Резня в день Святого Варфоломея была широкомасштабной резней французских протестантов (гугенотов) католиками, начавшейся 24 августа 1572 года и продолжавшейся более двух месяцев, в результате чего погибло от 5000 до 25 000 человек.
Это началось в Париже, когда католическая фракция, опасаясь восстания гугенотов, убила ведущих протестантов, которые были там на королевской свадьбе.
Резня разразилась после нескольких лет религиозной напряженности во Франции, начавшейся с распространения "новых учений" протестантской реформации около 1521 года, обострившейся после дела с плакатами 1534 года и переросшей в вооруженный конфликт в 1562 году, положив начало французским религиозным войнам (1562-1598). Третья война завершилась в 1570 году Сен-Жермен-ан-Лей миром, заключенным протестантской королевой Наварры Жанной д'Альбре (1528-1572) и католической королевой-матерью Франции Екатериной Медичи (1519-1589). В надежде на установление мира был заключен брак между дочерью Екатерины, католичкой, Маргаритой Валуа (1553-1615) и протестантским сыном д'Альбре, Генрихом Наваррским (впоследствии королем Франции Генрихом IV, 1553-1610).
Свадьба состоялась в Париже, собрав большое скопление людей, включая протестантских лидеров. Париж был католическим городом, а приток большой протестантской толпы на празднества усилил напряженность. Она достигла апогея через несколько дней после свадьбы, когда Гаспар II де Колиньи, адмирал Франции (1519-1572), ведущий протестант, был ранен в результате покушения. Протестанты выразили свое возмущение и, опасаясь восстания, Екатерина Медичи и её сын Карл IX Французский (1560-1574) вместе с городским советом санкционировали казнь протестантских лидеров. Колиньи был первым убитым 24 августа, за ним быстро последовали другие.
Убийства лидеров побудили жителей Парижа последовать их примеру, и протестантов выслеживали и убивали дом за домом и район за районом.
Карл IX призвал к миру, но к тому времени резня вышла из-под чьего-либо контроля. Новости о резне быстро распространились из Парижа, вдохновив другие города. Это событие считается одним из самых жестоких и кровавых в истории религиозных противостояний, оно унесло жизни нескольких тысяч человек, а некоторый утверждают, что и десятки тысяч.
Предыстория и французские войны
Протестантская реформация (1517-1648), начатая
Мартином Лютером (1483-1546) на германских территориях Священной Римской империи, достигла Франции около 1521 года, вызвав разногласия по поводу "новых учений", которые бросили вызов традиционному авторитету Католической церкви. Король Франции
Франциск I (Франсуа I, 1515-1547), католик, терпимо относился к присутствию протестантов во многом благодаря влиянию своей сестры Маргариты Наваррской (1492-1549), которая, хотя и была католичкой, сочувствовала протестантам.
Политика Франциска I резко изменилась после дела с плакатами 17-18 октября 1534 года, когда протестантские активисты установили плакаты с осуждением католической мессы в общественных местах в пяти городах, включая Париж. Франциск I изменил свою политику терпимости и санкционировал преследование протестантской фракции. Его сын и преемник, Генрих II Французский (1547-1559), продолжал эту политику, пока не погиб в рыцарском поединке - несчастный случай в 1559 году. Ему наследовал младший сын Франциск II Французский (Франсуа II, 1559-1560), который, хотя и был достаточно взрослым, чтобы править самостоятельно в возрасте 15 лет, находился под контролем своей матери, Екатерины Медичи, которая затем разрешила двум католическим дворянам, Франциску, герцогу де Гизу (1519-1563) и его брату Карлу, кардиналу Лотарингии (1524-1574) давать советы молодому королю.
Братья Гиз быстро оттолкнули Франциска II от его бывших советников, среди которых были два видных протестанта: адмирал Колиньи и Луи де Бурбон, принц Конде (1530-1569). В 1560 году оба мужчины были вовлечены в заговор в Амбуазе с целью похищения Франциска II в попытке освободить его от контроля Гизов, но заговор был раскрыт, и заговорщики, включая Конде, но не Колиньи, были заключены в тюрьму, в то время как многие подозреваемые были казнены на месте. Братья Гиз представили общественности заговор как попытку протестантов свергнуть монархию, что еще больше усилило напряженность.
