Ланселот, также известный как сэр Ланселот и Ланселот дю Лак (“Ланселот озера”) - величайший рыцарь двора
короля Артура и любовник жены Артура, королевы Гвиневры, наиболее известный из "Смерти Артура" сэра
Томаса Мэлори (1469 г.). Этот персонаж был впервые разработан французским поэтом
Кретьеном де Труа (ок. 1130-1190 гг.) в его романе "Ланселот или рыцарь телеги" (ок. 1177 г.), который представил роман Ланселота с Гвиневрой, и закрепил за ним репутацию искусного воина.
Возможно, этот персонаж произошел от Ирландского от
бога плодородия Луга (или Луга), как, возможно, и в случае с другим рыцарем Артура, сэром Гавейном. Персонаж Гавейна был создан как величайший рыцарь
Джеффри Монмутским в его Истории королей Британии (1136 г.), прежде чем Кретьен возвысил роль Ланселота и развил его характер.
Впоследствии многие из центральных атрибутов Гавейна (особенно его боевые навыки) были даны Ланселоту более поздними поэтами по образцу Кретьена.
В произведении Мэлори роман Ланселота с Гвиневерой окончательно разрушает единство Круглого стола благородных рыцарей Артура и позволяет злодею Мордреду узурпировать трон. Действия Мордреда приводят к разрушению королевства и гибели большинства величайших рыцарей, а смертельно раненного Артура увозят на мистический остров Авалон. Любовная история Ланселота и Гвиневры - одна из самых известных в мировой литературе и определяет влюбленных, даже когда они изо всех сил пытаются сопротивляться своей страсти, делая их в конце концов героическими фигурами, сбитыми с пути роковой страстью.
Теории происхождения
Среди учёных общепризнано, что характер Ланселота возник в творчестве Кретьена де Труа, который впервые представил его в своей поэме "Эрек и Энида" (ок. 1170 г.) и снова использовал его в своих книгах (ок. 1170-х гг.), но не развивал характер до Ланселота или Рыцаря телеги.
Некоторые учёные, однако, утверждают, что Ланселот возник в Ирландии как бог плодородия и был преобразован поэтами и бардами, приукрашивая мифологические темы, в благородного рыцаря. Учёные Роджер Шерман Лумис, Мария Лич и Джером Фрид утверждают, что Ланселот изначально был ирландской солнечной фигурой. Лич и Фрид отмечают:
Великий ирландский бог солнца Луг носил эпитет Ламфада, “Длинная рука”. Луг был захвачен валлийцами как Lluch Llauynnauc, Lluch “Белая рука”. Ллух, в Черной книге Кармартена и Килвчаон стал воином Артура , так же как ирландский морской бог Мананнан, в тех же текстах, зачислен в рыцари Артура как Манавиддан, сын Ллира. Луг появился во французском романе как (по крайней мере) два персонажа. Его имя было искажено в Лот; его прозвище, под влиянием французского имени Ланселин, стало Ланселотом. Случайность, что lluch как общее существительное означало “озеро”, привела к преобразованию имени Lluch в титул “du Lac” и к приобретению Ланселотом приемной матери, Леди Озера.
Лич и Фрид опираются на более раннюю работу Лумиса, одного из самых уважаемых исследователей истории Артура XX века, но учёные в наши дни в значительной степени отвергают это утверждение как излишне сложное. Артурианский учёный Норрис Дж. Лейси, например, утверждает, что самое простое объяснение происхождения персонажа — это Кретьен и богатство европейских легенд и средневекового фольклора, которые он смог почерпнуть.
Ланселот приводит Гвиневру к Артуру. Фото: www.worldhistory.org
Учёный
Дени де Ружмон соглашается с тем, что Кретьен является создателем Ланселота, но утверждает, что работа Кретьена, как и все литературные произведения куртуазной любви, на самом деле является религиозной аллегорией, связанной с
еретической сектой катаров, и Ланселот будет представлять приверженца катаров, борющегося с искушениями тела, когда он пытается защитить и служить богине Софии (мудрость) олицетворявшийся в образе Гвиневры. Это утверждение неоднократно оспаривалось, но никогда полностью не опровергалось.
