Что, если история йоги так же связана с движением физической культуры девятнадцатого века в Европе, как и с древней индуистской философией?
Современная йога — это глобальное явление. Для многих йога — это образ жизни; преобразующая практика, которая помогает миллионам людей во всём мире поддерживать физическую форму, благополучие и телесное здоровье. А история йоги, по меньшей мере, любопытна. Истоки йоги можно проследить до древней северной Индии.
Однако, чтобы правильно понять её историю, необходимо взглянуть на переплетение историй колониальной Индии, западного оккультизма и европейского движения физической культуры.
История йоги и колониальная практика
В некотором смысле корни йоги можно проследить в доколониальной практике хатха-йоги в средневековой Индии. Однако корни современной йоги — в том виде, в каком человек знает и понимает практику сегодня — можно более точно проследить до индийского опыта британского колониализма. В связи с этим история начинается в Бенгалии. Столкнувшись с предполагаемым культурным превосходством британского колониализма, индийская элита пережила длительный период самоанализа. Они считали христианство открытым для всех полов и классов и видели, что христианские миссионеры успешно использовали Новый Завет для распространения своего послания. С другой стороны, они видели, что индийская кастовая система позволяла исповедовать ведическую религию только индусам из высших каст. Более того, огромное количество ведической литературы невозможно было уместить в простое послание. Христианство набирало силу, и казалось, что индуизм отступает.
В 1828 году Брахмо Самадж был основан в центре британского правления, городе Калькутта. Их миссия состояла в том, чтобы представить универсальное видение «Бога» в реформированном индуизме. Бхагавад-гита стала их священной книгой, а средством её распространения выступила йога.
Десятилетия спустя, возможно, самый известный их член, Свами Вивекананда, представил миру своё видение реформированного индуизма в Чикагском парламенте религий в 1893 году.
Он утверждал, что путём продвижения йогической религиозной духовности можно достичь духовного совершенствования всего человечества.
Прежде всего, продвигая индуизм под лозунгом йоги, Вивекананда смог продвигать индуистскую религию как респектабельную область личных интересов западного среднего класса. В ответ на унизительный опыт колониального правления Свами Вивекананда отправился в Америку, чтобы представить йогу массам и сделать индуизм мировой религией.
Влияние западного оккультизма
Любопытно, что история йоги также связана с популярностью западного эзотеризма и оккультизма в позднем колониальном мире. Самое популярное оккультное общество того времени, Теософское общество, сыграло ключевую роль в популяризации йоги.
Теософское общество было основано в 1875 году как популярная эзотерическая альтернатива христианству на Западе. Теософия, утверждали её основатели, не была религией. А скорее, система «сущностной истины». Основным вкладом Теософского общества в общественную культуру было активное производство научных работ по индуизму, буддизму и другим «восточным» философиям. Основной целью Теософского общества было разъяснение оккультизма. Елена Петровна Блаватская (соучредитель общества), например, утверждала, что она была вместилищем астральных сообщений от духовных «учителей», которые поручили ей распространять их учения в мире.
Фото: thecollector.com
Как правило, теософы были выходцами из профессионального среднего класса; они были врачами, юристами, педагогами и общественными деятелями. В связи с этим издательская деятельность общества и спонсирование конференций по оккультным темам — от астральных явлений до эзотерической религии — фактически нормализовали оккультизм как профессиональное знание.
Таким образом, Теософское общество сыграло важную роль в пробуждении интереса Запада к индуизму и йоге.
Блаватская даже писала в 1881 году, что «ни современная Европа, ни Америка ничего не слышали [о йоге], пока теософы не начали говорить и писать». Она была права.
Соответственно, популярность Вивекананды в Чикаго нельзя рассматривать в отрыве от западной моды на оккультные и восточные системы духовных знаний. Что вызывает недоумение, так это то, что и теософы, и Вивекананда открыто признавали идею о том, что позы вообще имеют какое-либо отношение к йоге. Роль поз в истории йоги исходит из совершенно другой области.
Влияние европейской физической культуры
Йога, какой известно на сегодняшний день, тесно переплетена с европейским движением физической культуры девятнадцатого века. Сама европейская физическая культура была тесно связана с представлениями нации девятнадцатого века. Обычный британский взгляд на индийских мужчин заключался в том, что они женоподобны, неполноценны и слабы.
В Британской Индии решающим аспектом сопротивления колониальному правлению было смешение идей европейской культуры тела и гимнастики с индийским уклоном.
Результатом стали «коренные» системы упражнений и физической культуры. Возникшая индийская националистическая физическая культура стала известна многим как «йога».