В 1560 году Франциск II умер от ушной инфекции, и ему наследовал его брат Карл IX. Екатерина Медичи быстро установила контроль над своим сыном, отстранив Гизов от их прежней роли, и, по сути, правила через него. Она договорилась об освобождении Конде из тюрьмы, взяв с его брата Антуана де Бурбона (1518-1562, католика, мужа протестантки Жанны д'Альбре) обещание отказаться от своих законных притязаний на пост регента при Карле IX. Отодвинув Гиза на второй план, Екатерина попыталась придерживаться умеренного подхода к протестантам, пригласив бывших советников короля вернуться ко двору, в том числе Конде и Колиньи.
Екатерина Медичи и её дети: Фото: www.itstuscany.com
Однако политика терпимости королевы не распространялась далеко за пределы дворца, и напряженность разразилась в марте 1562 года, когда Франциск, герцог де Гиз, послал своих людей разогнать протестантское богослужение, в результате чего погибло по меньшей мере 50 прихожан во время резни в Васси, которая положила начало французским религиозным войнам. Конде отомстил, захватив город Орлеан для протестантов в апреле 1562 года, и впоследствии война расширилась.
Первые три войны и Колиньи
Жанна д'Альбре объявила католицизм вне закона в своем королевстве Наварра и изгнала духовенство в 1561 году, в то время как в том же году её муж, Антуан де Бурбон, был назначен Екатериной Медичи генерал-лейтенантом Франции и обвинён в поддержании мира, что по сути означало подавление протестантских инициатив. Когда началась война, д'Альбре тихо финансировал протестантское дело, в то время как Антуан сражался за католическую фракцию. Колиньи, хотя и явно симпатизировал протестантам, не хотел вести войска против тех, кого поддерживала корона, и остался при дворе в качестве советника Карла IX.
Екатерина Медичи возмущалась влиянием Колиньи на своего сына, но ничего не могла с этим поделать, не поставив под угрозу свою официальную политику религиозной терпимости.
Колиньи оставался при дворе на протяжении всей первой войны (1562-1563), в ходе которой были убиты Антуан де Бурбон и Франциск, герцог де Гиз. Этот конфликт был прекращён Екатериной Медичи при поддержке Жанны д'Альбре, но вторая война разразилась в 1567 году из-за протестантских опасений католических репрессий за первую войну. В том же году Карл IX попал в засаду протестантских сил во время события, известного как Сюрприз Мо, что заставило Екатерину отказаться от своей политики терпимости и выступить за преследование протестантов.
Иоанна III. Фото: upload.wikimedia.org
Перемирие во второй войне (1567-1568) было заключено лишь на короткое время, прежде чем разразилась третья война (1568-1570), в ходе которой Конде был убит, а Колиньи покинул двор, чтобы возглавить протестантские силы при финансовой помощи и политической поддержке д'Альбре, которая (как и ранее) использовала ресурсы протестанткой королевы Англии Елизаветы I (1558-1603). Военные действия были прекращены миром в Сен-Жермен-ан-Лэ, заключенным д'Альбре и Медичи, который не понравился ни одной из сторон. Протестанты считали, что им не было предоставлено достаточно религиозной свободы, в то время как католики утверждали, что им было предоставлено слишком много.
Свадьба и покушение на убийство
Хотя Екатерина Медичи не питала любви к протестантизму, она признала, что прекращение религиозных войн в интересах Франции, и предложила Жанне д'Альбре женить сына д'Альбре, Генриха Наваррского, на дочери Екатерины, Маргарите Валуа. Это объединило бы протестанта и католика в браке, а также Королевство Наварра и Францию. Жанна д'Альбре сначала отвергла это предложение, но в конце концов согласилась, в то время как католическая фракция при поддержке папы Римского осудила это предложение, поскольку оно объединило бы католика с еретиком.