Развитие легенды Кретьеном
Кретьен был тесно связан с регионом Южной Франции, в котором процветал катаризм, и, что более важно, покровительствовал Марии де Шампань (1145-1198 г.), дочери Элеоноры Аквитанской (1122-1204 г.), которую Церковь подозревала в поддержке катарских еретиков. Возможно, теория Дени де Ружмона верна, поскольку Элеонора и Мари, похоже, не имели большой пользы для Церкви, как покровительствовали поэтам и художникам, которые, скорее всего, были вовлечены в ересь, зять Элеоноры был катарским епископом.
Далее, Кретьен утверждает, что образ Ланселота был дан ему Мари де Шампань, она попросила сделать красивый поэтический образ.
Независимо от того, были ли эти произведения религиозной аллегорией или просто развлечением, рыцарь Ланселот впервые появляется в Эреке и Эниде как имя в списке благородных рыцарей двора Артура, а затем играет более существенную роль в книге как один из рыцарей, которых герой должен победить. Однако в своём "Ланселоте" Кретьен полностью развивает персонажа как главного героя, а также вводит сюжетный поворот, который становится каноническим для всех последователей: роман Ланселота с королевой Артура Гвиневерой.
История начинается с Гвиневры, похищенной злодеем Мелеагантом, и Артура, отправляющего своих рыцарей в погоню. Ланселот опережает других, но скачет он настолько быстро и упорно, что в итое загоняет лошадь и та умирает, рыцарь продолжает путь пешком. Он встречает карлика управляющего телегой, который говорит, что знает, где Мелеагант взял Гвиневеру, и поможет Ланселоту, если тот согласится ехать в телеге. Поскольку повозки ассоциировались с преступниками, Ланселот на мгновение колеблется, опасаясь, что его опозорят, но затем садится на повозку. До конца путешествия его высмеивают и унижают за то, что он едет в повозке, а не на боевом коне, как настоящий рыцарь. Когда он, наконец, достигает Гиневры и пытается освободить её, она упрекает его за прежние колебания, поскольку он поставил свою честь выше своей преданности ей.
Чтобы вернуть её, Ланселот должен согласиться проиграть на турнире против недостойных противников, пока Гвиневра не велит ему выиграть поединой. В конце концов, Ланселот убивает Мелеганта и освобождает Гвиневру, который благодарит его вежливо публично, хотя два вели дело в частном порядке. Любовный треугольник Артур-Гиневра-Ланселот, скорее всего, был заимствован из более ранней сказки о Тристане и Изольде, первоначально ирландской истории, в которой рыцарь Тристан влюбляется в Изольду, невесту своего дяди короля Марка. Кретьен использовал сказку о Тристане в своих клизмах и утверждает, что он написал свою собственную версию Тристана и Изольды, которая не была хорошо принята. Поэтому считается, что он, возможно, создал своего персонажа Ланселота из своей неудавшейся рукописи Тристана. Каким бы ни было вдохновение для дела Ланселота-Гиневры, оно станет центральным в легендах Артура.
Стандартная история и отклонение от легенды Ульриха
В своей работе Норрис Дж. пишет:
Особенностью артуровской литературы является то, что большая её часть, будь то в стихах Кретьена де Труа или в более поздних романах, на самом деле не посвящена Артуру. Король и двор Артура обеспечивают фокус повествования и стандарт поведения для рыцарей, но это чужая история.
Эта история - рассказ о рыцарях Артура и их приключениях, но основная драма, медленно разворачивающаяся в произведениях Артура после Кретьена, — это дело Ланселота и Гвиневры, за исключением немецкой работы Lanzelet (1194-1204 гг.) поэта Ульриха фон Зациховена. Ульрих предоставляет Ланселоту предысторию и опускает любую ссылку на роман с Гвиневерой. В Ланселете главный персонаж - высоконравственный герой в путешествии самопознания.
