США объявили о вступлении в первую мировую войну в апреле 1917 года, а участие в военных действиях приняли за несколько месяцев до подписания перемирия. Америка не воевала на своей территории, однако ее литература не прошла мимо "потерянного поколения". Проблемы, связанные с войной, пафос войны, ее герои вошли не только в книги тех писателей, кто воевал на фронтах Европы, как Э. Хемингуэй, но и затронули более широкий круг авторов и произведений, переплелись с другими проблемами, специфическими для Америки, с темой больших денег в Америке двадцатых годов и крахом Американской мечты. Война вызвала горечь и гнев, помогла прозреть и увидеть истинную цену вещей, ложь и придуманность официальных лозунгов. Война стала своеобразным университетом для юношей, отправившихся на европейский фронт, чтобы обрести мужество, и обретших прозрение.
Первая половина века оказалась плодотворной для развития всех направлений в американской литературе, открыла имена Т. Вулфа, У. Фолкнера, Ю. О'Нила, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Д. Стейнбека. Их произведения упрочили европейскую известность и всемирный авторитет литературы США. Большой резонанс получила деятельность Джона Рида, издание в 1919 году его книги "Десять дней, которые потрясли мир". Эта книга принесла в Америку живое дыхание революции в России.
Престиж рабоче-крестьянского государства необычайно возрос после 1929 года, когда в результате краха на Нью-Йоркской бирже в Америке наступила "великая депрессия" и на улицы вышли демонстрации безработных, по которым армия открывала огонь. В этот период в США было написано более 100 тысяч заявлений с просьбой переселиться в Россию. Американские литераторы создают клубы Джона Рида, ведут пропаганду революционной литературы, призывая к новому открытию трагической Америки обездоленных.
Тридцатые годы вошли в историю Америки как "красные тридцатые". По остроте социального, политического и экономического кризиса они не имеют аналогии во всей двухсотлетней истории США. И хотя официально "великая депрессия" была преодолена в 1933 году, ее присутствие в литературе выходит за обозначенные пределы. Опыт тех тяжелых лет навсегда остался в американцах как иммунитет против самодовольства, беспечности и душевного безразличия. Он лег в основу дальнейшего развития национальной формулы успеха, способствовал укреплению моральной основы американского бизнеса. Этот опыт придал "второе дыхание" школе критических реалистов, ведущих традицию от "разгребателей грязи". На новом материале литераторы принялись тщательно расследовать Американскую трагедию, имеющую глубокие корни в национальном сознании.
Одним из первых тему Американской мечты и Американской трагедии поднял Шервуд АНДЕРСОН (1876-1941), чей сборник новелл "Уайнсбург, Огайо" (1919) оказал влияние на все послевоенное поколение писателей Америки. Ш. Андерсон написал об одиночестве и отчуждении "гротескных людей" (по названию одного из рассказов сборника "Книга о гротескных людях"), чудаков, не укладывающихся в американские стандарты, оказавшихся на обочине жизни. Андерсон написал немного, тем не менее его имя прочно вошло в историю национальной литературы. Оно сопровождает биографии Хемингуэя и Фолкнера, получивших напутствие от старшего коллеги, помощника и учителя, которому, однако, досталось от учеников, не только многое перенявших у него, но и талантливо пародировавших его местами нарочитый сталь и слабые романы. Гертруда Стайн отмечала, что Шервуд Андерсон не знал себе равных в передаче чувств при помощи синтаксиса, что всегда было характерно для американской литературы.
Первый американский писатель, удостоенный Нобелевской премии (1930) - Синклер ЛЬЮИС (1885-1951) считал началом своей литературной карьеры роман "Главная улица" (1920). Типичная для американской литературы тема - жизнь провинциального городка в "одноэтажной" Америке получила в нем статус национальной болезни, название которой провинциализм и бездуховность. Городок Гофер Прери в штате Миннесота должен был, по замыслу автора, представить любой городок любого штата, а главная улица его - "это продолжение Главной улицы любого другого городка". Удручающая жизнь провинции, торжество посредственности и самодовольства тем более очевидны, что показаны в восприятии живого человека, молодой женщины Кэрол, приехавшей в Гофер Прери вместе с мужем, столь же заурядным и скучным, как и его родной городок. Кэрол пытается встряхнуть жизнь городка, разбудить его обывателей добрыми инициативами, но безуспешно. Суровый приговор застою ума и захолустью чувств выносит "красный швед" Майлс Бьорнстам, социалист и бунтарь-одиночка.
