Концепция танцевального марафона проста: участники танцуют под музыку в течение длительного периода времени - дней или даже недель. Сегодня эта концепция кажется либо шуткой, либо своеобразным испытанием на выносливость, которое, впрочем, подошло бы для благотворительного сбора средств. Однако так было не всегда. В начале XX века танцевальные марафоны были очень распространены и популярны, они проводились по всей территории Соединённых Штатов и собирали тысячи участников, это была целая индустрия - и удивительно опасный бизнес.
Формально идея танцевального марафона возникла в начале 1920-х годов, после того как одна преподавательница танцев из Нью-Йорка по имени Альма Каммингс решила проверить, сможет ли она установить мировой рекорд по продолжительности непрерывного танца. Согласно сообщению в газете News-Journal (Ланкастер, штат Пенсильвания), Каммингс начала танцевать вальс и фокстрот незадолго до семи часов вечера 31 марта 1923 года и танцевала их двадцать семь часов подряд, питаясь фруктами, орехами и лёгким пивом, попутно изнуряя шестерых своих партнёров-мужчин. Её достижение вдохновило подражателей и конкурентов, и вскоре промоутеры начали предлагать групповые танцевальные марафоны, в которых сочетались спорт, танцы и ночная жизнь сплетаясь в причудливую форму соперничества и развлечения.
Безусловно, всё это было в новинку и хорошо сочеталось с другими увлечениями людей, искавших в 1920-х и 1930-х годах новые способы поразвлечься. В одной из статей 1931 года упоминаются и другие подобные конкурсы и марафоны, от странных до откровенно опасных, включая: катание арахиса по просёлочной дороге носом; вождение автомобиля со связанными руками и тому подобное.
Великая депрессия стала пиком увлечения танцевальными марафонами по нескольким причинам. Организаторы увидели явную возможность для получения прибыли; участники, многие из которых переживали тяжёлые времена, могли попытаться выиграть судьбоносную сумму денег; а зрители получили дешёвое развлечение. То, что раньше было способом развлечения в сельских общинах, теперь распространилось и на города, превратившись в целую цепь широко разрекламированных, упорядоченных мероприятий.
Фото: dzen.ru
Успешное выступление в танцевальном марафоне стало для исполнителей способом добиться известности, и действительно, многие из пар, успешно участвовавших в танцевальных марафонах были почти профессионалами, а не просто людьми, которые зашли попробовать свои силы в непрерывном танце (большинство людей просто не могли себе позволить оторваться от своей повседневной жизни на несколько недель, чтобы принять участие). Таким образом многие танцевальные марафоны того времени можно сравнить, к примеру, с профессиональным рестлингом, ведь на самом деле они проводились в основном для зрелищности.
Ушла в прошлое простая концепция «танцуй, пока не упадёшь», подразумевавшая проведение танцевального марафона в течение одного дня или около того.
Самые грандиозные танцевальные марафоны эпохи Великой депрессии могли длиться неделями и даже месяцами.
При этом зачастую танцевальные марафоны регулировались сложными правилами и требованиями, которые растягивали действо на максимально возможное время. Пары должны были выполнять определённые элементы в определённое время, но в течение основной части действа они просто должны были находиться в постоянном танце, сочетавшемся, с приёмами пищи, «ночами в кроватках» или перерывами каждый час для отдыха и удовлетворения естественных потребностей.
Фото: dzen.ru
По прошествии некоторого времени с момента начала очередного марафона, происходящее уже слабо поддавалось описанию словом «танцы». Измождённые участники уже просто шаркали ногами или переминались с ноги на ногу, стараясь поддерживать своих уставших, лишённых сил партнёров, следя, чтобы их колени не касались пола (это считалось поводом для дисквалификации).
Фото: cripo.com.ua
В таких суровых испытаниях на выбывание танцорам зачастую приходилось участвовать в дополнительных конкурсах - бежать спринт на пятках или носках, или танцевать, будучи привязанными к партнёру. При этом судьи и ведущие подзадоривали толпу и конкурсантов, не гнушаясь, к примеру, обливать зазевавшихся участников ледяной водой.
На танцевальных марафонах царила особенная атмосфера. Особенно симпатичные танцоры передавали любовные записки дамам в первом ряду, выпрашивая подарки, толпа делала ставки, а новости с очередного такого марафона очень быстро распространялись в обществе, чтобы держать в курсе тех, кто не мог смотреть шоу в прямом эфире.
Денежные призы, которые получали победители танцевальных марафонов, зачастую могли превышать годовой доход типичного американца.
Зрителям, обычно платившим от двадцати пяти до пятидесяти центов за вход, нравилось происходящее, ведь самые продолжительные танцевальные марафоны имели не мало сходства с современными реалити-шоу. Болельщики болели за свои любимые команды, делали прогнозы о том, кто «выживет» в конкурсе на выбывание, или злились, что та или другая команда толкается локтями, когда судьи смотрят в другую сторону.
Фото: dzen.ru
Как и многие другие подобные развлечения, танцевальные марафоны вызывали критику за низкопробность и даже аморальность. Однако некоторые посетители и участники таких конкурсов во времена Великой депрессии извлекали из них для себя практическую пользу: танцевальные марафоны предлагали кров, пищу и развлечения на приличный промежуток времени.
Стоит отметить, что подобные мероприятия не были лишены риска. Особенно «буйные» зрители могли вызвать недовольство публики (и есть свидетельства о том, как по крайней мере один такой фанат был выброшен с балкона). Танцоры часто подвергались избиению, а их ноги и ступни обычно покрывались синяками и мозолями после нескольких недель непрерывного «танца».
Тем не менее, увлечение танцевальными марафонами на какое-то время стало чрезвычайно популярным. В период расцвета танцевальных марафонов в их проведении было занято около 20000 человек - от тренеров и медсестёр до судей, конферансье и артистов.
Сегодня танцевальные марафоны проводятся в основном в качестве благотворительных мероприятий. Они, конечно, не длятся так долго, как их предшественники. В настоящее время эти марафоны являются мощным инструментом для объединения людей разных возрастов и национальностей, представляющих разные танцевальные стили.
Фото: 4dancing.ru
Такие марафоны предлагают участникам возможность продемонстрировать свои навыки и встретиться с единомышленниками. Организаторы, в свою очередь, неустанно работают над тем, чтобы создать лучшие условия, как для участников, так и для зрителей. Они приглашают известных хореографов и профессиональных танцоров, для проведения мастер-классов, которые позволяют участникам получить ценные знания и опыт. Таким образом, танцевальные марафоны продолжают быть значимыми событиями в современном мире развлечений, обретая при этом новый, более гуманный облик.