Что значит быть хорошим человеком? Ответы на этот вопрос будут разниться от места к месту, от времени к времени и от культуры к культуре. Но, скорее всего, ответы останутся примерно похожими: хороший человек — добрый, смелый, честный, мудрый, ответственный и т.д.
Ответы, подобные этим, неявно связаны с конкретной моральной философией: этикой добродетели.
Этика добродетели, хотя и оставляет место для правил, законов, последствий и результатов, фокусируется главным образом на внутренних качествах человека. Одним из самых известных сторонников этики добродетели в истории философии был знаменитый греческий философ
Аристотель, учитель
Александра Македонского. Его этические теории вошли в поток западной мысли, особенно через таких схоластов, как
Фома Аквинский, и до сих пор влияют на некоторых моральных и политических философов, таких как
Аласдер Макинтайр.
Хотя Аристотель перечисляет множество различных добродетелей в своей «Никомаховой этике», некоторым из них уделяется особое внимание. На первом месте среди моральных добродетелей стоят четыре ключевые добродетели, кардинальные добродетели, краеугольный камень моральной основы Аристотеля: благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.
По Аристотелю, обладание этими добродетелями делает человека хорошим, счастливым и процветающим.
Аристотель: добродетели являются частью большей системы
Четыре основные добродетели Аристотеля имеют смысл только в более широком контексте его моральной философии. Этика Аристотеля телеологична; то есть он фокусируется на цели человека. Аристотель заметил, что люди всегда действуют ради целей, некоего блага, которое они считают желательным. Однако некоторые из этих товаров являются лишь промежуточными. Например, если человек выбирает пойти в магазин, эта цель является промежуточной, средством, так как она выбирается только ради дальнейшего блага, покупки еды. Покупка еды — это тоже средство, выбранное не ради самого себя.
Аристотель рассуждает, что должно быть какое-то одно главное благо, которое представляет собой цель, а не средство, то есть высшую силу, мотивирующую действие. В этом благе нет ничего секретного: это просто счастье. Люди действуют, потому что ищут счастья. Таким образом, для Аристотеля этика приобретает телеологический характер.
Люди должны действовать определённым образом, чтобы достичь телоса, цели, которая мотивирует все человеческие действия. Таким образом, нравственная добродетель является ответом на призыв к основным человеческим благам; поступок морально хорош, если он по-человечески хорош. Всё, что люди выбирают, должно помочь им достичь максимального состояния человеческого процветания.
«Счастье — это главное благо» кажется банальностью. Поэтому Аристотель анализирует функциональность вещей, людей, чтобы выяснить, что такое человеческое счастье. Люди, по Аристотелю, будут счастливы, когда они хорошо выполняют своё предназначение или функционируют. По Аристотелю, разумные силы человеческой души отличают человека от других животных; разум — это то, что делает людей уникальными. Следовательно, человеческое счастье и нравственность должны быть осуществимыми в пределах разумных сил: хороший человек — это тот, кто желает и рассуждает.
По Аристотелю: кардинальные добродетели являются нравственными добродетелями
«Добродетель» — устаревшее слово; оно происходит от латинского virtus, что означает силу или совершенство. Аристотель отличает интеллектуальные добродетели от моральных. Главные добродетели — это моральные добродетели, своего рода моральная сила. Аристотель определяет нравственную добродетель как «состояние характера, связанное с выбором, лежащее в среднем, то есть в среднем по отношению к нам, определяемое рациональным принципом и тем принципом, которым его определил бы человек практической мудрости». (Книга 6, Глава 2).
Добродетель — это состояние характера или моральная привычка. Привычка — это своего рода вторая натура, приобретённый способ действия, который позволяет выполнять определённые действия с лёгкостью, удовольствием и регулярностью. Человек, обладающий определённой добродетелью, например храбростью, привык действовать храбро. Благодаря образованию и практике он или она выработали эту привычку, эту реакцию по умолчанию, которая срабатывает, когда возникает опасность. Добродетель — незаменимая помощь в нравственной жизни; она перекладывает часть борьбы постоянного принятия моральных решений на человеческие «рефлексы».
Фото: kbsu.ru
Добродетель также обязательно является средством. Аристотель считал, что и избыток, и недостаток компрометируют природу вещей. Человеческое тело, например, не может быть ни слишком горячим, ни слишком холодным, если оно хочет оставаться здоровым. Точно так же людям нужно стремиться к балансу в отношении действий и страстей, чтобы хорошо выполнять свою функцию — быть нравственно здоровыми и счастливыми. Однако это относительно. Значимый и, следовательно, добродетельный поступок меняется от человека к человеку и от обстоятельства к обстоятельству. Например, у разных людей разный уровень толерантности к алкоголю. То, что подходит для одного человека, может быть неприемлемо для другого. Среднее определяется разумом, тем принципом, по которому его определил бы человек практической мудрости. Это спасает Аристотеля от своего рода морального релятивизма. Однако, хотя он и объективен, его стандарт лежит в пределах добродетельного человека. Что это за стандарт?
Благоразумие
Для Аристотеля благоразумие - это практическая мудрость, рациональное правило и принцип, с помощью которых люди определяют, что такое добродетель и что они должны делать в конкретных данных обстоятельствах.
В современном использовании благоразумие может означать своего рода осторожность или даже робость.
«Благоразумный» человек не хочет рисковать; он держит свои карты близко к груди и действует только тогда, когда опасность для него минимальна.
Аристотель имел в виду совсем другое. Благоразумие — это первая кардинальная добродетель, мать всех добродетелей, способ увидеть, что хорошего здесь и сейчас, определить правильное действие среди стоящих перед человеком вариантов выбора. Никто не может поступать так, как должно, без благоразумия, потому что без благоразумия человек слеп. Неблагоразумный человек может иметь добрые намерения, но когда он действует, он может выбрать то, что на самом деле противоречит его истинному счастью.
