Современная медицина берет своё начало в древнем мире. Древнейшие цивилизации использовали магию и травы для лечения больных людей, но они также использовали религию, чтобы защитить их здоровье. Современные медицинские знания уходят корнями в
Древнюю Грецию.
С появлением Асклепия и Гигии в Афинах возник очень важный культ исцеления, который существовал примерно с 500 года до н. э. до 500 года н. э.
Гигия играет очень необычную роль в греческой. Она была связана с Асклепием в V веке до н. э., и вместе они стали самой известной целительной парой в греческом и римском мире. Одна из главных проблем - идентичность Гигии. Ей дали несколько имён, которые постоянно пересекаются в современной литературе с конца XIX века. Интересно, почему современные учёные и историки используют разные имена для Гигии, когда древние источники буквально утверждают, что она богиня.
Примером может служить первая клятва Гиппократа, в которой говорится:
Клянусь Аполлоном целитель, Асклепий, Гигия и Панакея, и я беру в свидетели всех богов, всех богинь, чтобы соблюдать в соответствии с моими способностями и моим суждением следующую Клятву и соглашение.
(Клятва Гиппократа)
Гигия, музеи Ватикана. Фото: www.worldhistory.org
Таким образом, вывод заключается в том, что мы должны обсудить определения персонификации. Что такое персонификация? Означает ли это антропоморфное представление безжизненных вещей? Какие стадии персонификации можно определить? По словам Стаффорда, здоровье является одним из физиологических состояний, которые должны быть персонифицированы в древнем мире, возможно, наиболее близко параллельным сну (Hypnos / Somnus), который также имел сильные ассоциации с целительскими культами, и который даже мог быть представлен спящим у ног Гигии. Кроме того, какая связь существует между греческими понятиями, такими как prosopopoiia и ethopoiia а совпадает ли оно с латинским personificare?
Во-вторых, мы должны задать себе вопрос, что такое божества. Бессмертны ли греческие боги, живущие на горе Олимп? Пьют ли они нектар и едят амброзию, играя в людей, будучи невидимыми, но вездесущими?
Важно провести различие между олимпийскими божествами и греческими богами, потому что мифология принципиально отличается от религии.
В-третьих, есть обсуждение мифологии. Хотя у неё мало мифологии, она связана с несколькими божествами, такими как Аполлон, Афина и Асклепий, а также с египетской богиней Исидой Медикой, чьи функции совпадают с функциями Асклепия и Гигии. Существует также связь с римской Бона Деа. Её функция действительно позволяет идентифицировать её с Гигией. Далее, идентификация может быть сделана на основе того факта, что Бона Деа поклонялись как Боне Дее Гигии, и связь Доны с Минервой, римский аналог Афины.
Минерве также поклонялись как божеству исцеления по имени Minerva Medica. Нет никаких сомнений в природе Афины, Аполлона, Исиды и Боны Деа. Этим фигурам поклоняются как божествам. Сам Асклепий - сложная фигура. Он начинал как смертный, затем полубог, потом стал второстепенным божеством, пока не стал самым важным медицинским божеством греческого мира. Если мы посмотрим на сравнительную мифологию, делает ли это Гигию более важной?
Наконец, мы обсудим исторический контекст. У Гигии уже в VII – VI веках до н.э. был свой культ, который был признан Дельфийским оракулом; после этого он развился в надлокальный культ в Греции и Риме, где он включён в религиозные традиции Асклепия, бога медицины. Когда в 429 и 427 годах до н. э. в Афинах вспыхнула чума, прошло совсем немного времени, прежде чем Гигия и Асклепий были привезены в Афины. Годом их появления был 420 год до н. э.
Гигия, Палаццо Альтемпс. Фото: www.worldhistory.org
Стаффорд утверждает, что год 420 до н.э. является первым появлением Гигии как автономной богини, когда она прибывает вместе с Асклепием в Афины. До этого события её история располагалась в двух местах, а именно в Афинах и на Пелопоннесе. Эти места снова объединяются в так называемом памятнике Телемаха начала IV века до нашей эры, который даёт очень подробное описание происхождения культа Асклепия. На памятнике изображён стоящий Асклепий, справа от него женская фигура, сидящая на столе (Гигия), а под ней собака. Слева меньшая фигура, которая поднимает руки, как будто в молитве. Вероятно, это Телемах.
Хотя Гигия и Асклепий пришли из Эпидавра в Афины, Гигия имеет своё собственное развитие, кроме Асклепия, с которым они появляются в V веке н.э. в Афинах.
По словам Паркера, V век до н. э. — это век религиозного обновления. Этот век характеризуется введением новых культов, когда в Афины приходят "новые боги". В V веке до нашей эры можно наблюдать три изменения: во-первых, важность малых культов, во-вторых, добавление новых эпитетов к древним божествам и, в-третьих, введение "иностранных божеств". Примером укрупнения мелких культов является культ Афины Ники, алтарь которой украшал Акрополь с середины VI века до нашей эры. Этот культ, однако, начинается только около 450 г. до н.э. в честь победы над Делиш-Аттическим морским союзом в Персии. Другие примеры религиозного обновления - строительство храмов Посейдону в Сунионе и Немезиде в Рамнусе примерно между 450 и 430 годами до н. э.
Второе нововведение характеризуется добавлением новых эпитетов к существующим богам, поскольку афиняне находили довольно распространённым для божеств объединение их с абстракциями. Примерами являются такие божества, как Артемида Аристобула, Артемида Евклея и Зевс Элеутерий. Наконец, были введены "иностранные божества", которые греки называли xenikoi theoi. Этот термин не может быть просто переведён как "иностранные божества", наряду с современным пониманием термина "иностранный", потому что для афинянина человек из Эпидавра был также иностранным.
