Сегодня поговорим о несомненно преднамеренном и неуважительном обращении с трупами в 4 сезоне "
Ходячих мертвецов", где мы не только видим зарождающуюся постапокалиптическую кладбищенскую культуру и кремацию, применяемую для избавления от "ходячих мертвецов", но, вдобавок, персонажи случайно сталкиваются с бесчеловечным посмертным выставлением трупов и частей тел напоказ.
Материальные свидетельства нарушения социальных норм, конфликтов и насилия, эти примеры намекают на множество невысказанных страшных историй, материальные следы которых встречаются персонажам во время их путешествий.
В 7 серии ("Мёртвый груз") Мартинес, губернатор ("Брайан") и их группа натыкаются на усадьбу, в которой обнаружены тела трёх мужчин: двое обезглавлены, один застрелился. У каждого на груди прибитая гвоздём прямоугольная картонная табличка с прилагательным, предположительно описывающая их главную характеристику по мнению убийцы. Первое тело привязано к подножию дерева с надписью "Лжец". Второе привязано к мягкому креслу в поле с надписью "Насильник". Третий мужчина у входа в дом застрелился и получил ярлык "Убийца".
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Мы никогда не узнаем, что именно произошло, но, в дополнение к тому, что их тела были выставлены на всеобщее обозрение, головы первых двух мужчин были обработаны и хранились в шкафу в доме. Здесь также встречались женщины-ходоки, возможно, убийцы, которые отомстили своим обидчикам, а затем покончили с собой или умерли по другим причинам.
Группа "Брайана" подчёркивает, что лучше не выяснять, что произошло и не погружаться в это. В данном случае группу не волнует, как умерли другие, или как были унижены их тела – они просто ещё одни трупы, и их положение, поза и неуважительное проявление в смерти их не касается. Тела оставлены в том виде, в каком они были найдены: Мартинес и остальные вместо этого сидят и пьют пиво. Они не пытаются не задумываться о том, что произошло, и вообще не думают о надлежащем обращении с мертвыми.
Это открывает нам кое-что о тех, кто сталкивается с выставленными останками. Несмотря на то, что среди них есть люди с благими намерениями, а также психи, Мартинес, Брайан и другие не стремятся восстановить социальные нормы или уважать людей при жизни или смерти. Они могут жить в сообществе, но они потеряны для общества.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Напротив, в 12 серии Бет и Дэрил обыскивают гольф-клуб в поисках выпивки и находят игроков в гольф, которые покончили с собой и продолжают висеть обратившись. Они также в изобилии натыкаются на зомби-гольфистов.
В конце концов, они обнаруживают свидетельства посмертных манипуляций и унизительного выставления трупа напоказ. Неясно, произошло ли это после убийства живого человека, или уже ходячего. И снова нам остается размышлять о судьбе тех, кто жил в гольф-клубе, и о том, как они превратились. Какие убийства и другие отчаянные поступки произошли, когда они голодали и сражались во время апокалипсиса?
Шокирующе, но по неизвестным причинам верхняя половина женского тела была прикреплена к нижней половине манекена, а к ней прибит листок бумаги с надписью "Богатая сука". Её рубашка расстегнута, так что виден лифчик. На ней жемчужное ожерелье и серьги, демонстрирующие зрителям достаток.
Бет замечает это и немедленно идёт вмешиваться , пытаясь прекратить это отвратительное издевательство над трупом. Она просит Дерила помочь убрать и прикрыть её. Для неё это не просто труп, а труп женщины.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Дэрил отвечает: "Не важно, она мертва". Поэтому он принимает предположение Бет, что это человек, но то, как обращаются с её телом, не имеет значения. Можно порассуждать о том, является ли это результатом безразличия или активного отвращения Дэрила к образу жизни богатых игроков в гольф.
В ответ Бет объясняет резко, напористо и без дальнейших разъяснений: "это имеет значение". Порядочность важна для Бет даже после зомби-апокалипсиса.
Им трудно снять её с манекена, поэтому Дэрил предлагает компромисс, который Бет принимает без дальнейших диалогов. Они прикрывают её простыней, оставляя на месте.
В сюжете 12 серии это раскрывает противоположные реакции Бет и Дэрила на разрушение тюрьмы, смерть их друзей и надежду на будущее. Труп находится в центре их различных стратегий преодоления потери.
Взгляд археолога
Археолога подобное отношение заставляет задуматься о случаях исключительных захоронений. К примеру, трупы в болоте или захоронения в отдалении от поселений и основного кладбища. Мы можем предположить, что эти случаи были исключительными, и не соответствуют основной стратегии поведения в отношении мертвецов.
Во многих случаях мы можем предположить, что способы обращения и захоронения создавали общественный театр смерти, в котором тела жертвоприношений или казнённых людей выставлялись на всеобщее обозрение, чтобы опозорить мёртвых.
Когда мы раскапываем такие могилы, выставляем их в музеях и местах культурного наследия и ухаживаем за ними, мы можем не знать их имён. Мы можем никогда точно не узнать, кем они были. Может быть неясно, как они умерли. Может быть очень двусмысленным то, как они хотели, чтобы с ними обращались после смерти или чтобы о них помнили. Мёртвые не хоронят себя, и мёртвые не могут говорить.
Археологи, безусловно, не несут ответственности за "уважение" к мёртвым, просто сохраняя их в том виде, в каком от них избавились, особенно когда ясно, что с ними обошлись неуважительно в связи с современной практикой погребения.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Тем не менее, нам приходится иметь дело с их телами, а наши
археологические раскопки и анализы предвзяты относительно современных представлений о погребении. Мы, как исследователи просто не можем оставить их в покое, когда они уже обнаружены. Вместо этого мы несём ответственность за сохранение, записывая обстоятельства их обнаружения и анализируя их останки.
Наша цель - рассказать их историю, узнать о них всё, что только можно. Возможно, игнорирование их, сокрытие и перезахоронение без изучения - всё это неуважительные действия, предающие их забвению и чреватые будущим повреждением, пренебрежением и разложением.
Аналогичным образом, выставление их на всеобщее обозрение с вводящими в заблуждение или карикатурными ярлыками и применяемым к ним обращением без адекватных объяснений также может рассматриваться как неспособность обеспечить надлежащий уход и уважение к мёртвым.
Проявлять уважение к мёртвым во время археологических исследований непросто. То, что может представлять собой "уважительное" обращение, может ускользнуть от нас в деталях, и во многих случаях речь может идти о проявлении "наименьшего неуважения". Тем не менее, многие согласны с тем, что, несмотря на популярность показа мертвецов в музеях, постановочное размещение мертвецов по своей сути вызывает беспокойство, и не важно, мумия это или просто кости.
Что это нам даёт
"Ходячие мертвецы " изображают мир, где некоторые всё ещё цепляются за ощущение, что выставлять трупы напоказ неправильно. Даже когда трупы валяются повсюду, выброшенные и непогребенные, намеренная демонстрация и неуважение у трупам вызывает возмущение.
Многие другие безразличны или активны в своем безразличии. Как историк, я считаю, что мы должны показывать мёртвых и рассказывать их истории; поступать иначе - значит позволять себе неуважение к людям прошлого и их жизням.
Однако мы в равной степени должны остерегаться увековечения прошлых унижений и проявления неуважения через безразличие при создании выставки с участием трупа.