Поэма Ульриха начинается с молодого принца Ланселота, сына короля Бана, похищенного русалкой и унесённого на остров женщин, где он вырос, не зная о своём прошлом или благородном происхождении. Он обучен всем аспектам культуры, а также боевым искусствам. В возрасте 15 лет юноша чувствует, что должен проявить себя и отправляется в приключения, во время которых он узнает о своём происхождении и что он племянник короля Артура. Он отправляется ко двору Артура, чтобы стать рыцарем, выдерживает различные испытания в бою и принимает участие в спасении Гвиневры, похищенной ненадёжным Валерином, вместе с другими рыцарями. В конце концов, он становится лордом царства своей жены Иблис, и они живут счастливой жизнью.
Фото: www.worldhistory.org
Концепция Ланселота как лучшего рыцаря или самого совершенного рыцаря взята у Ульриха и развита в цикле Вульгаты (также известном как Цикл Ланселота-Грааля, Проза Ланселота, цикл псевдо-карт, (1215-1235 гг.), который возрождает дело Ланселота-Гвиневры. В этой работе Ланселот уносится Владычицей Озера после вести о смерти отца, короля Бана. Она воспитывает его в тайне вместе с его двоюродными братьями Лайонелом и Бохортом, пока ему не исполнится 18 лет, когда она приводит его ко двору Артура, чтобы посвятить в рыцари как сэра Ланселота дю Лака. Ланселот мгновенно влюбляется в Гвиневеру, но ничего не говорит о своей любви к ней, пока его, наконец, Галахарт не уговаривает признать его чувства к Гвиневре. Когда он это делает, он обнаруживает, что она тоже влюбилась в него, так начинается роман.
До этого дела Ланселота неизменно называли лучшим из всех рыцарей и его приключения всегда имели ошеломляющие успехи. Он освобождает замок Скорбной гвардии, переименовав его в Радостную гвардию, и совершает много других великих подвигов, но его любовь к Гвиневере становится главной проблемой. В какой-то момент король Грааля Пеллес использует тайну Ланселота, чтобы обманом заставить его переспать с дочерью Пеллеса Элейн. Пеллес зачаровывает Ланселота зельем, которое заставляет его поверить, что Элейн — это Гвиневера; иначе он никогда бы не пошел с ней, так как был полностью предан Гвиневре.
Когда Гвиневра узнает о его свидании с Элейн, она отвергает рыцаря, и он сходит с ума от горя, бесцельно блуждая, пока его не находит Элейн и его здравомыслие не восстанавливается. Затем он возвращается в Камелот в компании рыцарей, которых Гвиневра послала его искать. Хотя Гвиневра считает его отношения с Элейн предательством, его ночь с Элейн была предопределена, потому что она родит их сына Галахада, идеального рыцаря, который вырос, чтобы завершить то, что Ланселот из-за своего греха с Гвиневрой не мог сделать: найти Святой Грааль.
Сэр Галахад. Фото: www.worldhistory.org
Рыцари Артура продолжают совершать великие дела, пока не выясняется правда о романе Ланселота с Гвиневрой это ломает всё. В конце концов, большинство рыцарей погибают в битве против узурпатора Мордреда, и великое видение Артура Круглого стола и королевства, основанного на справедливости, разрушается. Цикл Вульгаты развивает многочисленные нити из более ранних версий легенд, некоторые из которых теперь утрачены, и сплетает воедино обширное повествование взаимосвязанных сюжетных линий и персонажей, чтобы создать первую узнаваемую версию легенды об Артуре в её нынешнем виде. Эта работа была затем отредактирована и переработана как так называемый цикл после Вульгаты (около 1240-1250 гг.), над которой и работал Мэлори.