Тридентский собор (1545-1563) объявил протестантскую реформацию ересью, и не могло быть союза между христианином, как это определено Собором, и еретиком в соответствии с библейским предписанием из II Коринфянам 6: 14: "
Не будьте в неравном ярме с неверующими; ибо в каком общении праведность с неправедностью? И какое отношение имеет свет к тьме?" Тем не менее, Екатерина рассматривала брак как путь вперед, и хотя против неё выступала католическая фракция, теперь возглавляемая Генрихом I, герцогом де Гизом (1550-1588, сын Франциска, герцога де Гиза) и французского парламента, она назначила дату свадьбы на 18 августа 1572 года. Хотя более поздние протестантские авторы утверждали, что она устроила свадьбу, чтобы привлечь протестантов в Париж для участия в резне, нет никаких доказательств, подтверждающих это.
Генрих Наваррский и Маргарита Валуа. Фото:vasheslovo.com
Жанна д'Альбре прибыла в город рано и умерла от естественных причин, вероятно, от туберкулеза, примерно 9 июня. Екатерину Медичи также обвиняли в организации этой смерти с помощью отравленных перчаток, но, опять же, доказательств этому нет. Екатерина организовала королевскую свадьбу со всей традиционной пышностью, что в свете неурожая в тот год и высоких налогов только усилило напряженность среди населения в целом, которому и так было нелегко прокормить себя.
Ко времени свадьбы началось Голландское восстание (также известное как Восьмидесятилетняя война (1568-1648)), которое было вызвано религиозными разногласиями между католиками и протестантами и угрожало втянуть Францию в конфликт. Герцог Альба (1507-1582), губернатор Нидерландов при католическом короле Испании Филиппе II, проводил жёсткую политику в отношении протестантской деятельности и выступал за их арест и казнь; политика, с которой согласились многие католики во Франции. Однако в политике Альбы не было ничего нового, поскольку она распространялась среди французской католической знати ещё в 1560 году, если не раньше.
Париж был убеждённым католическим городом и возражал против внезапного наплыва протестантов и, кроме того, грандиозного приёма, оказанного протестантским лидерам, когда, согласно политике Альбы, они должны были быть казнены.
Все эти факторы способствовали высокой напряженности в городе, когда через несколько дней после свадьбы, 22 августа, было совершено покушение на Колиньи, когда он возвращался в свои апартаменты. Неизвестный убийца выстрелил в него из окна верхнего этажа, ранив его в руку и кисть. Колиньи отнесли в постель, где за ним ухаживали, и Екатерина Медичи заверила его, что его предполагаемый убийца будет пойман и наказан, но это никак не повлияло на возмущение других протестантских лидеров, и в этот момент напряженность достигла своего пика.
На этом этапе, когда атмосфера была взрывоопасной, любое неверное движение означало катастрофу, и все делали неверные шаги. Лидеры гугенотов неохотно согласились остаться в Париже, приняв королевские гарантии защиты: однако королевский совет был настолько встревожен яростью гугенотов в связи с покушением на Колиньи, что решил нанести по ним упреждающий удар. единственное безопасное решение. Молодой король Карл IX и королева Екатерина поддержали план Совета, и в воскресенье, 24 августа, в день святого Варфоломея королевские войска, следуя приказу короля, убили лидеров гугенотов, всё ещё находившихся в столице.
Резня в Париже
Резня началась с Колиньи, которого ударили в его квартире и выбросили из окна на улицу внизу, где он был обезглавлен, а его труп протащили по улице, а затем подвесили за ноги. Затем солдаты в шляпах с нашитым спереди знаком креста расправились с другими протестантскими лидерами.
Когда распространилась новость, католические экстремисты в городе, которые ненавидели всё, за что выступали протестанты, радостно подхватили этот пример своего социального руководства: последовали три дня самых жестоких убийств и увечий известных протестантов, и в течение следующих нескольких недель они повторялись в крупных городах по всему королевству.
Католики перемещались от дома к дому, затем от улицы к улице по районам, убивая протестантов и известных сторонников протестантов, а затем разграбляя их дома.
Карл IX выступил с призывом к сдержанности и миру, но резня, однажды начавшись, обрела собственную жизнь и силу, которую никто не мог остановить. Протестанты, которые получили раннее предупреждение, спрятались на чердаках, в подвалах и на чердаках. Бежать из города было некуда, потому что Карл IX приказал запереть ворота накануне вечером. Таким образом, Париж превратился в огромное поле битвы, на котором были убиты тысячи людей, небольшое число жертв составило 5000 человек, но точный подсчёт невозможен, потому что очень много трупов было выброшено в Сену и унесено вниз по течению.
