Из любой трудной ситуации всегда есть минимум один выход. И иногда он оказывается настолько остроумным, что нам, наблюдавшим со стороны, остаётся только позавидовать человеческой находчивости.
Великая Октябрьская революция, произошедшая в России 1917 году, до сих пор остаётся предметом обсуждений и непримиримых споров. Кто-то ищет в ней что-то положительное, кто-то показывает только обратную сторону медали. Мы же не станем принимать ни ту, ни другую сторону, а уж тем более - отрицать очевидное.
А очевидным считаем то, что большевики, какими бы они не были, принесли просвещение даже туда, куда до них не добиралась рука цивилизованного мира.
В этой статье речь пойдёт о Якутии.
Коренное население края, как говорили большевики, находилось под влиянием религиозных предрассудков. Имелась в виду практически ничем не ограниченная власть шаманов. Но история не о них.
Наша история - об Алексее Алексеевиче Семёнове. Просветителе и первом наркоме финансов Якутии.
Родился Семёнов 25 марта 1882 года в крестьянской семье. С детства Алексей выделялся среди своих многочисленных братьев и сестёр - он стремился к знаниям.
В 1897 году Алексей окончил четырёхклассное городское училище. После окончания работал письмоводителем у мирового судьи, мелким служащим конторы торгового дома "Коковин и Басов". Через несколько лет сообразительный и хваткий молодой человек был переведён бухгалтером в Якутский филиал торгового дома, а через 10 лет возглавил его.
Повзрослев, Алексей объехал всю Западную Европу, был дружен с Максимом Горьким, навещал того в 1912 году на острове Капри, а позже - в Париже. Горький впоследствии, в 1929 году, напишет о Семёнове очерк "О единице".
В 1907 году Семёнов способствовал открытию газеты "Якутский край" на русском и якутском языках. Также Алексей был одним из тех, кто организовал телефонную связь и первую электростанцию в Якутске.
Как только к власти пришли большевики, Семёнов без раздумий поехал в Петроград, чтобы встретиться с новыми руководителями страны. Алексею было что предложить большевикам. А предлагал он скорейшее полное освоение Якутии и, конечно же, что самое главное, её ресурсов.
Для достижения цели Семёнов призывал принести "идеи равенства и братства" в самые отдалённые уголки Якутской земли. Алексей видел себя в качестве просветителя. Ясное дело, большевики не могли закрыть глаза на такую инициативу. Тем более Семёнов полностью разделял их идеи. Таким образом, он получил мандат и полный карт-бланш.
А вот чего Алексей от большевиков не получил, так это писчей бумаги, в больших количествах требовавшейся для обучения грамоте коренного населения Якутии. Но выход из положения был найден на месте.
Семёнову предложили взять в любых количествах винные этикетки, в избытке находившиеся на одном из захваченных революционерами типографских складов. Алексей от предложения не отказался и забрал с собой в Якутию тюки с наклейками для мадеры, кагора и опорто.
Фото: zen.yandex.ru
Добравшись домой, Семёнов собрал обоз и отправился нести свет знаний в белые пятна на карте Якутии. В путь Алексей отправился, конечно, не один. Он взял с собой супругу, Наталью Петровну. Детей Семёновы оставили на попечение няне.
Удалившись на большое расстояние от цивилизованных мест, но не добравшись даже до ближайшего поселения якутов, обоз попал в снежный буран. Оказавшись совершенно беспомощными перед стихией, Алексей, Наталья и приданные им в Петрограде три революционных матроса стали замерзать.
Так и погибли бы просветители, не выполнив своё предназначение, если бы не случайность. Спасительным перстом судьбы для Семёновых выступил старовер Венедикт Ерофеевич Ряхин. Его заимка находилась неподалёку, но осталась незамеченной для путников. Венедикт Ерофеевич, выбрав момент, когда ветер немного стих, видя, что люди попали в беду, выдвинулся на подмогу.
Отогревшись в тёплом доме Ряхина и дождавшись окончания бурана, Семёнов решил идти дальше к намеченной цели. К его удивлению, Венедикт Ерофеевич попросил взять его с собой. Старовер объяснил своё решение тем, что раз он их спас, теперь несёт за спасённых полную ответственность. Семёнов от предложенной помощи не отказался и даже посчитал это хорошим знаком.