Как стать благоразумными
Благоразумие приобретается в первую очередь посредством проживания жизни. Только внимательный наблюдатель за человеческой природой, человек, который испытал многое и размышлял над этим опытом, может развить способность судить о том, какие действия приведут к счастью, а какие нет. Таким образом, моральная основа Аристотеля подчёркивает роль наставников в этической жизни. Человек должен научиться правильно судить у тех, кто испытал больше, чем он, и кто обрёл понимание в течение своей жизни.
Фото: rushist.com
Моральное воспитание, таким образом, является ключевым. Жить добродетельно гораздо легче тому, кто воспитан благоразумными и потому воспитан так, чтобы не делать известных ошибок в жизни.
Справедливость
В то время как благоразумие позволяет человеку хорошо судить о правильном поступке, справедливость является основной добродетелью, которая располагает человека поступать правильно и хотеть делать то, что правильно. Благоразумие имеет дело с суждением; справедливость действием и желанием.
Для Аристотеля справедливость имеет нюансированное значение. «Справедливый человек» может просто означать «хороший человек» или более конкретно относится к тому, кто честен в своих отношениях с другими людьми. Однако эти два значения связаны. Для Аристотеля человек — политическое животное, предназначенное для жизни в обществе. Таким образом, добродетель, совершенствующая человека в его отношениях с другими, с товарищами по обществу, точно описывает всё нравственное совершенство человека.
Справедливость может потребовать простой взаимности. Если я покупаю чашку кофе, я должен продавцу указанную цену. Но она может быть сложнее. Например, раненый ветеран может заслужить от государства больше, чем рядовой гражданин, поскольку он или она пожертвовали большим. В любом случае, справедливый человек желает дать не меньше, чем должно. Никто не может быть обманут или подвергнут жестокому обращению каким-либо образом.
Умеренность
Благоразумие и справедливость кажутся довольно широкими; если человек хорошо судит и хорошо относится к другим, какая ещё нужна добродетель? Однако Аристотель считает, что у людей, как у животных, также есть иррациональные аппетиты и желания, такие как голод, жажда, любовь и гнев, которые могут выйти из-под контроля и поставить под угрозу суждение и волю. Эти внутренние побуждения нужно правильно упорядочить, чтобы они служили человеческому благу, а не подрывали его.
Умеренность в наши дни напоминает эпоху сухого закона. Но для Аристотеля оно имеет гораздо более широкое значение, чем воздержание от алкоголя. Умеренность — это главная добродетель, которая достигает среднего уровня в отношении телесных удовольствий, таких как еда, питьё и секс. Он избегает крайностей потакания своим слабостям и бесчувственности, ищет законных удовольствий в нужное время и правильным способом.
Умеренный человек не пренебрегает удовольствиями. Скорее, этот человек подчиняет свои аппетиты общему человеческому благу, ставя их на надлежащее место в жизни.
Умеренный человек наслаждается хорошей едой и хорошим вином, но принимает только столько, сколько требует случай. Будучи включёнными в хорошую жизнь, эти удовольствия могут быть тем, чем они должны быть для людей, а не подрывать их процветание.
Мужество
Мужество, также известное как сила духа, является кардинальной добродетелью, поражающей среднее в отношении чувств страха и уверенности. Мужественный человек регулирует свои эмоции, распоряжаясь ими так, чтобы он или она были готовы столкнуться с опасностями ради того, что правильно. В противном случае страх или бравада могут затуманить суждение благоразумия или пересилить желание справедливости действовать правильно. Для Аристотеля есть два способа не быть мужественным: чрезмерная робость и чрезмерная смелость, между которыми мужество устанавливает баланс.
Фото: kbsu.ru
Мужество, в частности, предполагает храбрость перед лицом смерти, потому что смерть есть величайшее ощутимое зло. Мужественный человек — это не тот, кто свободен от страха, а тот, кто умеряет свой страх, чтобы он не скомпрометировал его добрую волю. Храбрый человек бесстрашен: он смотрит на вещи так, как должен, ради чести. Заранее спокоен, он внимателен к моменту действия. Опрометчивый человек совсем не спокоен. Опрометчивые люди часто молоды, неопытны, импульсивны и склонны к гневу. Часто опрометчивая горячая голова заранее желает опасности, но на самом деле уклоняется от неё в данный момент. Таким образом, опрометчивость иногда является маской противоположного недостатка: трусости. Трус позволяет своему страху удерживать его от правильных поступков.
Аристотель: собирая воедино свои кардинальные добродетели
Эти четыре добродетели называются кардинальными добродетелями из-за латинского слова cardo, что означает петля. Они — петля, на которой держится вся нравственная жизнь и человеческое счастье. Аристотель подразделяет их и обсуждает многие другие добродетели, такие как правдивость, щедрость, дружелюбие и остроумие. Но эти остаются большой четвёркой.
Благоразумный судит правильно; справедливый человек желает правильно; сдержанный и смелый человек упорядочил аппетиты и эмоции, сохранив в неприкосновенности благоразумие и справедливость. В кратком виде эта моральная схема может показаться довольно расплывчатой и бесполезной. Но Аристотель считает, что это действительно описывает человеческую жизнь.
Человек -определённый вид существа. Таким образом, у него есть определённый вид процветания или счастья, свойственный ему. Люди действуют. Следовательно, те, кто ведёт себя более благоприятным образом для своего процветания, будут жить более счастливой жизнью. Суждения Аристотеля сохраняет элемент как объективности, так и относительности, охватывая сложность человеческой жизни.