Так есть Бог, или его нет? И положительный и отрицательный ответ на этот вопрос люди дают на гипотетическом уровне, основываясь на свой субъективизм. Бог есть. Бога нет. Это всё личностные истины, и правильным является и одно высказывание, и другое. Каждый сам для себя решает (или не решает) этот вопрос. Но я считаю, что такое решение не имеет особого значения для “экзистенции”, к примеру, моей. В истории известны случаи, когда некоторые люди не верили в существование Бога и, тем не менее, достигли огромных успехов в творчестве, в самосовершенствовании. Существование Бога – вопрос, скорее всего, схоластический, интеллектуальный, чем экзистенциональный, хотя и тут возможны оговорки, исключения, особенно когда вспомнить жизнь первых христиан.
Необходимо положительно относиться и к тем, кто утверждает, что Бога нет. Потому что отрицание существования Бога не выходит за границы человеческого восприятия Бога. Фанатики пусть поймут диалектику фразы: Бог существует и в отрицании его существования. Поэтому тот, кто говорит, что Бога нет, высказывает такую же истину, как и тот, кто утверждает, что Бог существует.
Более того, сама постановка вопроса: “или есть Бог, или его нет?” мне кажется абсурдной, не логичной. Потому что про духовные субстанции можно говорить, не обращая внимания на проблему существования. Духовные субстанции и существование как атрибут материи – вещи разные и не совместимые. Существование – критерий только материальных объектов, потому что существование – это присутствие в пространстве и времени, а духовные субстанции за простором и временем, и потому за пределами существования. И когда христиане да и другие верующие пытаются доказать существование Бога, тем самым они "ограничивают" Бога рамками материалистической атрибутики – существованием, пространством, временем и искусственно делят людей в зависимости от ответа “есть ли Бог?” на верующих и атеистов.
Бог не есть сущность, потому что он создал всякую сущность. Бог не есть существо, потому что он сотворил всякое существо. Бог не есть вечность, потому что он дал существование вечности. Бог выше существования и не-существования, потому что он сам автор существования и не-существования. Бог не может “быть” и не может “не быть”, потому что он создал границы “бытия” и “небытия”.
Получается интересный парадокс. Если принимать библейский постулат ортодоксального христианства, что Бог руководит человеком, и, как пишется в Библии, без воли Бога и волосок с головы человека не упадёт, то в таком случае человек не отвечает перед Богом за свои плохие деяния. Потому что им же руководит Бог, и человек (“одушевлённый автомат”) по воли Бога делает добро и зло, и “виноват” не человек перед Богом, а Бог перед человеком. Когда же принять во внимание постулаты радикальных христиан, которые говорят, что Бог даёт человеку свободу, то человек несёт ответственность за свои деяния только перед самим собой или другими людьми, но не перед Богом. Потому что Бог, дав человеку свободу выбора между добром и злом, дал “согласие” на всякий выбор, и потому снова-таки Бог “несёт ответственность” перед собой и человеком, но уже за подарок ему свободы.
А вообще-то, отношения детерминации между Богом и человеком – самая запутанная теологическая проблема.
Человек – не только Вселенная. Человек – это Бог своей Вселенной. Человек – и Бог, и Сатана своей Вселенной. И человек должен создавать свою жизнь, опираясь на собственные Божеские или сатанинские законы. И когда человек поймёт, что он – Бог, то он станет Человеком.