Полицейский из Джорджии Рик Граймс приходит в себя после огнестрельного ранения и обнаруживает, что больница заброшена. На полу в коридоре лежит наполовину съеденный труп. Двойные двери на цепях прогибаются под давлением стонущих, царапающихся людей. На них нанесено устрашающее предупреждение: "Не открывай. внутри мертвецы". Выбравшись наружу, он находит сложенные сотнями трупы и остатки 7-го кавалерийского подразделения, уничтоженного нежитью.
Зомби-апокалипсис случился, и цивилизация только что была разрушена. В 1 сезоне Ходячих мертвецов мы видим мир, в котором общество перестало существовать, "ходячие" бродят, поедая живых, и немногие выжившие тоже могут обратиться. Только повреждение мозга может остановить мертвецов.
Фото: undead-earth.com
Американская культура ношения оружия гарантирует, что вокруг есть много оружия и боеприпасов, чтобы живые могли защититься от ходячих. Однако, оружие шумит, и ходячих привлекает звук, поэтому в битве за выживание используется ударное и колюще - режущие оружие, включая бейсбольные биты, арбалеты, топоры и мачете, а также всевозможные подручные средства. Всё чаще это оружие будет использоваться живыми для борьбы друг с другом…
Поскольку мертвецы ходят по земле, неудивительно, что традиционные похороны и захоронение тел имеют наименьший приоритет. Тела живых и "ходячих" будто само собой разумеется бросить на месте. Теперь не религия, а этническая принадлежность, социальная идентичность и прочие факторы определяют место и манеру захоронения.
Фото: walking-dead.vip
Основным врагом становятся ходячие, но в мире всё ещё продолжаются расовые конфликты между чёрными, белыми и латиноамериканцами. Женщины, похоже, в конечном итоге выполняют всю домашнюю работу, мужчины стремятся к власти, относительному богатству, женщинам.
В обращении с мертвецами важно знание основ. Поначалу есть только одно различие: между нами (живыми) и ими (нежитью). В последующих сезонах различие смещается к квартету различий – живые и «мёртвые» пересекаются различием «наши» и «чужие», поскольку членов других групп убивают или «обращают».
Что погребальные археологи, могут узнать об обращении с мёртвыми из этого невероятно популярного и продолжительного сериала, рассказывающего о зомби-апокалипсисе? Существует ли погребальная археология в Ходячих мертвецах?
Самый очевидный ответ - нет! Скорее археологи взялись бы исследовать материальную культуру, изменения ландшафта. Однако, разве можно избавиться от пагребальной археологии в мире, где труп занимает одно из центральных мест повествования? Ужасно интересно исследовать, как в текущей ситуации изменится отношение человека к мёртвым и какие обряды захоронения встанут на первый план?
Давайте начнём наше путешествие с самого начала, с 1 сезона. Так что пристегнитесь, и пусть начнётся зомби-археология.
Велосипедистка и Дженни
Первый вид обращения с мертвецами, с которым мы сталкиваемся в эпизоде 1: убийство из милосердия тех, кто обратился и кого, по мнению Рика, нужно похоронить "с уважением". Это показывает то, что часто говорят археологи: уважение - вещь относительная и зависящая от контекста.
Сюда входят особенные зомби, особенно “велосипедистка”. Она - первый зомби, с которым сталкивается Рик, выбираясь из больницы. Её состояние сталкивает Рика с реальностью. Она потеряла нижнюю часть тела и ползает на руках. Перед отъездом в Атланту он возвращается туда, где была "девушка на велосипеде", и выслеживает её в прекрасном парке, ужасающий живой мертвец на лоне прекрасной природы. Для Рика, впервые столкнувшегося с зомби, убийства из милосердия представляют собой грубую форму похорон, поскольку он жалеет их и остатки человечности в них.
Точно так же, после того, как его спасли Морган с сыном, Рик встречает кого–то знакомого, - полицейского по имени Леон Бассет. Рик решает рискнуть и выстрелить, чтобы упокоить бывшего коллегу. Он его не хоронит, но он решает, что Леону нужен выстрел в голову в знак уважения. Смерть от руки полицейского, для полицейского.
