В 1647 году «Элевтеранские авантюристы» отплыли с Бермудских островов на Багамы, надеясь создать первую демократию на американском континенте.
В 1647 году английский пуританин Уильям Сейл повёл группу будущих колонистов с Бермудских островов на Багамы – на остров Сегату, которые они назвали Элеутера, что в переводе с греческого означает «свобода». В Англии бушевала гражданская война под руководством Карла I.
В то время как последствия войны отдавались эхом, религиозные разломы также раскалывали общины в английских колониях в Америке. Сейл, дважды губернатор Бермудских островов, имел другое видение: постоянное поселение, которое можно было бы использовать без религиозной «озлобленности», формирующей другие колонии.
«9 июля 1647 года Компания искателей приключений для насаждения островов Элеутера, ранее называвшихся Багамы в Америке, и прилегающих островов написала и приняла Уставы и Постановления будущей колонии», - отмечает У. Хьюберт Миллер в своём исследовании о происхождении колонии, написанном в середине двадцатого столетия.
Эта декларация, ставшая основой управления колонией, на двадцать лет предшествовала Биллю о правах Соединённого Королевства 1688 года и была составлена под влиянием дебатов о свободе личности, которые ознаменовали религиозные войны в Европе.
Устав и постановления поражают воображение, их целью было создание общества, свободного от религиозных конфликтов и предоставляющее всем равные права.
Хотя, как отмечает Миллер, Сейл в значительной степени поддерживал «Бермудских независимых», религиозную и политическую партию, состоявшую из людей, отколовшихся от англиканской церкви.
Фото: bonnercolonialamerica.weebly.com
Как пишет исследователь литературы и культуры Джонатан Соудей, «Устав и постановления», скорее всего, были записаны в журнале Палаты общин 16 июля 1647 года, а напечатанная вскоре после этого газета поделилась с лондонскими читателями планом основания Элеутерии как «Багамской республики».
Каждый, кто брал в руки этот листок, мог рассмотреть приглашение, предложенное Сейлом и его соратниками: «Поэтому постановляется, что все такие лица и лица, которые... квалифицированы, должны быть приняты в члены указанной Компании искателей приключений и на указанную Плантацию, несмотря на любые другие различия в суждениях, под какими бы другими именами они ни выступали, соблюдая справедливость и трезвость в своих особых разговорах и живя мирно и спокойно как члены Ре-Паблик».
В отличие от Англии, в Элеутерии религиозные споры были запрещены. В Уставе и Постановлениях этот запрет был конкретизирован, отмечалось, что разрешается использовать только авторитет «языка Писания». То, что формулировка будет истолкована в пользу «Бермудских независимых», было очевидно.
Не должно быть «никаких отличительных или порицательных имен, таких как Независимый, Антиномий, Анабаптист или любых других, брошенных на любого из них за их различие в суждениях, и ни один человек или люди не должны принимать или признавать любые такие отличительные имена, под наказанием быть причисленными (в обоих случаях, либо навязывания, либо принятия или принятия любого такого имени или имен) к врагам общественного мира: ни один человек не должен говорить порицательно о любом человеке за его мнение, или о самом мнении, иначе, чем на языке Писания».
А также «Ни магистраты, ни должностные лица Республики, ни какая-либо власть, от них исходящая, не должны принимать к сведению кого-либо за различие в суждениях по вопросам религии или рассматривать какие бы то ни было дела такого рода. Но их юрисдикция должна распространяться только на людей как людей, и они должны заботиться о том, чтобы среди них поддерживались справедливость, мир и трезвость. И чтобы процветание республики поддерживалось всеми справедливыми средствами».
Как пишет Соудей, «это как если бы шекспировский Гонзаго из «Бури» переложил своё идеалистическое представление об утопическом содружестве на конституционный язык Англии середины XVII века». Хотя «Устав и постановления» якобы являются учредительным документом, они были «гораздо больше, чем колониальная хартия», утверждает он.
Будучи преднамеренной политической провокацией, направленной против тех пресвитериан, которые в Англии выступали за религиозное единообразие, «Устав и постановления» заставили бермудские (и багамские) «проблемы» оказаться в самом центре политических дебатов в Лондоне.
Миллер также отмечает удачное (вряд ли случайное) время для начинаний Сейла. Новости об «Элеутерии» «не могли прибыть в Англию в более благоприятное время для продвижения поселения независимых на Багамах», - пишет он.
Ситуация накалялась, а всего за несколько недель до принятия «Устава и постановлений» «Карл I был заключён в тюрьму армией, которая доминировала на политической сцене, а Независимые... имели большинство в армии. Свобода вероисповедания стала всепоглощающей заботой народа: свобода вероисповедания и свободная земля - вот что предлагалось в Постановлениях элевтеранских авантюристов».
Фото: travelinfo.su
К сожалению, несмотря на многообещающую атмосферу, небольшая партия элевтеранцев не смогла добиться успеха на Багамах. Они выживали благодаря материальной помощи со стороны собратьев-пуритан в других странах.
Позже то, что осталось от общины, вольётся в багамское общество, а Багамы в итоге станут местом сопротивления рабству и плантаторской экономике Карибского бассейна и американского Юга. Сам Сейл уедет и закончит свою карьеру в качестве первого губернатора Южной Каролины - очевидно, примирившись со своим
пуританством и получив королевское назначение - и снова возглавит «небольшой отряд англичан», на этот раз в Низменном районе Южной Каролины.
Сегодня мир элевтеранских искателей приключений и их смелые идеалы в значительной степени забыты. Даже точная дата их прибытия покрыта мраком. Но группа продемонстрировала попытку найти новый путь вперёд, и, если бы всё продлилось, это была бы первая эгалитарная демократия в Америке.