Однажды утром у ворот Лувра. Фото: www.worldhistory.org
Первопричина
Многие факторы способствовали резне в день Святого Варфоломея, но в первую очередь это было вызвано религиозной идентификацией людей, которая становилась всё более противоречивой по мере продвижения протестантской реформации. До 1517 года существовала только одна христианская церковь, и европейцы, считавшие себя католиками, были объединены её учением. Тех, кто ставил под сомнение авторитет средневековой Церкви, клеймили еретиками, подвергали остракизму, арестовывали и часто казнили. Лютер представил возможность другого видения христианства, которое можно было бы считать столь же обоснованным, а после него
Ульрих Цвингли (1484-1531), анабаптисты и
Джон Кальвин (1509-1564) создали свои собственные версии христианской веры, отличающиеся от лютеранской, но претендующие на тот же авторитет, что и он, и католическая церковь.
Между 1522-1572 годами созывались Соборы, как протестантские, так и католические, а также предпринимались попытки экуменического компромисса, определяющие, что значит быть христианином, но между различными фракциями так и не было достигнуто никакого соглашения, ближайшим из которых был Аугсбургский мир 1555 года, который постановил, что каждый правитель может самостоятельно определять религиозное исповедание на своей территории. Даже рассматривая Аугсбургский мир как своего рода примирение (чего на самом деле не было), каждая фракция настаивала на своем собственном исповедании веры, которое они считали неопровержимо истинным.
Постепенно простые люди начали присваивать себе религиозные ярлыки, которые создавали официально согласованные конфессии и решения соборов: они обнаружили, что они протестанты, католики, лютеране, реформаты. Они гордились своей идентичностью и часто ненавидели людей с разными религиозными взглядами.
Как только люди начали отождествлять себя с определенной христианской сектой, любой, кто принадлежал к другой, воспринимался негативно. Анабаптисты были вдохновлены учением Цвингли, но как только они создали свою собственную секту, он и его последователи преследовали их. Движение Лютера раскололось до 1522 года, когда двое из его первых приверженцев, Томас Мюнцер (1489-1525) и Андреас Карлштадт (1486-1541) разработали свои собственные интерпретации христианства. Во Франции, где Реформация никогда не встречала такого приёма, как в германских регионах или в Швейцарии, люди идентифицировали себя либо как католики, либо как гугеноты, и, как и в случае с различными протестантскими сектами в других местах, они чувствовали себя оправданными в преследовании тех, кто придерживался других убеждений.
Заключение
Без резких религиозных различий, которые не допускали компромиссов, резня в день Святого Варфоломея никогда бы не произошла. Религиозное единство дореформационного периода было заменено бесконечно повторяющейся парадигмой "мы" против "них" по мере дальнейшего распространения "новых учений".
Резня в день Святого Варфоломея была не первым случаем, когда европейцы убивали друг друга во имя религии, и не последним, но она была самой драматичной и ужасающей на сегодняшний день.
Шоковые волны прокатились по Европе: правительства, пытавшиеся вести нормальную дипломатию через религиозные разногласия, внезапно осознали, что правила международных отношений изменились так же решительно и негативно, как Аугсбургский мир принес некоторую положительную стабильность и взаимное признание.
После резни в день Святого Варфоломея правительства стали более чётко понимать, что им нужно будет более внимательно учитывать религиозные верования других народов в своих различных ассоциациях. Во Франции протестантское население значительно сократилось не только из-за тысяч убитых, но и из-за многих других, которые бежали из страны или перешли в католичество. Резня положила начало четвёртому конфликту французских религиозных войн, и военные действия продолжались до 1598 года, когда они были прекращены Нантским эдиктом. Этот указ завершил только одну главу в религиозных беспорядках в Европе в XVI-XVII веках, однако он не разрешил конфликт; как наглядно доказала Тридцатилетняя война (1618-1648), основанная на религиозных различиях и понимаемая как одна из самых разрушительных войн в европейской истории.