Решающее разделение происходит не между негреческими и греческими божествами, а между божествами, традиционно почитаемыми в общественных культах, и остальными.
Согласно
Геродоту, боги везде одни и те же, только с разными именами. Примерами таких божеств являются
Дионис, Бендис, Пан и Асклепий. Кроме культа Гигии, существует ещё культ Афины Гигии.
Плутарх рассказывает в своём Перикле следующую историю о том, как во время строительства произошёл странный несчастный случай, который показал, что богиня не противилась работе, но помогала и сотрудничала, чтобы довести её до совершенства.
Один из ремесленников, самый быстрый и умелый среди всех, поскользнувшись, упал с большой высоты и лежал в жалком состоянии, врачи не надеялись на его выздоровление. Богиня явилась ночью Периклу во сне и приказала провести курс лечения, который он применил, и в короткое время, и с большой лёгкостью вылечил человека. И по этому случаю он установил медную статую Афины Гигии в цитадели возле алтаря, который, как говорят, был там раньше. Статую сделал Фидий, и его имя, как автора было выточено в камне. (Плутарх, Перикл 13.8.)
Храм Афины Гигии на западной стороне Акрополя очень важен в праздновании Панафинеи и алтаря, впервые созданного афинянами. Гарланд утверждает, что самое важное лечебное святилище принадлежит Афине Гигии, пока Асклепий не появляется в Афинах. В мифологии Гигия - дочь, сестра или жена Асклепия.
Ещё одно объяснение состоит в том, что гомеровских богов уже недостаточно и что они не в состоянии удовлетворить население, поэтому должны появиться новые спасительные божества.
Гигия иногда ассоциируется с Амфиараем, особенно в Оропосе, его главном месте поклонения.
Часто утверждается, что человек будет здоров и долго проживёт, если будет вести себя разумно. Афина также является богиней мудрости и, следовательно, логической связью. Белл добавляет, что Гигия в основном богиня физического здоровья, но что её функция также включает психическое здоровье и что она также может быть связана с Афиной Гигией.
Иная идея, по словам Уоррена, заключается в том, что именно Афина учит Асклепия возвращать мёртвых к жизни. Наконец, Комптон даёт последнее объяснение, а именно, что древние концепции здоровья и болезни не различают психические и физические недуги. Таким образом, Афина Гигия и Гигия легко могут быть связаны друг с другом. Предыдущие идеи противоречат идее, что отношения между Афиной Гигией и Гигией просто случайны, потому что культ Асклепия не введён в конце V века до нашей эры, и Гигия не появляется ранее как отдельная фигура в литературе или искусстве.
Гнев указывает, что Афина использовала эпитет "Гигия", чтобы укрепить свои медицинские навыки. Это было бы правильным предположением, когда рассматривается снижение интереса к божеству. Богини могли существовать отдельно друг от друга. Более убедительный аргумент в пользу более чёткого различия между Афиной Гигией и Гигией приводится Стаффордом, когда она цитирует Фарнелла. Фарнелл сказал, что около 330 г. до н.э. жертвы все ещё предлагаются Афине Гигии. Это противоречит утверждению, что Гигия из памятника Телемаха является развитием афинской Афины Гигии, и что после 420 г. до н.э. больше не упоминается Афина Гигия, как ранее утверждал Митчелл Бояск. Сам Фарнелл не упоминает 330 год до н. э.
Похоже, что его позиция основана на праздновании Панафинеи. Указывается, что все посвящения Афине датируются более поздним периодом после 420 г. до н.э., но он не даёт чёткого аргумента. Стаффорд квалифицирует это тем фактом, что в 330 г. до н.э. предложения Афине Гигии были сделаны во время Малой Панафинеи, и что эти операции регистрируются налогом.
Возможно, что у Гигии был свой собственный региональный культ в VII и VI веках до н. э., но Гигия действительно прославилась, когда её привезли в Афины около 420 года до н. э. Памятник Телемаха с начала IV века до н. э. подтверждает эту теорию. Кроме того, Гигия получает свой собственный алтарь в Асклепионе рядом с Асклепием. Кроме того, уже существует культ Афины Гигии в 420 году до н. э., который исчезнет после прибытия Асклепия и Гигии, но все ещё есть небольшое возрождение, когда в 330 году до н. э. во время Малой Панафинеи люди приносили ей жертвы. Культ Гигии и Афины Гигии, возможно, прошли друг мимо друга, так что Афина Гигия как отдельная фигура больше не была нужна. Введение и развитие культа Гигии можно поместить в идею о том, что V век до нашей эры был веком религиозных инноваций, где старые боги получили новые эпитеты, малые культы стали более важными, а "новые" божества вошли в греческую религию.
Заключение
С уверенностью можно сказать что Гигия была очень важна в своей роли для защиты здоровья древних греков, сначала в Афинах, затем в остальном греко-римском мире. Её связь с Асклепием укрепляет положение. Наиболее важным примером является Клятва Гиппократа, в которой она упоминается после Асклепия. Она занимает место в самой важной триаде богов-целителей, Аполлона и Асклепия.
Как Афина Гигия она должна была защищать афинян. Кроме того, она считалась самым важным партнёром Асклепия в его культе по всей Греции.
В Древнем Риме её почитали с VII века до нашей эры до V века нашей эры, и даже сегодня мы используем её имя в слове гигиена. Здоровье в древности было так же важно, как и сегодня.