на горе Бадон, где пало в один день 960 человек от одной атаки Артура, и никто не мог убить их, кроме него одного, и во всех битвах он был победителем», — писал Ненний.
Некоторые учёные указывают на рассказ Ненния как на свидетельство существования Артура.
Тем не менее, Николас Хайэм, медиевист на пенсии из Манчестерского университета и автор книги «Король Артур: создание легенды» 2018 года, говорит, что доказательства едва ли можно считать убедительными. Во-первых, отчёт был написан через 300 лет после предполагаемой битвы при Бадон-Хилле. (Хотя текст Гильдаса содержит единственное упоминание о битве того времени, другие британские истории, в том числе «Церковная история английского народа» восьмого века, подробно описывают боевые действия, и учёные в целом убеждены, что такая битва действительно имела место.) С другой стороны, историки Средневековья широко известны тем, что смешивали факты и вымысел для продвижения политической или религиозной программы.
Фото: smithsonianmag.com
Хайэм говорит, что в то время, когда саксы завоевывали Британию, бриттам был нужен «возлюбленный Богом воин», чтобы сплотить их дух и восстановить славу зарождающейся нации, и Ненний придумал персонажа, который соответствовал всем требованиям. «Артур побеждал в битвах против саксов при поддержке Иисуса Христа и Марии, — пишет он. «Саксы были представлены как варвары, нечестные и неверные». Чтобы показать, что Артур имел корни в римской культуре, которой до сих пор широко восхищались, утверждает Хайэм, Ненний получил имя от Арториуса, полководца, прославившегося во время Пунических войн в третьем веке до нашей эры.
Если Ненний сделал Артура британским героем, то Джеффри Монмутский воплотил эту идею в жизнь.
Родившийся около 1090 года, возможно, в Уэльсе, получивший образование в Париже и Оксфорде, Джеффри стал епископом в Британии в середине 1100-х годов, когда написал на латыни, возможно, самую влиятельную книгу об Артуре. Как и у Ненния, у Джеффри была политическая повестка дня: показать превосходство говорящих на кельтском языке британцев и, соответственно, валлийцев, говорящих на том же языке.
Артур теперь стал говорящим на кельтском языке королём-воином в рамках богато воображаемого повествования. Джеффри утверждал, что почерпнул подробности жизни Артура из древней валлийской книги по истории, которую ему показал архидьякон Оксфорда, но нет никаких доказательств того, что такая книга существовала. Также нет никаких сведений о том, что могло побудить его установить историю происхождения Артура в Тинтагеле, или посещал ли он когда-либо отдалённый мыс. Джеффри познакомил Артура с неверностью Гвиневеры,
волшебником Мерлином (композицией более ранних валлийских пророков) и волшебным мечом, который он назвал Калибурн (на основе ирландского меча Каладболг, производного от валлийского Каледфулч), который позже стал известен как Экскалибур. Он закончил рассказ на острове под названием Авалон, куда волшебница Моргана ле Фэй переносит Артура после того, как он был «смертельно ранен» против саксов в битве при Камланне.
Джеффри, по-видимому, почерпнул эту битву из «Валлийских анналов», написанных в конце десятого века. Этот набор хроник, явная смесь фактов и вымысла, устанавливает 537 год нашей эры как год «Битвы при Камланне, в которой Артур и Медраут» — или Мордред, который в более поздних рассказах о короле Артуре становится вероломным племянником и соперником Артура — «пали», а в Британии и Ирландии была чума». У фантастического рассказа Джеффри была своя доля скептиков. «Совершенно ясно, что всё, что этот человек написал об Артуре и его преемниках, да и о его предшественниках… было выдумано», — писал средневековый историк Уильям Ньюбургский. Тем не менее, многие британцы приняли это как истину.