Первые
дни после землетрясения прошли в хаосе и неразберихе, но когда пыль начала
оседать, а пожары вдали потускнели, выжившие люди разбрелись кто куда.
Большинство из них были в таком шоке, что не могли о себе позаботиться и
погибали, особенно дети, их вообще не осталось. По крайней мере, так считали
Виктор и Ева, ведь за два месяца поисков выживших они ни разу не встретили, ни
одного ребёнка.
Перед
попутчиками встала невыполнимая задача - восстановить не только свои жизни, но
и целый мир из обломков. То, что когда-то было небольшим городом Каннелтоном с
высокими зданиями, шумными улицами и оживлёнными рынками, теперь представляло
собой изломанный, изрезанный ландшафт руин, но, похоже, остальной мир пострадал
ещё больше. Томаш и Виктор часто совершали долгие вылазки в другие близлежащие
города, а Ева вела поиски в Каннелтоне. Приводя людей в Каннелтон, Виктор
рассказывал Еве, что вокруг всё полностью разрушено, один сплошной пустырь и
двигаться дальше нет смысла.
«Стоит
осесть в Каннелтоне, здесь не так уж и плохо, остались припасы и медикаменты,
есть возможность построить что-то наподобие жилья. Всё равно вокруг пустырь и
разрушения», - сказал после очередной вылазки уставший Виктор.
«Поддерживаю.
Поживём здесь расспросим людей, что они видели, может найдём ответы. Что
случилось и по какой причине?», - согласился Томаш.
«А
ты опять за своё… Что, зачем и почему. Какая разница. Смирись, что мы в…», -
громко сказал Виктор.
«Ладно,
ладно. Не ссорьтесь. Какая разница, по какой причине каждый из вас хочет здесь
остаться» - вмешалась Ева.
Мужчины
молчали и не смотрели друг на друга.
«Значит
решено! Остаёмся», - весело подытожила Ева.
Поначалу
в единственном городе, где остались люди, не шла речь об общине и даже о надежде.
Речь шла о выживании. Основное: еда, вода и кров. Но постепенно начало
формироваться нечто большее. Необходимость сплотила людей, и в результате были
проведены границы, но не те, которые разделяют; это были первые зыбкие
очертания того, что вскоре станет новым образом жизни.
Рыночная
площадь, бывшая когда-то сердцем города, превратилась в открытое поле с
обломками. Однако именно здесь инстинктивно начали собираться выжившие. Кто-то
притащил из рухнувшего здания старую деревянную дверь и установил её на две
кучи кирпичей в качестве импровизированного стола. Вскоре за ним последовали и
другие, используя всё, что попадалось под руку, - доски, ящики, сломанную
мебель - для создания грубых подставок.
Поначалу
торговля была простой. Вода в бутылках из разбитого магазина обменивалась на
консервы, собранные из перевёрнутого грузовика. Некоторые выжившие предлагали
сигареты, всё ещё сухие, несмотря на треснувшие пачки, а другие торговали
медикаментами, которых у них было немного. Первые дни были напряжёнными, люди
смотрели друг на друга с подозрением. Но постепенно обмен стал более
организованным.
Сэмюэль
Грин, проповедник, был одним из первых, кто предложил нечто большее, чем
простой обмен. Ева нашла его. Он был первым человеком, который согласился
объединиться с попутчиками.
Проповедник
Грин стоял на вершине упавшей статуи посреди разрушенной площади, воздев руки к
небу, и читал пламенную проповедь на пустой улице. Его голос разносился над руинами,
как раскаты грома. Высокий, худой мужчина лет шестидесяти, Проповедник был одет
в рваные остатки своего обычного облачения - чёрный пиджак, прохудившийся на
локтях, и белую рубашку, когда-то чистую, а теперь испачканную. Его лицо
осунулось, а щёки были впалыми, на коже были глубокие морщины. Седые волосы
торчали неопрятными клочьями, а бледно-голубые глаза блестели с пылом, который
одновременно тревожил и притягивал.
Проповедник
был человеком, ведомым божественной целью. Он верил, что землетрясение - это
знак, очищение земли Божьим промыслом. Его вера непоколебима, и он ходит по
руинам со странным чувством спокойствия, как будто его не трогает окружающий
хаос. Для него разрушения - свидетельство Божьего гнева и милосердия, и он
проводит время, читая страстные проповеди выжившим, которых он встречает,
призывая их покаяться и принять катастрофу как благословение.
Проповедник
Грин прибыл в город накануне землетрясения, чтобы прочитать проповедь в церкви.
Прихожане погибли, когда рухнули стены, но Самуэль выжил. Он воспринимает это
как знак того, что он избран, чтобы вести выживших за собой, как в своё время
это сделал пророк Моисей. Несмотря на своё истовое рвение, он приносит реальное
утешение тем, кто потерян и напуган, его слова создают странное ощущение
порядка в хаосе, хотя одержимость божественным возмездием делает его фигурой,
вызывающей смешанные чувства у выживших.
«Мы
должны думать о завтрашнем дне», - сказал он, собрав небольшую толпу на
рыночной площади. «Мы не падальщики. Мы - строители. Если мы хотим выжить,
по-настоящему выжить, нам нужно создать что-то устойчивое».