Фото: horrorhomeroom.com
Третий пример из 1 серии - это прерванное убийство из милосердия, который показывает, как любовь, жалость и милосердие, проявленные живыми по отношению к мёртвым, когда они изо всех сил пытаются поверить, что ожившие мертвецы не хранят в себе и следа человечности умершего человека.
Морган не может убить свою собственную жену-зомби, Дженни. О последствиях его колебаний мы узнаем в более поздних сезонах.… Действительно, в более поздних сезонах снова и снова рассказывается о фатальных последствиях фантазий, что ходячие мертвецы всё ещё могут быть спасены. Снова и снова мы видим небольшие акты милосердия и личного гнева, проявляемые по отношению к нежити.
Донор органов: вспоминая Уэйна Данлэпа
Мы переходим ко 2 серии, и Рик присоединяется к группе, которая мародерствует в Атланте. План Рика состоит в том, чтобы замаскироваться от мощного нюха зомби, полностью измазавшись во внутренностях трупа и в таком виде просочиться сквозь толпу ходячих мертвецов.
Прежде чем сделать это, Рик колеблется, всё ещё не в состоянии рассматривать ходячих как безликих монстров. Он проверяет личные вещи зомби и обнаруживает, что его зовут Уэйн Данлэп, а в бумажнике у него фотография симпатичной девушки с надписью "с любовью от Рэйчел" на обороте. Он клянется рассказать своей семье об Уэйне, как будто его жестокое обращение с трупом нуждается в оправдании. Затем Глен указывает на ещё одну вещь: он был донором органов, и это будто оправдывает их использование трупа в своих целях. После группа приступает к разделке.
Фото: whatculture.com
Это один из лучших моментов с мрачным юмором в "Ходячих мертвецах", играющий на идее, что органы мёртвых могут быть использованы живыми с пользой. Тем не менее, это также показывает, как живые борются за то, чтобы их запомнили, даже будучи зомби: тема, которая возвращается ещё мрачнее во 2 и 3 сезонах…
Эми и кулон с русалочкой
Со смертью Эми мы намного ближе подходим к эмоциональным, личным погребальным ритуалам. Она младшая сестра Андреа, и когда зомби нападают на лагерь, она получает множественные укусы и умирает ночью. Андреа защищает тело сестры и не дает другим остановить её. Она остаётся с ней, скорбя до утра.
Здесь материальная культура играет ключевую роль в оплакивании потери и материализации горя, сожаления и любви к сестре. Это кулон в виде русалки, который она надела на шею мертвой Эми. Андреа привезла его из Атланты специально для Эми, зная её любовь к русалкам. Это особенно трогательно, поскольку это был подарок на день рождения Эми, и это действительно был её день рождения.
Обыгрывается тревожащая эквивалентность восстания зомби воскрешению, и зрителям остаётся ждать, сможет ли Андреа заставить себя жестоко убить свою заражённую сестру до или после того, как она оживет. Андреа продолжает обнимать свою сестру и с нежностью прикасаться к ней, когда Эми поворачивается и поднимается, пытаясь укусить её.
Она крепко обнимает её и обращается к девушке, выражая сожаление по поводу пропущенных дней её рождения в прошлом: "Эми, прости, что меня никогда не было рядом, я всегда думала, что у нас будет больше времени. Но теперь я здесь, Эми, я люблю тебя". Затем Андреа стреляет в неё из пистолета, которым она никогда раньше не умела пользоваться.
Андреа показывает, что даже в мире зомби-апокалипсиса у живых есть выбор относительно того, как они прощаются с теми, кого любят, и какую центральную роль в этом может сыграть материальная культура.
Нежное прощание Кэрол со своим мужем Эдом
В отличие от трогательной и трагичной смерти Эми, когда Андреа прощается с ней, Кэрол прощается со своим непутёвым мужем, который, как мы видели, избивал её и относился с презрением ко всем, но особенно к Андреа и Кэрол. Не трагично, что в его жизнь входит новая женщина чтобы перекусить им.
