У меня странные отношения с музыкой. Она всю жизнь со мной и никогда не отпускает - “строить и жить помогает” и “бесконечная вечная мудрая, от которой так хочется жить”.
Первыми моим осознанным произведением стали “Voulez-Vous” и “Kissis of Fire” от ABBA на голубой тоненькой пластинке всего с двумя песнями.
Мне тогда было лет шесть. Моя бабушка куда-то уехала и оставила меня на попечении у своей подруги Евдокии Истратьевны - скромной учительницы в школе. Вот у неё то я впервые услышала эти песни, которые положили начало моей любви к ABBA, которая до сих пор является моей любимой группой, а песня “Kissis of Fire” - одной из любимой их песен. Сейчас я удивляюсь, что скромная учительница слушала такую музыку, но, видимо, тогда ABBA проникла во все дома, даже в деревнях.
Моя семья изначально была музыкальной, хотя своего папу - музыканта на саксофоне и трубе, я не видела с детства. А мама была простым физиком в институте твердого тела и полупроводников. Помню, что моя мама повела меня - еще ребенка на фильм “ABBA” (1977 г. - Мюзикл/Документальный), который произвел на меня очень сильное впечатление. Совсем недавно я пересматривала его и не понимала, что меня тогда так впечатлило. Думаю, что именно в детстве формируются наши вкусы и взгляды на жизнь, которые потом влияют на нас и во взрослости.
Мое знакомство с музыкой началось именно с песен. Тогда я не знала английского и не понимала текста, но меня завораживало удивительное сочетание музыки и голоса (а позже и текста песни, который тоже очень сильно влиял на восприятие).
Наряду с ABBAой я тогда полюбила Джо Дассена и его бархатный голос, и эта любовь сохранилась до сих пор.
С музыкой у меня всегда было, как запой: я влюблялась в какие-то песни, погружалась в них с головой и забывала обо всем, часами слушая одно и тоже, пока не надоест.
Один из первых моих “запоев” (которые я помню) была Алла Пугачева и Анне Вески. Я заучивала их песни наизусть и пела, катаясь на качелях во дворе у бабушки:
“не отрекаются любя, ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно”, “руку мне дай на середине пути, нам еще долго идти”, “давай с тобой эту песню на свой язык переведем, давай все время будем вместе и в снегопад и под дождем”, “приезжай, хоть на денек, если так же одинок. Если грустно вечерами, ну приезжай, хоть на денек” и т.д. - я пела, будучи ребёнком, особо не понимая смысла.
Мама отвела меня к специалисту, который установил, что у меня абсолютный слух. И потом отдала в музыкальную школу учиться играть на пианино, где я проучилась года четыре. Инструмента у моей бабушки не было, приходилось ходить к соседям, что для меня было унизительно почему-то. И вообще не давалась мне эта учеба, единственным любимым предметом было сольфеджио, где я пела. В результате школу я бросила, о чем сейчас очень жалею.
Следующим этапом моей музыкальной “жизни” стал пионерский лагерь, где однажды со мной случилась странное происшествие. Я была очень стеснительной и никогда не пела там. Но как-то я шла по территории, где меня остановил кто-то из воспитателей и попросил что-то спеть. Я не успела испугаться и запела: “там вдали за рекой зажигались огни, в небе ясном заря загоралась. Сотни юных бойцов из буденовский войск на разведку в поля поскакала” и “Не печалься о сыне, злую долю кляня. По бурлящей России он торопит коня. Громыхает гражданская война от темна до темна, много в поле тропинок, только правда одна”.
После этого меня взяли в лагерный хор, а потом сформировали со мной и еще одной девочкой дуэт. И пока я была месяц в лагере, мы колесили по окрестным городам с концертами.
В нашей семье всегда любили музыку: покупали проигрыватель и слушали пластинки, смотрели по телевизору “Песню года”, которая открывала многих талантливых исполнителей и авторов.
Следующим моим ярким “запоем” стала Маша Распутина, с её великолепным голосом и потрясающими стихами Леонида Дербенева. Её пластинку “Городская сумасшедшая” я заслушала “до дыр”.
“Погаснут огни в ночной тишине, за стеной замолчат соседи.
высоком коне, ко мне мой принц приедет.
Ну, и пусть это сон, ну, и пусть не наяву, хоть на время поредеет в сердце мрак.
Ради этого сна я на свете и живу, где не так, как наяву, где не так как наяву, все не так, как наяву.”
(“На белом коне”)
или
“В необъятном небе ветер свищет, древними созвездьями шурша,
И тоскует и спасенья ищет, крохотная искорка - душа.
