В Воронеже есть необычный музей — Музей забытой музыки. Для Сергея Плотникова, жителя города, участвующего когда-то в этнографическом ансамбле с использованием старинных музыкальных народных инструментов, игра на них сначала была обычным хобби или увлечением. Сегодня он играет на них «для души». А вот оставшееся свободное время отдаёт восстановлению, воссозданию уже позабытых музыкальных инструментов.
Многое создатель Музея Сергей Плотников может рассказать про колёсную лиру, гудок, жалейку, гусли, калюку. В удивительном его музее есть и другие памятные шедевры из истории уникальной старинной русской музыки.
Знаменитые гусли - это такой музыкальный инструмент, на котором могут играть абсолютно все желающие. Играть не только старые духовные стихи и тексты, протяжные и плясовые "наигрыши", складывать давние былины, смело музицировать. Что удивительно, с гуслями завораживающе звучит Виктор Цой, его славные песни нашего времени органично подходят под этот древний музыкальный инструмент.
В Музее забытой музыки представлены три вида старинных гуслей: шлемообразные, лировидные, крыловидные. У лировидных гуслей всего шесть струн (выпускались такие гусли и с пятью струнами). До начала XV столетия они представляли народных былинных героев Добрыню Никитича, Садко. Крыловидные гусли активно играли в России до второй половины ХХ века (!). Шлемообразные гусли использовали музыканты Чувашии, играли на них и марийцы, которые струны для своего инструмента до изобретения проволоки изготавливали из конского скрученного волоса, а иногда из жил лошади, коровы. Потом, в конце в конце XVI века, марийцы и чуваши стали использовать металлические струны. Эти гусли и представлены в Музее на обозрение, с разрешения его владельца на них можно поиграть и оценить достоинства старинного музыкального инструмента.
В Музее хранится французская колёсная лира XVII века, на которой играли вдвоём: один человек крутил ручку, а второй исполнял клавишами музыку. В то время в России с колёсной лирой пели духовные стихи, библейские притчи, евангельские истории и тексты. Таких музыкантов называли «лирниками».
Музей хранит множество гармоней и гармошек. Многочисленные российские губернии сами придумывали свои варианты таких самобытных музыкальных инструментов. А их по стране было не менее полсотни видов, и каждый вид имел своё звучание и строй. Гармони и гармошки являлись дорогим инструментом. Гармонист в начале XIX веке в Российской Империи на свадьбе обходился в 10-15 рублей. Если он отыгрывал три десятка свадеб, то его гармонь окупалась.
Старинные домры и гудки тоже нашли своё место в Музее Сергея Плотникова. Гудки на российских просторах часто использовали скоморохи, крестьяне, санкт-петербургские матросы и солдаты XVII - XVIII веков. А вот древнерусская домра в Музее так называемая «новодельная», изготовлена во второй половине XIX века. Более старых пока нигде не найдено. Она у скоморох была и ансамблевым, и сольным инструментом. Скоморохи, бывало, целой ватагой в несколько десятков человек заходили во двор к богатым боярам или состоятельным крестьянам и безо всякого согласия начинали музыкальное представление, после которого хозяевам нужно было расплатиться. Поэтому, "глядя на такие безобразия", русский царь Алексей Михайлович Тишайший в 1648 году издал указ «об исправлении нравов и суеверий», скоморохи подверглись гонениям, их басистые домры повсеместно разломали и об этих музыкальных инструментах в народе постепенно забыли.
После домр на Руси появились балалайки. В Музее есть и «андреевская» современного вида балалайка (1897 г.), и старинная калмыцкая двухструнная с длинным грифом (XVIII в.).
Украшает Музей владимирский рожок с длинной трубой и низким звуком. Его отверстия хорошо повышают ноты. В деревнях и сёлах труд дневного пастуха, который умел играть на рожке в поле или лугу, оплачивался значительно больше. Музейные жалейки по-прежнему звучат жалостливо. В Воронежской и Белгородской губерниях их называли когда-то «пищуками».
Популярным действующим экспонатом Музея является калюка — этакая травяная дудка. В западноевропейских странах похожие дудки назывались обертонныыми флейтами. Признайтесь, что в далёком детстве мы свистели в такие похожие трубочки-калюки, которые делали из пустотелой травы, камыша, соломы. Когда в такой «дудник» попадает тонкая струя воздуха, то она рассекается об острую кромку и издаётся свист. Если дуть не сильно, то звук низкий, а если наоборот — звук вполне высокий. Снизу настоящая калюка имеет уже отверстия. С этим нехитрым инструментом ночью в Воронежской губернии в XIX - XX веках пасли коней, а днём брали калюку на луговой покос травы. Калюка, как свистковый духовой музыкальный инструмент, являлась сезонной (весна-осень). Сегодня их фабрики изготавливают для детей из пластика.
Многоствольная флейта-волынка XVIII века, также музейная, есть разновидность древней русской калюки. Пять скреплённых трубочек из дерева или камыша на Руси назывались по-разному: «средник», «гудень», «пятушка» и др. Инструмент такой популярным был в своё время в Брянской, Орловской, Курской, Воронежской губерниях. На белорусских землях волынку-калюку называли «дудой», на украинских - «козой», у испанцев - «гайтой», у французов - «мюзеттой», у шотландцев и ирландцев - «бэгпайпом».
Хранится в Музее и старинный, но действующий, варган. На нём играли не только многочисленные северные народы Приуралья, дальневосточные эскимосы и чукчи. На Руси в XVI - XVII веках «дрындели», можно сказать, на варганах все — от мала до велика.
Воронежский Музей забытой музыки сегодня рад каждому.