Фото: jaaj.club
Пока группа совершает обход в ходе ночной битвы, Кэрол решает лично убедиться, что Эд не ожив`т. Одного удара киркой по черепу должно хватить, но 5 ударов травмированной Кэрол смешивают воедино её эмоции страха и ненависти, любви и печали, гнева и облегчения от того, что Эд больше не живой и не нежить, способный причинить вред ей и дочери.
Выбираем: Джим, Джеки и Дженнер
Одного из группы, Джима, укусили, и Джеки обнаруживает его укус. У него жар и галлюцинации, но он убеждает группу, что сам выбрал смерть. Он говорит: "Просто оставь меня, я хочу быть с семьёй".
Этика этой сцены интересна, поскольку Шейн и Рик мучаются над проблемой, что делать. Вмешивается Лори, утверждая, что ему выбирать, как умереть, это не их дело. Итак, они соглашаются позволить ему умереть по-своему. Его выносят из машины и кладут под дерево у обочины. Он отказывается от оружия, поэтому ему суждено обратиться, оставляя открытой новую этическую проблему.
Что произойдёт, если вы оставляете умирающего, зная, что он обратиться? Он может укусить кого-то из своих или другого живого. Они прощаются с каждым из взрослых, как могли бы попрощаться друзья и семья у больничной койки, позволяя ему смириться со своей судьбой. Право на зомбирование уважается.
Добравшись до ЦКЗ, они обнаруживают, что остался один врач – доктор Эдвин Дженнер. Он остается в ЦКЗ, и самоуничтожается. Потеряв жену и не сумев найти лекарство от зомби-вируса, он выбирает смерть. Более того, одна из участников группы, Джеки, о которой мы узнаем очень мало, решает, что с неё хватит, и использует надвигающийся взрыв, чтобы отказаться от ужасов постапокалиптического мира.
Итак, важно отметить, что Джим и Дженнер оба сдаются по веским практическим причинам, а также потому, что они потеряли близких, и их самоубийство изображается как часть процесса оплакивания.
Фото: horrorhomeroom.com
Точно так же Андреа потеряла свою сестру и поэтому изначально тоже решила остаться и умереть. Однако Дейл заставляет её уйти, угрожая умереть вместе с ней. В последнюю минуту они сбегают вместе. Они уезжают в закат, чтобы повеселиться и поиграть во 2 сезоне…
Заключительные заметки
Художественная литература о зомби посвящена обсуждению того, что значит быть живым и быть человеком. Общество, возможно, рухнуло, и трупы оставляют на месте смерти или окончательной смерти, но личный траур и личные жесты милосердия и уважения к не мёртвым распространяются от обращения с "
ходячими мертвецами" до тех, кто был укушен. Этические проблемы, касающиеся того, являются ли немертвые "людьми", сливаются с уважением к тому, кем они когда-то были, и выбором живых выбирать свою судьбу путём самоубийства, включая смерть от руки
зомби.
Как мы видели, материальная культура занимает центральное место в этих взаимодействиях между живыми, умирающими, мёртвыми и нежитью. Место смерти и обращение с трупом отнюдь не отброшены, они более чем прозаичны. Обращение с умирающими, мертвецами и нежитью становится более, а не менее важным для того, чтобы быть живым и быть социальной личностью. В вымышленном мире, сосредоточенном на сверхъестественном оживлении трупов, человечность мёртвых тел и нежити проявляется во множестве вариантов и практик.
Что особенно трогательно для Андреа, Эми и кулона-русалки, так это то, что мы сталкиваемся с вымышленным представлением о современной Америке, где личная, портативная материальная культура опосредует скорбь и память.
Личный характер, а не статус или власть имеют гораздо большее значение после зомби-апокалипсиса. Наряду с жалостью и уважением, любовь и ненависть являются основой для скорби. Следовательно, в отличие от Эми, для Эда его способ смерти от рук двух женщин – одной нежити, а затем одной живой – изображается как соответствующий его жестокому характеру.