Чтобы устоять и сохраниться, на краю бездонной пустоты,
Ты поверь, что мир нам этот снится, а реальны только я и ты, я и ты.”
(“я и ты”)
или
“Играй, музыкант, я буду верить, в то, что лучшие дни к нам придут.
Играй, музыкант, настежь двери, где в печали и радости ждут.”
(Играй, музыкант”)
или
“Я была на Венере, была на Венере по синим холмам, в неземной тишине.
Бродила не веря, а может быть веря, что сплю на земле в летаргическом сне.
Я узнала немало и помню немало с того беспощадного, страшного дня,
Когда ты сказал мне, с улыбкой сказал мне, что ты не любил и не любишь меня.”
(“я была на Венере”)
До сих пор мурашки по телу.
Следующим этапом стала классическая музыка и музыка к фильмам. Любимыми произведениями стали “Метель” Свиридова”, потом “5 симфония” Бетховена, “Маскарад” Хачатуряна, “Вальс цветов”, “Осенний вальс” из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». И отдельно меня впечатлила вступительная музыка из фильма “Гостья из будущего”.
Дальше пошли увлечения зарубежной музыкой, и следующие “запои” были Элтоном Джоном и Томом Вэитсом, “Queen”, “Криденс” и другими.
Когда я училась в Карловом университете по специальности “массовая коммуникация”, нас разделили на группы в зависимости от выбранного нами средства массовой информации. И я выбрала телевидение, где нас в том числе учили делать репортажи стендапы к ним (стендап - это вербальный репортёрский приём, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события). И в качестве “курсовой работы” надо было сделать репортаж: самим снять, сделать стендап, интервью с участниками события и т.д. И я тогда делала репортаж о чешской группе “Агата Кристи ривайвл бэнд” - чехи, которые на русском языке пели песни российской группы “Агаты Кристи”.
Для того, чтобы знать, о чём речь и подготовиться к интервью с участниками группы, я должна была “изучить материал” - прослушать и понять, о чём поёт эта группа. И тогда я (на свою голову - смеюсь) услышала их альбом “Майн кайф”. И у меня случился взрыв эмоций.
Их непонятные и неординарные, “обкуренные” тексты с обалденной и очень красивой музыкой произвели на меня очень сильное впечатление.
Музыка всегда тесно связана с моими эмоциями, моя любовь к определенной музыке в конкретный момент жизни отражала мое эмоциональное состояние тогда. И “Агата Кристи” стала моим “дном”:
“как ты жила без любви, без тепла” (“Красная шапочка”)
“любишь, любишь или нет. секрет” (“Секрет”).
“четыре слова про любовь и я умру, четыре слова про любовь: “ я не люблю тебя”, тебя я не люблю” (“Четыре слова про любовь”)
“А за окном снежинки тают, за окном кого -то убивают” (“Странное Рождество”).
“Ночь. Где-то идет война. Я - русский офицер, ты - немка-дрянь. Скоро падет Берлин. Не упирайся мне в живот коленками. Когда придет пора прощаться, я выстрелю в тебя шампанским, я - снайпер”” (“Снайпер”).
“Я помню стены стекает кровь, я помню руку, которой бил, все остальное обрывки снов, я все забыл, я все забыл” (“Ветер”).
"Агата Кристи" подкупала меня своей безысходностью, тревожностью, безнадегой и в то же время какой-то дикой безрассудностью. Никогда бы не подумала, что мне может нравится такая музыка, но их песни я люблю до сих пор, даже, когда мой эмоциональный контекст изменился.
В свое время я, как и многие, увлекалась сериалом “Секс в большом городе”, который, кроме всего прочего” хорош и своим саундтреком. Особенно мне понравилась песня” In The Waiting Line” группы "Zero 7":
“Do you believe
In what you see
Motionless wheel
Nothing is real
Wasting my time
In the waiting line
Do you believe in
What you see”.
Я люблю танцевать. И вот оно - новое свойство музыки - вызывать желание двигаться, даже уходить в транс. Потом случилось радио, и вот уже почти 8 лет я без музыки не живу ни дня….
Всего в одной статье не расскажешь. Музыка всю жизнь идет со мной рука об руку, привнося в мою жизнь счастье или помогая выплакивать горе.
Совсем недавно я снова вернулась к пению: стала петь на концертах, в эфире, в театре, обязательно в дУше или орать в машине (смеюсь). Когда поешь, кажется, что не одинок. Песни - это удивительно сочетание голоса, текста и музыки.
Музыка - это что-то очень странное, которая как эфир, проникает в нас и живет в нас, никогда не отпуская. Всего семь нот, а сколько великих произведений, сколько эмоций.