Когда в 1922 году появилось новое государство СССР, социальные эксперименты в гражданском обществе посыпались как из рога изобилия. Кому это пришло в голову, наверное, знают историки – весной 1925 года в стране появилось “Всесоюзное общество по земельному переустройству трудящихся евреев в СССР”. Фантастическая задумка коммунистической власти была такова: постепенно переселить всё еврейское население огромной страны в сельскую местность, организовав для них отдельные коммуны, колхозы, сельскохозяйственные артели и прочие такого рода, земельные предприятия.
Фото: vechi.com.ua
По сути, евреи всегда селились и проживали по всей Европе в небольших городах и местечках. Они славились прекрасными ремесленниками, мастеровыми, сапожниками, портными, парикмахерами, аптекарями, ювелирами. Они держали небольшие магазинчики, умели торговать, варить на продажу пиво, заготавливать шкуры и другое вторичное сырьё и т. п. Но они практически не занимались сельским хозяйством. Обрабатывать землю, выращивать зерновые культуры, овощи и фрукты не являлось их уделом, так сложилось исторически, разве что могли завести пасеку пчёл для получения мёда и спиртовой медовухи.
Однако тут их принудительно ссылают в деревню, в глубинку страны, выделяют на человека сотни гектаров земли и с помощью примитивной сохи, бороны и сеялки заставляют растить и заготавливать пшеницу, ячмень и овёс, то есть заниматься непривычным делом.
Что удивительно, к началу июня 1929 года “Всесоюзное общество по земельному переустройству трудящихся евреев в СССР” не на бумаге, а реально насчитывало не менее 187 тысяч человек, а к 1931 году – около 260 тысяч.
Общество всесоюзного масштаба получило сокращённое наименование “ОЗЕТ”. На небольшом тульском заводе наладили выпуск значков члена общества. Сперва значки стали чеканить латунными с булавочным креплением, квадратные, размером 16 х 16 мм и надписью по центру “ОЗЕТ” без какого-либо окрашивания. Но спустя месяц из Москвы поступил грозный указ изменить дизайн и качество значка. Тульские заводские художники быстро сообразили, в чём дело, и уже более творчески подошли к работе. За считанные дни значок еврейского общества стал круглым с диаметром 18 мм, из бронзы, с надёжным винтовым креплением. В центре значка расположились перекрещенные сноп ржаных колосков и острый серп, на всём зелёном фоне по окружности в тёмно-синей окантовке гласила надпись на иврите и по-русски “ОЗЕТ”. Окрашивались значки устойчивой и долговечной эмалью.
С завода прямиком курьеры развозили значки по всей стране в райкомы и обкомы партии, только в дальневосточную недавно образованную Еврейскую автономную область с 1926 по 1930 годы поступило более 75 тысяч экземпляров.
Во Всесоюзном обществе еврейских сельскохозяйственных трудящихся, естественно, со временем появились более активные его члены. Для них – передовиков, в феврале 1927 года на заводе по указанию большевиков придумали новый значок с красно-зелёной эмалью и дополнительным золотистым словом на двух языках “активист”. Таких значков за восемь месяцев отчеканили около шести тысяч штук.
Теперь значков активистов Общества, как и тех первых латунных некрашеных с булавочным креплением, сохранилось считанные единицы, они стали раритетными, фалеристы-коллекционеры ищут их повсюду, даже в странах СНГ.
Увы, история такова: эксперимент с переселением еврейского населения СССР в сельскую местность полностью провалился. В первой половине 30-ых годов ХХ столетия названое Всесоюзное общество “ОЗЕТ” прекратило своё существование. Активных членов этой общественной организации в 1937-1938 гг. безжалостно репрессировали, безвинно погибли в лагерях и тюрьмах тысячи людей, человеческая жизнь в СССР в то время ничего не стоила. Остались лишь некоторые латунные и бронзовые значки с необычной аббревиатурой “ОЗЕТ”.