Его
слова затронули многих. Хотя не все разделяли его уверенность в божественном промысле,
большинство узрело истину в его словах. Они не могли жить каждый день в страхе
и отчаянии. Необходимо было создать систему.
Всё
началось просто. Вода была объявлена общим ресурсом. Те, кто контролировал
доступ к чистой воде, соглашались справедливо распределять её, но взамен им
требовалось что-то - еда, помощь с жильём или защита.
Руины
мало что давали в плане безопасности. Первые несколько ночей были холодными,
выжившие ютились под сломанными кусками дерева или укрывались в осыпающихся
остовах зданий. Ева была первой, кто сделал шаг к чему-то более постоянному.
«Нам
нужно нормальное убежище», - сказала она однажды вечером, и в её голосе
прозвучали нотки практичности. За свою жизнь она успела побродить по городам и
знала, как быстро адаптироваться к новой обстановке. «Это не продержится долго.
Эти здания рухнут, как только усилится ветер, или, что ещё хуже, когда земля
снова сдвинется с места».
Вместе
с группой других людей Ева начала расчищать небольшой участок руин, где завалы
были не такими большими. Они собирали дерево, металлические обломки и всё, что
можно было использовать для укрепления оставшихся конструкций. Вскоре у них
появилось множество импровизированных убежищ, стены которых были укреплены
собранными балками, а крыши покрыты пластиковыми листами и брезентом из
остатков близлежащего магазина.
Оскар
Виллан оказался бесценным помощником в этом деле. Благодаря своим навыкам механика
и врождённой практичности он стал одним из немногих, кто смог собрать и
починить всё необходимое. Хотя поначалу он противился присоединиться к группе,
предпочитая одиночное существование, потребность в инструментах и материалах, в
конце концов, заставила его вступить в контакт.
«Я
делаю это не ради благотворительности», - ворчал он, вбивая металлические опоры.
«Но будь я проклят, если буду спать под крышей, которая готова обрушиться».
Виктор
и Томаш встретили Оскара, когда он чинил самодельную тележку возле заброшенного
склада на другом конце города у обрыва. Он не поздоровался, лишь отрывисто
кивнул и продолжил свою работу. Когда Томаш просит о помощи, Оскар грубо и
пренебрежительно отмахивается от него, говоря, чтобы они сами разбирались.
Однако после короткого, но напряжённого общения он нехотя присоединяется к их группе,
хотя и даёт понять, что его цель - собственное выживание.
Оскар
- мужчина средних лет, атлетического телосложения, его волосы седеют на висках.
Его одежда практична - тяжёлые ботинки, брюки-карго и куртка, которая выглядит
так, будто была создана для того, чтобы служить вечно. Его лицо постоянно
хмурится, а взгляд острый и недоверчивый, постоянно проверяющий окружающее
пространство на предмет угрозы. Его руки покрыты мозолями, что говорит о том,
что он человек, привыкший к тяжёлому труду, а осанка - о том, что он человек,
обременённый грузом своего прошлого.
Оскар
называет себя реалистом. Другие могут назвать его циником. Он видел слишком
много жестокости в жизни, чтобы верить в возможность добра или чуда, и убеждён,
что в такие времена каждый человек сам за себя. До катастрофы Оскар работал
механиком и с глубоким недоверием относится к власти и системам, считая их
изначально порочными. Теперь, когда мир лежит в руинах, он считает, что его
пессимизм оправдался.
Оскар
быстро адаптировался к миру после землетрясения, собирая то, что ему нужно, и
избегая тех, кто мог бы повести его за собой. Он очень независим и отказывается
полагаться на других, считая сотрудничество слабостью. Он носит на поясе тяжёлый
гаечный ключ, как для ремонта, так и для самообороны, и всегда опасается тех,
кто может попытаться использовать его в своих интересах. Он честен и практичен,
но под его суровой внешностью скрывается человек, которому слишком много раз
причиняли боль.
По
мере того как убежища обретали форму, стало происходить нечто странное. Люди
перестали воспринимать себя как изолированных выживших и стали называть
пространство вокруг «нашим». Небольшое скопление убежищ стало называться «Блок»
- центральная точка формирующегося общества. Именно здесь выжившие собирались,
чтобы обсудить события дня, спланировать свои вылазки и поделиться ресурсами.
Однако
вскоре возникли споры. На территорию рынка, когда-то ставшего местом для
простого обмена товарами, проникли жадность и отчаяние. Некоторые стали
запасаться припасами, торгуя только по завышенным ценам. Начались драки, часто
из-за мелочей - из-за консервы, зажигалки, пары перчаток. В отсутствие
официальной власти ничто не могло остановить эскалацию этих стычек.
Матео,
старался сгладить конфликты, часто находя успокаивающие слова или делясь с
людьми тем немногочисленным искусством, которое у него осталось. Ева и Виктор
наткнулись на Матео, рисующего яркую картину на стене разрушенного здания.
