Свергнув
империю Маурьев в 185 году до нашей эры,
Пушьямитра Шунга стал первым правителем Империи Шунга. Надписи «Шунга» были найдены по всей Индии, поэтому его империя простиралась далеко. Чтобы узаконить право на власть, Пушьямитра совершил ритуал Ашвамедхи.
Королевский ритуал Ашвамедха
Ашвамедха был древним ведическим религиозным ритуалом жертвоприношения лошади, который совершали древние индийские правители, чтобы утвердить свой имперский суверенитет. Лошадь, которую всегда сопровождала императорская вооружённая армия, отпускали пастись в течение года. В местах, где бродил конь, любой мог вступить в бой с воинами, чтобы отвоевать власть. Если через год никому не удавалось захватить лошадь, которую тщательно охраняли, животное возвращали императору, а тот объявлял себя законным правителем.
В древности этот ритуал проводился многими правителями, но за последнюю тысячу лет его использовали очень редко. Это объясняется тем, что ведическая религия, которую потом вытеснили
буддизм и джайнизм, включала в себя многие ритуалы жертвоприношений животных. Брахманический индуизм осуждал жертвоприношения, которые не были нормой на протяжении веков и в других формах индуизма.
Ашвамедху мог проводить только богатый и могущественный раджа, так как это было чрезвычайно дорого и требовало участия множества животных и людей со специальными навыками.
Животное должно было быть белым жеребцом с чёрными пятнами. Перед ритуалом необходимо было строительство жертвенного дома с огненным алтарём. Момент начала ритуала должен был быть выбран астрологами, затем проводили церемонию жертвоприношения, а ночь правитель проводил со своей женой, но без занятия любовью.
На следующий день проводили дополнительные ритуалы освящения лошади, привязанной к столбу, в то время как жрец шептал ей на ухо мантры. Затем дубиной убивали чёрную собаку, протаскивали её под лошадью и тащили к реке, которая текла на юг. Водой из этой реки обрызгивали лошадь и отпускали её на северо-восток.
После этого жеребец мог идти, куда пожелает. Ритуал проводился год, так как лошадь ассоциировалась с Солнцем и его полным кругом. Если животное забредало во враждебные провинции, это было знаком, что их надо поработить. Лошадь должны были сопровождать сотня меринов и четыре сотни охранников, состоящих из воинов, придворных и сыновей императора.
Пока лошадь гуляла, в императорском доме совершались непрерывные церемонии. Жрецы каждый день проводили три обряда, вечером музыканты восхваляли щедрость будущего правителя, который перед обрядом жертвовал храму 400 золотых монет и 4000 коров. Ночью проводились сеансы чтения сказок, состоящие из 36 циклов. На сеансах могли присутствовать любые желающие, которые потом являлись свидетелями проведения ритуала и могли подтвердить, что всё было исполнено по правилам.
Тем временем стража зорко следила за странствующим жеребцом. Ему старались не позволять спариваться с кобылами, а если это происходило, приносили в жертву молоко богу ветров Вайю. Если лошадь получала травму, подносили кашу богу кормления скота Пушану, а если она заболевала, приносили пирог огненному божеству Агни. Солнечное божество Сурья получало подношение, если у лошади болели глаза. Если лошадь тонула, жертву получал водный бог Варуна, а если она терялась, то богам неба и земли подносили несколько сладких блюд или десертов. Если жеребец умирал, освящали другого и продолжали ритуал.
Через год лошадь возвращалась к хозяину, и в течение следующего месяца продолжали совершаться обряды. Подготовительный обряд посвящения, называемый дикши, совершался двенадцать дней. В этот период императора купали, одевали в чёрную шкуру антилопы и усаживали в хижине на другую шкуру перед огнём, где он спал на земле и постился. В течение следующих двенадцати дней, которые назывались упасад, строились различные сооружения для жертвоприношений.