К 1890-м годам европейские идеи националистического «творчества человека» были популяризированы головокружительным количеством журналов о здоровье и фитнесе. Эти журналы отстаивали преимущества совершенствования тела с помощью гимнастики и бодибилдинга. Впереди немецкие, датские и шведские рукотворные учения. Невероятной популярностью пользовался индийский журнал по физической культуре Vyayam. И благодаря таким организациям, как Индийская YMCA, не говоря уже об изобретении современных Олимпийских игр в 1890 году, родилась ассоциация здоровья и фитнеса с сильной индийской нацией.
Прежде всего, как показал пионер йоги Марк Синглтон, система шведской гимнастики, созданная П. Х. Лингом (1766-1839), оказала глубокое влияние на развитие западной физической культуры в целом и современной постуральной йоги в частности. Метод Линга был направлен на улучшение здоровья и лечение болезней с помощью движения. Кроме того, его гимнастика была направлена на целостное развитие «всего человека» — примерно так же, как современная йога занимается разумом, телом и духом.
Фото: thecollector.com
С самого начала современная йога была режимом здоровья для тела и ума, основанным на принципах поз и движения. Для пионеров современной индийской йоги, таких как Шри Йогендра, постуральная йога была местной формой упражнений, сравнимой со шведской гимнастикой, но лучше и с большим количеством возможностей.
Индийский ренессанс йоги
Ренессанс йоги в Индии родился из колониального опыта. Перед лицом колониального мифа об индуистской изнеженности йога стала важным средством развития национальной физической культуры. Соответственно, мотивы индийской физической силы и физической подготовки стали важным выражением культурной политики.
Когда образы, представляющие греческие идеалы мощи и жизненной силы, стали символически важными в индийской антиколониальной борьбе, йога стала набирать популярность среди националистической элиты. Одной из наиболее важных фигур в этом процессе был Шри Йогендра, основатель Института Йоги в Бомбее.
Помимо бодибилдинга и рестлинга в юности, Манибхай Десаи получил образование в элитном бомбейском колледже Святого Ксавьера. Человек своего времени, на которого оказали глубокое влияние современные идеи науки, здоровья и фитнеса как ключи к человеческому прогрессу.
Беглый взгляд на сочинения Йогендры показывает, что на него сильно повлияли европейские тенденции в физической культуре. Его йога была определена в связи с лечебной терапией, медициной, физической культурой и современной психологией. Йогендра не был застрахован от утверждений, что его практика основана на сохранении древних йогических традиций. Однако ему было ясно, что его целью было превращение йоги в лечебную терапию, основанную на ритмических упражнениях.
В 1919 году Йогендра основал Американский институт йоги в Нью-Йорке.
Таким образом, история йоги — это история радикальных экспериментов и взаимного обогащения, происходящих из столкновения Индии с колониальной современностью.
Возрождение индийской йоги было обусловлено колониальными заботами об умственной и моральной силе, здоровье и развитии физического тела. Самое главное, история возрождения индийской йоги показывает, что духовная гимнастика, которую мы называем современной йогой, является радикально новой традицией. В этом контексте, хотя йога, несомненно, имеет индийские корни, это далеко не всё.
Тайная история йоги
Йога – это богатая индийская духовная традиция. Тем не менее, история йоги не может быть лучше всего объяснена со ссылкой на древнюю индийскую культуру. Современная йога была заново изобретена в контексте колониального опыта Индии и в связи с движением физической культуры, появившимся в Европе. В частности, шведская гимнастика оказала существенное влияние на развитие современной постуральной йоги. Таким образом, гибкость, сила и ловкость сегодня так же важны для йоги, как контроль дыхания, медитация и духовность.
Фото: thecollector.com
Идеи физической культуры, здоровья и фитнеса занимают центральное место в истории йоги. Хотя Свами Вивекананду часто называют отцом современной йоги. На самом деле его совершенно не интересовали позы йоги. Вместо этого он сосредоточился на дыхании и медитации. Что касается поз, Вивекананду интересовали только сидячие позы как основа для правильного дыхания и медитативной практики.
Кроме того, в своём magnum opus «Раджа-йога» (1896 г.) он писал, что «с момента её открытия более четырёх тысяч лет назад йога была в совершенстве описана, сформулирована и проповедовалась в Индии». Однако, история йоги как динамической постуральной практики родилась в результате сложного слияния индийского национализма, оккультизма и европейской физической культуры.
В этом контексте трудно поддерживать представление о йоге как о вечной древней традиции. Тем не менее, это не означает, что полезность йоги — в любой форме — как восстановительной, преобразующей практики сегодня не актуальна. С самого начала практика йоги постоянно адаптировалась, изменялась и развивалась. Йога практикуется во всём мире во многих гибридных формах. По всей вероятности, этот факт вряд ли изменится.