Под влиянием романа Льюиса группа американских журналистов на основе изучения жизни средних городков Америки и бесед с их жителями издала документальную книгу "Мидлтаун" (1921). Книга эта подтвердила диагноз, вынесенный писателем, обратила внимание на патологическое восхваление патриотами всего американского, на чувство страха и подавленности обитателей: маленьких городков, вынужденных нести бремя "здорового американизма".
Стандарты американизма в образе среднего дельца и стопроцентного патриота выведены в романе Льюиса "Бэббит" (1922), где продолжена проблематика "Главной улицы" на примере более крупного города и дельцов иного ранга - социального феномена "бэббитизм".
"Поэтический ренессанс" начала века представлен плеядой талантов, возродивших американскую поэзию после "сумеречного периода", наступившего со смертью Уитмена. Это - реалистическое творчество, уходящее в фольклор, пытающееся осмыслить путь, пройденный Америкой за полстолетия после окончания Гражданский войны (1865), синтезирующее две ведущие традиции: уитменовскую и романтическую, идущую от Генри Лонгфелло и Генри Торо. Для американского реализма в целом характерно, что в нем продолжились гуманистические и демократические искания писателей-романтиков (Купер, Готорн, Мелвилл).
Беспрецедентный успех, многотысячные тиражи выпали на долю "Антологии Спун-Ривер" (1915), автором которой был один из самых ярких талантов реалистической поэзии Эдгар Ли МАСТЕРС (1868-1950). Обыденная жизнь ничем не примечательного городка на Среднем Западе и нескольких поколений разных его обитателей - от мэра и заправил бизнеса до бездомных бродяг и слуг-негров - предстала как пример неосуществившихся демократических идеалов. В книге, состоящей из двухсот пятидесяти эпитафий, немало запоминающихся драматических портретов, исповедальных монологов. Герои революции и просто рабочие, садовник и сельский художник, поэтесса и приказчик - далеко не все из них выдержали испытание пустой жизнью. В книге проявилось сатирическое дарование автора, тонкая ирония. В ней широко представлены документы и публицистика, что позволило создать своего рода исторический слепок эпохи, предвосхитивший критический пафос книг Хемингуэя и Фитцджеральда, проблематику романов "Уайнсбург, Огайо" Ш. Андерсона и "Главная улица" С. Льюиса, пьесы "Наш городок" Т. Уайлдера.
"Большим индустриальным поэтом Америки" назвал В. Маяковский Карла СЭНДБЕРГА (1878-1967), автора сборников "Чикаго", "Сборщики кукурузы", "Дым и сталь" (1920), "Доброе утро, Америка" (1928), "Народ - да" (1936). В них выражены протест против угнетения и социальной несправедливости, цивилизации городов, монополии банков, призывы к народу солидаризироваться и бороться за свободу и человеческие права. Поэт активно участвовал в профсоюзном движении, сотрудничая с редакциями радикальных журналов, близких пролетарской поэзии.
Традиции народной негритянской культуры ощутимы в поэзии Ленгстона ХЬЮЗА (1902-1967), родившегося от негритянки и белого. Хьюз знал "черную" работу в прачечных Гарлема и ночном ресторане Парижа, окончил престижный Линкольнский университет, издал сборники стихов, новелл, публицистики и прозы, среди которых - "Усталые блюзы" (1926), "Хранитель мечты" (1932), "Шекспир в Гарлеме" (1942), "Билет в одну сторону" (1949), роман "Смех сквозь слезы" (1930), книга очерков "Негр смотрит на Красную Азию" (1934), вобравшая впечатления от годичного пребывания в СССР, автобиографическая проза "Большое море" (1940) и "Брожу по свету удивляясь" (1956).
В русле реалистической традиции развивается поэзия Роберта ФРОСТА (1874-1963) на протяжении всего творческого пути поэта - от первого сборника "Воля мальчика" (1913), во многом романтического по тональности, и книг "К северу от Бостона" (1914), "Просвет в горах" (1916), подробно исследующих патриархальный уклад жизни фермеров на фоне общественного кризиса и утраченной идилличности, до стихов сборника "Дерево - свидетель" (1942).
