Есть два способа смотреть фильм "Без резких движений". Точнее, даже не способа, а две разных позиции: представьте себе фильм про Москву 80-го года, и есть линия основных героев, у них свои дела, которые очень-очень косвенно связаны с неким более глобальным событием, которое никак в сюжете не задействовано, но предполагается, что ты в курсе.
И вот все, скажем, куда-то бегут, у кого-то в руках даже какой-то факел, а в конце фильма откуда-то из-за горизонта поднимаются мохнатые уши. И если ты не в курсе, то ты как-то пытаешься сопереживать проблемам персонажей, кого-то из них жалеешь, кого-то пытаешься не судить, но по итогу всё равно чувствуешь, что вот эти мохнатые уши зачем-то были нужны и, возможно, сделали всё происходящее более важным, чем оно выглядело в процессе. Но смысл этой предполагаемой важности ты так и не раскусил.
Фото: youtube.com
Трём мелким гангстерам, Курту, Рональду и Чарли поручают шантажировать служащего компании, обладающего доступом к неким документам, которые, кажется, нужны всем вокруг, но не совсем понятно, зачем именно.
И вот это "не совсем понятно" — и есть центральная тема фильма, причём, возможно, если смотреть фильм с позиции человека, который, образно говоря, знает, что за уши торчат из-за горизонта, то паззл как раз собирается.
Но если вы не этот человек, то вас штормит от одной второстепенной темы к другой: расизм, супружеские измены, классовая рознь и так далее. Вы пытаетесь понять, что же конкретно хочет сказать режиссёр, и слышите отголоски то одной социально значимой темы, то другой, но чувствуете, что какие-то из них тут для галочки, а какие-то озвучены лишь потому, что подвернулись под руку.
Конечно, нельзя каждый раз требовать от режиссёра шедевра, пусть и от режиссёра друзей Оушена. Даже Тарантино не каждый раз выдаёт Криминальное чтиво, но, признаться, от такого каста ждёшь большего. Дон Чидл, Бенисио дель Торо, недавно присоединившийся к киновселенной Марвел Дэвид Харбор, и даже восставший откуда-то из небытия Брендан Фрейзер: всё-таки с такими актёрами можно было сварить кашу.
Фото: youtube.com
Если после фильма вы обратитесь к Гуглу, вы узнаете, что заговор, о котором идёт речь в финале, совершенно реален, что потом в Америке действительно был принят ряд судьбоносных решений, и что плохие корпорации действительно плохие. Теперь, когда вы это знаете, стал ли фильм лучше? Вот этот вопрос остаётся открытым. В фильме есть напряжение, какие-никакие характеры (лучший из них это, пожалуй, Рональд Руссо в исполнении Бенисио дель Торо, да и то в основном благодаря актёрскому мастерству), есть интересные операторские решения в виде, например, съёмок на "фишай", хотя и не совсем понятно, какую выразительную нагрузку они несут. Но не очень хочется ставить знак равенства между словосочетаниями "фильм Содерберга" и "фильм на один вечер". Хотя, наверное, придётся.