Если рассматривать
мировоззрение как систему взглядов, воззрений на природу и общество, то с полной ответственностью можно сказать, что это одно из основных понятий философии. Но в философии принято говорить не об обыденном мировоззрении как таковом, а об обыденном сознании. Ведь именно сознание создаёт мировоззрение, которое складывается под воздействием повседневного опыта людей, их взглядов на жизнь, на понимание самих себя, оценки окружающих их явлений и правил действия в определённых ситуациях.
Со временем обыденное сознание стали рассматривать через призму социальной реальности. То есть обыденность в сознании учёного стали рассматривать как житейскую мудрость среднестатистического человека.
Первое, с чем столкнётся человек, желающий узнать, что представляет собой это понятие, так это с отсутствием чёткого представления о нём. Ряд мыслителей прошлых веков отожествляли понятия «здравый смысл» и «обыденное сознание».
Помимо этого, при рассмотрении вопроса об обыденном сознании, стоит учитывать и мнение ряда учёных, которые называли его не чем иным, как «псевдомышлением». Их мнение опирается на простой пример: людям кажется, что это они влияют на принятие того или иного решения, но на самом деле они лишь поддаются давлению внешних сил. То есть мнение обывателя здесь выступает как воспринятое мнение других людей: политиков и авторитетов.
Итак, обыденное сознание. Что же это такое?
Исследователи в своём подавляющем большинстве относят его к практическому сознанию. То есть к сознанию, которое опирается на жизненный опыт. И чаще всего оно противопоставлено теоретическому. Вернее, никто и никогда не утверждал, что практическое существует без теоретического. Но во все времена существовали как бы две параллельные теории: скажем, опыт и Опыт, истинность и Истина.
Обыденное сознание, стремясь уйти от проблемы, раздвоенности суждений, стремится найти любые объяснения, лишь бы скорее снять назревающую проблему, её последствия.
Научное же сознание само ищет проблему, оно «наслаждается» кратковременным решением какой-либо проблемы.
Главное достоинство обыденного сознания в этом случае – это стремление к устойчивости, к преодолению раздвоенности, какого-либо скепсиса. То, что полезно для науки, а это в первую очередь сомнение, обыденное сознание стремится сгладить. Даже сам вопрос о существовании Бога или свободы как таковой обыденное сознание стремится разрешить самым простым способом: оно относится к этим понятиям так, как если бы Они существовали. И в этом заключён один их главнейших плюсов рассматриваемого понятия
Следует отметить и ещё одну закономерность обыденного сознания: оно всегда меняется с исторической сменой общественного строя. Так на стыке 20-21 вв., когда российское общество переживало глубинные преобразования, рост обыденного сознания масс возрос до неведомых пределов. Все сферы жизнедеятельности государства оказались под его непосредственным влиянием.
Правда сейчас проявились и совершенно новые проблемы в изучении обыденного сознания.
В первую очередь, это её трансформация в быстро меняющемся современном мире, которая выливается в две основные проблемы:
- сознание разных социальных групп становится всё более унифицированным;
- замыкание разных культур только в своих собственных границах.
С конца 20 в. современное российское общество практически дважды меняло своё мировоззрение.
Начавшаяся в стране перестройка вызвала огромное оживление в сознании народа, затем оно же сменилось чувством безысходности, тревогой и разочарованием.
Формирование среднего класса России несколько изменило полученную картину мира: в жертву реформам хоть и была принесена российская культура и цивилизация, доминирующей идеологией стала идеология прагматичности жизни, основанная на многоуровневом индивидуальном сознании каждого человека.
Но говоря, что обыденное рассматривается через призму индивидуального, не следует забывать вот о чем:
обыденное сознание разделяется наибольшим количеством людей и опирается на житейские понятия.
Правда изменения в обыденном сознании происходят медленно. Процесс же возникновения новых научных знаний шагает огромными темпами. В этом проявляется одна из отрицательных черт такого сознания – ей присущ консерватизм, даже догматизм.
Обращая внимание лишь на непосредственные нужды человека, обыденное сознание переосмысливает мир под углом его практической полезности, выступая ориентиром в этом самом мире. И в этом его основной минус.
Но отражая реакцию индивида на события и явления, проходимые в обществе, обыденное мировоззрение способно оценивать их, определяя к ним своё отношение с позиций жизненного опыта и практических интересов. В этом главный плюс обыденное мировоззрения.
Однако стоит признать, что обыденное сознание складывается под влиянием несистематизированных представлений о мире. Оно стихийно. И, порой, практические понятия и представления расходятся с существующими теоретическими знаниями. И это отрицательно влияет на массы.
Плюсом обыденного сознания можно считать и его закреплённость в социуме. Для представителей одной социальной группы, культуры его содержание определяется как едиными нормами и правилами, так и едиными ценностями, знаниями.
А через людей, их практический опыт обыденное сознание отражает само время, его дух, предвидя перспективы его социального развития. И это положительная и наиболее сильная сторона данного понятия.
Но в нём нужные идеи и верные взгляды на мир могут спокойно сосуществовать с устаревшими заблуждениями. И это его большой минус.
Таким образом, любой исследователь обыденного мировоззрения столкнётся как с плюсами, так и с минусами этого понятия. Ведь обыденное сознание не только способствует формированию несуществующих образов и мифов. Именно оно содержит в себе мировоззрение, основанное на здравом смысле и мудрости народа. Именно оно продолжает своё развитие на основе общечеловеческих правил и норм поведения. Эти моральные нормы называются абсолютами. И именно они помогают людям находить точки соприкосновения для сохранения мира и согласия на Земле.