Человечество всегда связывало свои надежды на лучшее будущее с прогрессом цивилизации, развитие которой в сознании людей определялось успехами науки и техники. Созидание же духовного, нравственного начала в самом человеке все больше и больше отодвигалось на периферию общественной мысли.
Этические ценности многими стали почитаться за излишнюю сентиментальность, если не за вредные пережитки. Место этих ценностей в жизни общества начали занимать воинствующий атеизм, прагматизм, технократизм и прочие «измы». Особенно широкое распространение такие взгляды получили в последние два столетия, чему в решающей мере способствовал капитализм, укреплявший представления о приоритете материального перед духовным и этическим, о вседозволенности в борьбе за экономическую и политическую власть.
Капитализм освятил допустимость получения максимальной наживы любой ценой, в том числе и за счет разрушения природы — основы существования человеческого общества.
Всё для человека, всё во имя человека
Вульгарный социализм, насильственно насаждаемый на протяжении десятилетий как в нашей стране, так и в странах Восточной Европы, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, не только закрепил, но и усугубил хищническое отношение к природе. Все земли, леса, воды и недра были превращены в ничейные и потому бесхозные и рассматривались лишь как источники сырья для развития государственной промышленности. Под демагогические заклинания типа «всё для человека, всё во имя человека» трудящиеся города и деревни отчуждались от средств производства, в том числе и от природных ресурсов, и фактически оказались бесправными наемными работниками, что породило у миллионов рабочих, крестьян, интеллигенции и особенно служащих бюрократического партийно-хозяйственного аппарата психологию временщиков.
Развитие мирового сообщества по пути отрицания примата нравственности и духовности привело к господству технократического подхода в отношениях с природой, что, в свою очередь, определило сближение стран с рыночной и плановой экономикой в их целях и способах развития производительных сил общества, в понимании самой сути человеческой цивилизации, основанной на достижениях техники, на стремлении к преодолению зависимости человека от «стихийных сил» природы.
Современная технократическая цивилизация
Удалось ли современной технократической цивилизации решить насущные проблемы человечества? Увы, вопреки надеждам и упованиям инженеров и ученых и амбициозным обещаниям политических лидеров самых различных идеологий она привела к ещё большему отчуждению людей друг от друга и от природы, выдвинула перед человечеством требования ранее невиданных масштабов.
Среди них предметом особой тревоги является экологическая обстановка на всей нашей планете.
Все более явным становится природное единство рода человеческого, всех стран и народов. Крайне назрела потребность в безотлагательных совместных действиях по охране окружающей среды.