Музыкантами на Руси (да и в Великом княжестве Литовском, то есть на нынешних белорусско-польско-украинских землях) в далёких уже от нас XIV-XVI столетиях были скоморохи-актёры. В княжеских застольях участвовали бандуристы, гусляры, дудари, лирники, бубнисты, кобзари, цимбалисты, дудочники, тулумбасисты и др. Играли музыканты и на городских, и на сельских празднествах. В княжеских дружинах бубны и трубы были главными музыкальными инструментами.
Большое распространение получили народные кукольные театры, например, «батлейки», где исполнялись народные песни, танцы, популярные канты. От города к городу путешествовали бродячие старцы, которые исполняли духовные стихи и «думы». Аккомпанировали им на лирах, цимбалах и бандурах музыканты помоложе. В храмах (православных, католических, униатских и др.) звучала церковная музыка и пение.
Первые ноты на бумаге появились в конце XV века (в Бресте, Несвиже, Любче).
В 1636 году в Вильно выступала итальянская оперная труппа, которая показала зрителям музыкальный спектакль Марко Скаччи «Похищение Елены». Тогда же в столице Княжества открылась музыкальная иезуаитская академия. Известность получила несвижская музыкальная капелла Радзивиллов, слонимская музыкальная капелла Огинских.
Частыми гостями в восточных славянских землях, что зафиксировано в сохранившихся многочисленных архивных записях, являлись немецкие, чешские, итальянские певцы, дирижёры, инструменталисты, музыкальные капеллы и музыканты-одиночки, Москву посещали известные того времени западноевропейские композиторы.