Добравшись до первого на их пути поселения якутов, Алексей и Наталья принялись вести просветительскую работу. Но тут их постигла неудача. Коренные жители не хотели слушать пришлых цивилизаторов. А для чего, если им и так хорошо? Они живут в единении с природой, пользуются её плодами. А для решения всех проблем у них есть шаман. Тот и с высшими силами общается, и, когда надо, выступит в качестве мирового судьи.
Обоз снова вышел в путь, так и не достучавшись до умов и сердец якутов. На второй день пути Семёновых со спутниками догнал шаман и несколько воинов из первого поселения. Якуты попытались взять просветителей на испуг, но вооружённых матросов напугать не так-то просто. Нападение удалось отбить и даже пленить шамана, который рассказал о своей цели.
Шаману понравилась жена Семёнова, и он решил во что бы то ни стало заполучить её для себя. Оказавшись связанным, шаман попытался торговаться, предлагал за женщину благословение от духов и защиту от всех погодных явлений.
Но якута отпустили восвояси, хоть по мнению Венедикта Ерофеевича, делать этого было нельзя, шаман просто так не отстанет.
- Беда от него будет, вот увидишь, Алёша. Сказал бы ты своим матросикам решить проблемку на месте. Они у тебя парни лихие.
Но Семёнов Ряхина не послушал. Задача Алексея- нести просвещение, а не бороться с местным населением. О своём решении Семёнову пришлось пожалеть уже через день. Обоз попал в засаду. Как вы, наверное, догадались, шаман не бросил своей затеи.
Матросы были убиты на месте, а Ряхин и Семёнов взяты в плен. Не побрезговали нападавшие и содержимым обоза. Груз и пленников якуты доставили в свой посёлок.
Следующим вечером шаман устроил целое представление с танцем с бубном вокруг костра, песнями, вздыманием рук к небесам и резкими падениями на землю. Якут бился будто в припадке, заставив наблюдать за всем этим Наталью, Алексея и Венедикта Ерофеевича.
- Смотри, Алексей, смотри. Что видишь? - связанный Ряхин пододвинулся поближе к Семёнову.
Но Семёнов смотрел не на шамана. Он не сводил глаз с привязанной к столбу Натальи Петровны.
- Жертву духам предков будут приносить, - Ряхин говорил прямо в ухо Семёнова. - Да не делай такие глаза! Не Наталью будут убивать. Нас к предкам отправят. Но мы ещё поборемся. Слушай меня, Алексей, и поддакивай. Жене, если сможешь, подмигни, чтобы ничему не удивлялась.
После этих слов Ряхин поднялся на ноги. Алексей не ожидал от старовера такой ловкости, ведь руки и ноги Венедикта Ерофеевича оставались связанными. Как был, Ряхин запрыгал с шаманом вокруг костра и даже пытался подпевать шаманским песням.
Венедикт Ерофеевич добился, чего хотел. Он привлёк внимание всего поселения, всех наблюдавших за церемонией местных жителей. Тогда Ряхин стал говорить, что он глашатай духов, а Семёнов - его слуга. Наталья Петровна, по словам Венедикта Ерофеевича, была посланницей подземных богов белых людей.
Ряхин, не давая шаману опомниться, тут же стал восхвалять его доблесть и смелость. Мол, как он захватил их троих в плен, убив лучших воинов. Дальше Венедикт сказал, что наградит шамана несметными богатствами. У Семёнова округлились глаза, но Ряхин, каким-то образом распутав руки, допрыгал до выгруженной из их обоза поклажи и достал из тюка винные этикетки.
О бумажных деньгах якуты, конечно, слышали и знали, что на них можно купить у русских что угодно. Правда, никто не видел и не держал в руках самих ассигнаций.
Семёнов с Ряхиным оставили за Наталью Петровну ровно треть "богатств". Шаман, посчитав себя сказочно богатым, просветителей отпустил. Точнее сказать, он с удовольствием присвоил бы себе все богатства, но нападать на посланников духов поостерегся. Второй раз это могло ему и не сойти с рук.
От дальнейшего просветительства Семёнов отказался из соображений безопасности.
Позже, когда Семёнов станет наркомом финансов Якутии, он снова вспомнит о винных этикетках.
Настоящих купюр на подведомственных Алексею землях не хватало, поэтому он ввёл в обращение наклейки для винных бутылок. Каждую из них Семёнов подписывал лично. Этикетки от мадеры заменяли купюру в 1 рубль, от кагора - 10 рублей, от опорто - 25 рублей. Эти "купюры" оказались самым подходящим способом для расчётов, так как почти 90% населения Якутии тогда было неграмотным. В 1922 году все "винные" деньги были погашены.