Произведение искусства, которое было ещё не полностью создано художником, изображало
восставшего из пепла феникса, яркого и вызывающего на фоне руин. Он встречает
главных героев широкой улыбкой, предлагает им краски и приглашает
присоединиться к его проекту. Хотя его оптимизм кажется некоторым наивным, его
присутствие вселяет в группу чувство надежды, напоминая, что даже на пепелище
можно созидать.
Матео
- молодой человек лет 20, с загорелой кожей и жилистым телосложением. Он одет в
выцветшую футболку с логотипом местной футбольной команды и рваные грязные
штаны. Его лохматые чёрные волосы падают на широко поставленные зелёные глаза,
которые светятся почти детским оптимизмом. Несмотря на окружающую его разруху,
в Матео есть что-то невинное, как будто он живёт в мире, созданном им самим.
Матео
всегда был мечтателем, молодым человеком с головой в облаках, полным
грандиозных амбиций и идей. До катастрофы он был уличным художником и предлагал
людям свои яркие картины на центральной площади города. Землетрясение не
сломило его дух - напротив, оно укрепило его веру в то, что красота и искусство
могут процветать даже в самых безлюдных местах. Он оптимистично настроен,
убеждён, что мир можно заново построить лучше, чем прежде, и что эта катастрофа
- возможность для возрождения чего-то прекрасного.
После
землетрясения Матео отправился бродить по руинам с рюкзаком, полным аэрозольных
красок, оставляя обнадёживающие послания и красочные рисунки на разрушенных
стенах города. Его искусство - это способ противостоять окружающему отчаянию,
упрямая уверенность в том, что жизнь и красота могут существовать даже в самые
тёмные времена. Матео не обращает внимания на окружающую его опасность,
беззаботно передвигаясь по руинам, словно хаос катастрофы - это всего лишь ещё
один холст.
Но
именно проповедник Грин стал первым утешителем, используя своё спокойствие и
опыт руководства религиозной общиной для снятия напряжённости. «Никто из нас не
выживет, если мы будем ополчаться друг на друга», - заявил он однажды вечером,
после того как в результате особенно жестокой стычки один человек истекал
кровью. «Нам нужны правила. Не законы, как те, что нас подвели, а соглашения,
основанные на справедливости и необходимости. Мы напишем их, мы согласимся с
ними и будем жить по ним».
Удивительно,
но даже Оскар согласился. «Хорошо», - хмыкнул он. «Но я не стану подчиняться
никакому проклятому совету. Мы не будем начинать это снова. Пусть всё будет
по-честному, а я не буду высовываться».
Именно
в «Блоке» люди выработали первые принципы своего нового общества. Выжившие
сидели вокруг большого костра - единственного источника света в кромешной тьме
города. Несколько человек встали и предложили свои правила: общие ресурсы будут
распределяться поровну; каждый, кто будет уличён в накопительстве, должен будет
в кротчайшие сроки внести свой вклад в развитие группы; те, кто обладает
полезными навыками - механики, медики, повара, - получат дополнительные припасы
в обмен на свои услуги. Правила не были идеальными, но это было начало.
Матео
заговорил ближе к концу обсуждения. «Мы должны не просто выживать», - сказал
он, его голос был мягким, но настойчивым. «Мы должны построить что-то
прекрасное. Иначе какой смысл начинать всё сначала?»
Большинство
восприняло его слова как наивность. Но на следующий день Матео начал рисовать картины
на стенах квартала. Яркие, красочные изображения природы - деревьев, рек, птиц
- появлялись на серых, разбитых стенах. Со временем к нему присоединились
другие. Постепенно искусство стало частью сообщества, напоминанием о том, что
даже среди разрушений может процветать красота.
Ещё
за несколько месяцев небольшая группа выживших превратилась в полноценное
общество. Они организовали пункт раздачи воды, а специально назначенная группа
добровольцев следила за её справедливым распределением. Они организовали
сменные дежурства для групп, занимающихся сбором мусора, и установили правило,
согласно которому все припасы должны быть собраны и перераспределены в
зависимости от потребностей.
Люди
начали брать на себя роли в соответствии со своими навыками: бывшая медсестра
организовала импровизированную клинику, оказывая посильную помощь благодаря оставшимся
медицинским средствам; группа молодых мужчин и женщин сформировала свободный
патруль, который следил за лагерем, отгоняя враждебно настроенных падальщиков,
которые могли представлять угрозу.
В
скором времени падальщики редко стали появляться возле «Блока».
Несмотря
на трудности, в воздухе стояло неожиданное чувство единения. Оставшиеся в живых
люди, некогда незнакомцы, объединённые вместе трагедией, стали называть себя
сообществом. Правила, о которых они договорились, соблюдались не формальными
властями, а доверием, которое они выработали друг к другу. Оно было хрупким,
как и всё остальное в их мире, но оно было настоящим.
Город
за их пределами оставался пустошью, но в «Блоке» зародилась жизнь в её самой
элементарной форме. Впервые после катастрофы появилась хоть какая-то надежда.
Начало
нового общества было несовершенным, отмеченным маленькими победами и частыми
неудачами, но оно было их - хрупкое убежище, построенное из обломков, где
выживание больше не было единственной целью. Теперь им было на что опираться.