Я недавно ещё раз посмотрела по телевизору мелодраматический кинофильм "Вокзал для двоих". Фильм один из самых любимых и обожаемых зрителями режиссера Эльдара Рязанова, вышедший в 1982 году.
Как всегда, сценарий Рязанов писал в соавторстве с Эмилем Брагинским. В основу легли две реальные истории из жизни известных людей. Первая произошла в 1960-х годах с композитором Микаэлом Таривердиевым. Во время поездки на автомобиле он уступил руль Людмиле Максаковой, а та случайно сбила человека, к несчастью, насмерть. Чтобы спасти возлюбленную, композитор взял вину на себя. Судебное дело тянулось долго, его признали виновным, но амнистия спасла от тюрьмы.
Вторая история случилась с поэтом Ярославом Смеляковым. В 1950-годах, находясь в колонии, он был отпущен на ночь для встречи с друзьями, жившими на поселении, но утром проспал. Опоздание на поверку приравнивалось к побегу, и ему пришлось бежать несколько километров по заснеженной тундре до лагеря.
Действие фильма "Вокзал на двоих" разворачивается в заштатном городке Заступинске, где делает короткую остановку поезд Москва - Алма-Ата. Персонажи - официантки, перекупщики, проводники, привокзальные хулиганы, рыночные торговцы. Именно с ними предстояло столкнуться пианисту столичного оркестра Платону Рябинину, отставшему от поезда по вине хамоватой официантки Веры.
Казалось бы, что может сблизить этих двух людей? У них разное воспитание и образование, уровень благосостояния, различие укладов жизни в столице и провинции. Платона в буквальном и переносном смысле тошнит от комплексного обеда в привокзальном ресторане, от манеры обслуживания - "ненавязчивый" советский сервис режиссер показал без прикрас, едко и метко. Из-за скандала с официанткой он застревает на этой станции, и ему бесконечно противна вся эта мышиная возня: спекуляция на дынях, чаевые, желание срубить лишний рубль...
В этом фильме все артисты сыграли блестяще. А какие образы создали Никита Михалков и Нонна Мордюкова! С какой точностью Михалков сыграл проводника Андрея! Этот обаятельный наглец с железной фиксой, самоуверенный и деловой: тут купит - там продаст,"зайца" провезет без билета. По представлению таких людей, все продается, даже совесть.
Герой Олега Басилашвили - полная противоположность хаму Андрею. Он живет по другим меркам. Платон взял на себя вину за то, что жена сбила человека, считая, что так должен поступить настоящий мужчина.
Все больше узнавая Веру, Платон открывает суть ее натуры. Вульгарность, базарные интонации, оборотистость с клиентами - это лишь защитная скорлупа, под которой прячется чистая женщина, жаждущая любви... За эту роль Людмила Гурченко получила звание народной артистки СССР.
Съемки проходили в реальных "декорациях": на Витебском вокзале Ленинграда, на Рижском вокзале в Москве, на станции Лосиноостровская, на рынке, в подмосковной колонии усиленного режима.
Не сыграли,а прожили. Как это часто бывает, кино начали снимать с конца - боялись упустить зимнюю натуру. И вот едва познакомившиеся Гурченко и Басилашвили бегут по заснеженной дороге к колонии, чтобы герой не опоздал на поверку: спешат, спотыкаются, падают, ползут и, наконец, обессиленные, валятся спиной друг к другу. Платон достает аккордеон..."Играй, играй!.." - кричит Вера, надеясь, что в колонии услышат.
По воспоминаниям Людмилы Гурченко, работать пришлось в тяжелейших условиях. Мороз под тридцать градусов, чистое поле, нет даже туалета, и отогреться - чуть-чуть - можно только в автобусе.
Вживаясь в роль, Олег Басилашвили порой проводил в колонии целый день, ходил в настоящей одежде заключенного, убирал снег, учился мыть полы.
Фильм сразу завоевал всенародную любовь, он вышел не только трогательным, но и злободневным, высмеивающим пороки советского общества начала 1980-х годов. Картина удостоилась нескольких кинопремий, была признана лучшим фильмом 1983 года.
Кто ещё не смотрел этот фильм, очень советую посмотреть его!