Ланселот Мэлори
Сэр Томас Мэлори (1415-1471 гг.) был политическим заключенным в Ньюгейте в Лондоне в 1469 гг, когда он написал свой Le Morte D'Artur. Его версия легенды основана на периоде
Войны Алой и Белой Розы (1455-1487 гг.), конфликт, который привёл его в тюрьму, время от времени, начиная с 1451 года и продолжаясь до его освобождения из Ньюгейта в 1470 году. Суд Артура возглавляет сильное, объединённое королевство, пока внутренний конфликт, вызванный романом Ланселота с Гвиневрой, не нарушает это единство и не приводит к разрушению королевства; отражение ситуации Великобритании с войной Алой и Белой Розы, в которой дома Йорков и Ланкастеров сражались друг с другом за контроль над троном и бросили Британию в многолетний конфликт.
В Мэлори Ланселот снова лучший рыцарь в мире, который контролирует свои чувства к Гвиневре и верно служит Артуру, пока он больше не может держать свою любовь в секрете и признается ей. Она также влюблена в него, и всё же они отказываются предавать Артура, но чувства постепенно берут верх. Мэлори тщательно развивает каждого из своих персонажей как личность, предоставляя им психологические и эмоциональные мотивы и выстраивая своё повествование к финальному катаклизму битвы при Камланне, в которой Артур побеждает Мордреда, но большинство его рыцарей убиты, а он, смертельно раненный, увезён на остров Авалон.
Повествование Мэлори настолько многослойно, а его персонажи настолько полны, что его работа была названа первым романом на английском языке и первым в западном мире.
Гиневра и Ланселот. Фото: www.worldhistory.org
После катастрофической битвы при Камланне Гвиневера винит себя в падении Артура и отправляется в монастырь. Она и Ланселот видят друг друга в последний раз, но она отказывается от его прощального поцелуя, и он оставляет её, чтобы стать отшельником. Бывшая королева живет остаток своей жизни в служении другим, пока не заболеет. Ланселот спешит к ней, но она умирает прежде, чем он успевает приехать; он умирает от горя через шесть недель смерти любимой.
Ланселот Мэлори - образец рыцарства, чести и христианской добродетели, а Гвиневра - благородная, красивая и милосердная христианская королева, но их роковой недостаток - влечение друг к другу, которому ни один из них не может противостоять. Несмотря на все их усилия делать то, что они считают правильным, они не могут контролировать своей страсти, и это в конечном итоге разрушает их и великий двор Камелота. Несмотря на это, они пытаются загладить свою вину, и Мэлори явно сочувствует влюбленным, которые впадают в немилость вместе со всеми другими персонажами истории, но которые всё ещё стремятся быть лучше, чем они есть.
Заключение
Неудавшиеся поиски Святого Грааля Ланселотом иллюстрируют это усилие, поскольку он, лучший рыцарь, должен был найти грааль, но из-за его прелюбодеяния с Гвиневерой, не может это сделать. Ему дано видение Грааля, но он никогда не найдёт его так же, как у него есть видение самого себя, того, кем он должен быть, которое он не может реализовать из-за своей любви к жене своего лучшего друга. Однако это не мешает ему пытаться, и все его многочисленные великие подвиги показывают, насколько он полон решимости действительно быть лучшим рыцарем в мире, которым все, кроме него самого, считают его. Этот аспект характера Ланселота - то, что сделало его таким неотразимым и популярным еще до публикации Le Morte D'Artur в 1485 г.
Рассказы о приключениях Ланселота и его романе с Гвиневерой появляются в стихах из Нидерландов, Испании и Италии, среди прочего, до 1485 года, и он был самым известным и самым восхитительным рыцарем Артура, как и в наши дни.
Работа Мэлори впала в немилость во время Возрождения и была возрождена только благодаря усилиям британского поэта Альфреда, лорда Теннисона в его Идиллиях короля в 1859 г. С тех пор популярность легенд об Артуре в целом и работы Мэлори в частности только возросла. Люди, которые никогда не читали Le Morte D'Artur или любое другое артуровское произведение признаёт имя Ланселота связанным с понятием храброго, благородного рыцаря. Читатели, которые знают персонажа и его историю, однако, признают более глубокий аспект истории Ланселота. Любой, кто стремиться стать лучше, увидит в Ланселоте родственную душу, которая никогда не перестаёт бороться, чтобы стать лучшей версией себя.