Помните, как
Антон Павлович Чехов в своей известной «Святой ночи» писал: «
Около могильных памятников и крестов жались друг к другу люди с куличами и узлами. По-видимому, многие из них приехали святить куличи издалека».
Куличками в древности славяне называли болотистые и вязкие места в лесу. По легендам там водилась всякая нечесть с чёртом.
Но уже во второй половине XVIII столетия выражение «У чёрта на куличках» имело двойное значение: как самое отдалённое место, и как освящение куличей на Пасху.
«Кулички» или диалектное слово «кулижки» (кулиги) означали лесные полянки, островки на болоте. Обычно кулижки были далеко от деревень, поэтому со временем и пошло: идти или ехать неизвестно куда, далеко, в какую-то глушь и зачем (то есть отправиться к чёрту, у которого и нет никаких куличей).
А с другой стороны, слово «кулич» имеет и финское, и греческое происхождение - «koulliki» и «kollis», т. е. «хлеб круглой или овальной формы». Хлеб восточных славян был высоким и круглым, его сверху украшали, такой кулич имел сакральное значение, с ним поминали умерших. И в старину, и ныне люди на праздник Пасхи навещают могилы предков, умершим приносят яйца и куличи. Предполагается, что всё началось с поминовения погибших воинов в Куликовской битве, поэтому и совпадает смысл слова «кулич», как пасхальный круглый хлеб, так и «кулиж», как поляна, отдалённое место в лесу.
Кстати, в Москве в Китай-городе есть церковь «Всех святых на Кулижках». Она когда-то располагалась в предместьях столицы, а в XIV веке как раз с этой стороны на Куликовскую битву из города уходили войска Дмитрия Донского. К церкви после боя привозили павших, всенародно поминали ополченцев и хоронили на Кулижках.