На двадцать пятый день готовилось ритуальное угощение, называемое агништома, состоящее из кислого молока с мукой, жареного риса и ячменя и рисовых лепёшек. Совершались песнопения во время приготовления, затем жрецы принимались за угощение и приносили в жертву козла богу Агни. Жрецам раздавались в подарок коровы, а они продолжали распевать до вечера. Затем следовало омовение жертвователя, то есть правителя. Сначала в воду помещали шкуру антилопы, потом шли купаться император с женой и жрецы. После купания приносили в жертву бесплодную корову, а к алтарю подносили жареный рис и ячмень с топлёным маслом.
На двадцать шестой день правитель считался ритуально очищенным, жеребца запрягали в позолоченную колесницу с тремя другими лошадьми, загоняли в воду и купали. Главная жена правителя и две другие его супруги мазали жеребца топлёным маслом. Главная жена, называемая махиши, мазала передние ноги, любимая жена (вавата) смазывала туловище, а отвергнутая жена (парврикти) мазала задние ноги. Затем они украшали голову, шею и хвост жеребца жемчужинами и золотыми украшениями. После этого ритуального коня и безрогого козла привязывали к жертвенным кольям у костра, а к жеребцу привязывали ещё множество других животных, в число которых входили:
- богу Вишну посвящали карликовую корову;
- ведическому богу-ремесленнику Тваштру жертвовали двух козлов с мохнатыми бёдрами;
- богу Вайю предназначалась белая коза, которую привязывали к хвосту многострадального жеребца;
- богу смерти Яме отдавали белого козла, а Сурье - чёрного, обоих привязывали с двух боков лошади;
- богу Пушану был приготовлен тёмно-серый козел под лошадью;
- боги-близнецы медицины Ашвины получали в жертву двух чернобрюхих козлов, привязанных к передним ногам жеребца;
- ко рту лошади была привязана овечка, которую получала богиня музыки и искусства Сарасвати;
- к груди лошади привязывался козёл для Агни.
К различным кольям привязывали более 600 диких и домашних животных. Лошади император предлагал остатки зерна, затем её душили под ритуальные вопли главной жены, обращённые к двум другим супругам правителя. Жёны начинали ходить вокруг мёртвой лошади, распевая мантры и обмениваясь с жрецами непристойными репликами.
После церемонии главная жена проводила с лошадью ночь в позе полового акта, укрывшись одеялом. Утром жрецы снимали женщину с лошади и расчленяли труп животного, а также все остальные жертвы. В следующие дни забивали ещё 21 бесплодную корову.
Преследования буддистов
В буддийских текстах говорится, что Пушьямитра, чтобы прославиться, решил уничтожить буддизм по совету одного из своих министров. Он разрушал их монастыри, предлагал награду за головы буддийских монахов. Согласно священным текстам, Пушьямитра сжёг много буддийских писаний и разрушил 500 монастырей, руководимый демонами. Существует легенда, что когда Пушьямитре встретилось на пути дерево Бодхи, божество дерева приняло образ красивой женщины и отомстило безумному императору, убив его. Наследником Пушьямитры стал его сын Агнимитра Шунга в 148 году до нашей эры.
Историки утверждают, что реакция брахманов на преследование буддизма была выражена в составлении Манудхармы, или Законов Ману, как её называют проще. Эти законы представляют собой конституции и юридические тексты, берущие свое начало из
Древней Индии, когда мудрецы записывали свои философские мысли в манускриптах о том, как должно быть устроено общество.
Первый текст был написан на санскрите, и представляет собой беседу Ману, являющегося в индуизме прообразом Ноя в христианстве, и Бхригу, одним из семи мудрецов, созданных Брахмой. Они беседовали на темы дхармы, такие как добродетели человечества, его поведение, законы, права и обязанности.
Примеры учения самые разнообразные. Например, монахам рекомендуется сначала отдавать пищу учителю, а потом есть самим, не пренебрегать любой пищей, но и не переедать. Работу следует выбирать только по душе, тогда она становится лёгкой. Многочисленные советы относятся к пользе вегетарианства и вреде мяса.