Певец стоит на сцене в не вынужденной позе. Его плечи расправлены, голова приподнята, лоб и губы расслаблены. После короткого музыкального поступления тенор начинает петь долгожданную арию. Звуки, кажется, сами слетают с его уст, и трудно определить, откуда доносится голос. В конце арии зал взрывается аплодисментами.
Театральное представление, в котором сочетается вокальная и инструментальная музыка, называется оперой. Любите ли вы этот вид искусства? Были ли вы в оперном театре? В чём, по вашему мнению, секрет чудесного голоса оперных певцов?
Уникальный музыкальный инструмент
Голос – прекрасный дар, который имеется у каждого человека. Его по праву называют музыкальным инструментом. И хотя не все обладают оперным голосом, для многих пение такое же привычное дело, как еда или сон. Независимо от того, умеете ли вы петь или нет, вам, наверное, интересно узнать, как играет этот удивительный инструмент.
Звук человеческого голоса образуется в гортани. Эта ограниченная хрящами полость содержит голосовые связки - две крохотные мышечные складки. Как же рождается звук? При равном дыхании расслабленные голосовые связи формируют треугольное отверстие в трахее, которое называют голосовой щелью. Когда вы поёте, в гортани увеличивается поток воздуха, щель сужается, и голосовые связки начинают вибрировать, образуя звук. Чем сильнее натяжение связок, тем больше колебаний и соответственно выше звук. Когда давление воздуха уменьшается, связки расслабляются, а голосовая щель увеличивается. Тогда частота вибрации связок падает и звук становится ниже.
Техника пения
В молодости
Энрико Карузо отличался неповторимым пением, однако его голосу не хватало силы. Развить её помогли упорные тренировки. У человека может быть хороший голос, но для оперного пения необходимо также владеть специальной техникой. Чтобы иметь достаточный запас воздуха, нужно научиться правильно дышать, а затем должным образом контролировать этот запас.
Говорят, что величайший певец XVIII века, Карло Броски, известный как Фаринелли, мог на одном дыхании пропеть 150 нот.
Оперные певцы должны уметь усиливать свой голос, пользуясь собственным телом как резонатором. По мнению некоторых специалистов, для пения низких нот используют грудную полость, а высоких — носовую и ротовую.
Многие думают, что актёр поёт только горлом. Но, в сущности, он привлекает всё своё тело и силы. Ему необходимо досконально уравновешивать напряжение во всех мышцах. Оперное пение требует незаурядных физических усилий, и, возможно, поэтому некоторые певцы достаточно тучны. Мария Каллас была одной из самых выдающихся певиц XX века. Следуя суровым диетам, она быстро потеряла вес. Многие считают, что из-за этого её голос ухудшился.
Развитие оперного искусства
С течением времени стиль и техника оперного пения постоянно совершенствовались. Например, характер исполнения произведений изменился, когда певцы из часовен и других небольших помещений перешли в театры. Мягкие и тихие голоса актёров заслонило громкое пение, усиленное естественными резонаторами тела. Это изменение было также обусловлено формированием великих оркестров, музыку для которых писали, скажем, Верди и Вагннер. Эти оркестры значительно превышали небольшие группы музыкантов во времена Моцарта. В XVII—XVIII веках и начале XIX века большое значение придавали не столько музыке, сколько мастерству певца. Однако во второй половине XIX и в первой половине XX века стиль опер существенно изменился. Хотя голос в дальнейшем играл важную роль, он стал лишь одним из главных элементов оперы.
Глубокий потенциал оперного искусства способствовал появлению огромного количества музыкальных произведений. Многие известные композиторы написали незабываемые партитуры, способные вызвать сильные чувства. Среди таких мастеров были Паэзиелло, Чимароза, Глюк, Моцарт, Доницетти, Россини, Беллини, Вагнер, Верди, Пуччини, Бизе, Мейербер и Масканьи.
Крайности в истории пения
В истории оперного пения были чёрные страницы. Возьмём, например, певцов-кастратов, которые преобладали в итальянской опере более века. Чтобы сохранить высокий голос с исключительно большим диапазоном и силой, мальчиков кастрировали ещё до того, как они достигали возраста полового созревания.
По словам Гвидо Тартони, автора книги об истории пения, этот обычай ввела «церковь, которая запрещала женщинам... петь в храмах».
Некоторые поклонники известных оперных звезд буквально поклоняются своим кумирам. Проявлением такого обожания стали похороны Лучано Паваротти. Марию Каллас называли Ла Дивина («Божественная»), а Джоан Сазерленд — Ла Ступенда («Удивительная»). Несмотря на такие крайности в истории искусства, оперное пение приобрело свою популярность. И это благодаря его способности очаровывать публику.
Если вскоре вы услышите известную арию, в исполнении замечательного сопрано, подумайте о настойчивых тренировках и усилиях, которые приходится прилагать певице. Возможно, тогда вы поймете слова одного писателя, который сказал, что оперное пение — это искусство «совмещать слова и музыку и поднимать поэзию... на крыльях мелодии».
Классификация некоторых голосов
Колоратурное сопрано. Подвижный женский голос легко берет высокие ноты. Певица обычно играет резвых веселых персонажей.
Лирическое сопрано. Звучный женский голос. Актриса играет романтических или сентиментальных героев.
Драматическое сопрано. Женский голос ниже лирического сопрано. Певица в основном исполняет драматические роли.
Меццо-сопрано. Женский голос, тоньше и ниже драматического сопрано. Исполнительница играет пожилых женщин или оппонентку сопрано.
Контральто. Самый низкий женский голос, редко встречающийся. Певица исполняет те же роли, что и меццо-сопрано.
Тенор. Высокий мужской голос, отличающийся легкостью, лиричностью и драматичностью. Певец играет влюбленного или объект любви.
Баритон. Мужской голос, средний между тенором и басом. Актер играет роль брата, отца или соперника.
Бас. Самый низкий мужской голос. Различают комический бас, бас-кантанте и бас-профундо. Первый подходит для оживленных и радостных персонажей, второй — для сентиментальных героев, а третий — для выражения сильных чувств.