Освобождение литературы от стандартов реализма и эпигонства романтиков дало интересные плоды на американской почве и отразилось, в частности, в "европейской школе американского модернизма". Ее главная миссия состояла в перенесении модных европейских открытий на американскую почву. Школа американского модернизма сложилась во Франции усилиями американских художников, предпринимавших паломничество из Нового Света в Старый, к родникам его интенсивной культурной жизни. В Париже была достаточно большая колония американских интеллектуалов. На первых порах они находили поддержку у Гертруды СТАЙН (1874-1946), о которой неоднократно вспоминали Фитцджеральд и Хемингуэй. Гертруда Стайн прожила в Париже более сорока лет и была известна не столько романами ("Становление американцев", 1925) и пьесами, абстрактными и бессюжетными, основанными на "автоматическом письме", сколько активной литературно-критической и меценатской деятельностью. Стайн разработала теоретические аспекты "европейской школы американского модернизма". Принципы, изложенные ею в работах "Как писать" (1931), "Автобиография Алисы Токлас" (1933), "Повествование: четыре лекции" (1935), теория "продолженного настоящего" и словесные эксперименты в собственной творческой практике созвучны поискам многих школ и напоминают "подтексты" Хемингуэя и современный "театр абсурда".
Наиболее характерные представители американского модернизма - Эзра Паунд и Томас С. Элиот, Эдуард Э. Каммингс, чей фронтовой опыт составил книгу "Огромная камера" (1922), и Генри Миллер - художники, как видим, достаточно разные. Американский модернизм отличают отчаяние и ужас перед прогрессом технократической цивилизации, порабощавшей человека, и как следствие желание построить элитарную башню для художника, противостоящего парадоксам цивилизации.
Трагична личная и творческая судьба лидера модернистского направления в США Эзры ПАУНДА (1885-1972). Он родился в штате Айдахо, преподавал французский и испанский языки, довольно негативно относился к американскому образу жизни. Это и стало, наряду с проявленным еще в годы учебы в университете серьезным интересом к романскому средневековью, одной из причин, почему Паунд покидает Америку. Он странствовал по Европе, двенадцать лет прожил в Англии, где много сделал для развития поэзии имажизма как критик и редактор журналов и антологий. В Европе публикуются его первые поэтические сборники, среди которых "A Lume Spento" ("При угасшем свете", 1909).
Начало двадцатых Паунд прожил в Париже, затем жил в Италии и отказался выехать из неё в 1941 году, признав фашистское правительство. Он выступал в пропагандистских передачах, восхвалял Муссолини Как защитника "подлинно всенародной демократии". После войны Паунд был арестован. Ему грозила смертная казнь. Поэт содержался поначалу в лагере для нацистских преступников под Пизой, где написал стихи, составившие сборник "Пизанские песни", потом тринадцать лет провел в лечебнице для душевнобольных в Америке, а затем по ходатайству известных итальянских антифашистов и американских деятелей культуры, в том числе Хемингуэя, был освобожден и последние годы доживал в Италии, в местечке Рапалло.
Более полувека Паунд работал над своей знаменитой неоконченной эпической поэмой "Cantos" ("Песни", 1917- 1968), в которой отразилась эволюция его как идеолога и теоретика модернизма. Она началась с разочарования в американской эстетике машин и "фарфоровых ванн" и обвинений в аморальности всякой плохой поэзии, а закончилась провозглашением "надмирных" идеалов, концепции творца как добровольного изгнанника, противостоящего обществу и фашизму. Стихи Паунда нередко представляют собой имитации стилей поэтов античности, древнего Китая, средневековья (сборник "Маски", 1912; "Старый Китай", 1915), которых Паунд много переводил. Возрождение старых доренессансных традиций, по мысли Паунда, должно было избавить от "романтизма, гуманизма и индивидуализма". Его "элитарная теория" (А. Зверев) базировалась на увлечении древней восточной лирикой, на философских идеях Конфуция. Паунд ввел в английскую поэзию сугубо японские размеры танки и хокку; на принципе древних эпических поэм построены и "Cantos".
Американцы, проходившие свои университеты на Монмартре, собирались в уютных кафе, где встречалась и работала богема, на выставках импрессионистов и постимпрессионистов.
Атмосфера Парижа тех лет - Мекки художников всего мира, в том числе и американских, воссоздана в замечательной книге Э. Хемингуэя "Праздник, который всегда с тобой". Другим предстает Париж в романах Г. Миллера.
Генри МИЛЛЕР (1891-1980) родился в семье выходцев из Германии, сменил много профессий. Тридцатые годы провел в Париже, где и вышли романы трилогии "Тропик Рака" (1934), "Черная весна" (1938), "Тропик Козерога" (1938). Этим книгам сопутствовал скандальный успех. В США они были запрещены по причине безнравственного изображения сексуальных отношений и обилия непечатных слов.
"Тропик Рака" переносит в Париж двадцатых годов, в его беднейшие кварталы, где странствующие американские интеллектуалы находили крышу над головой, когда оставались без гроша в кармане. Это - бездельники, много пьющие, много болтающие, неудачники, которые несчастливы и в любви, хотя создается впечатление, что это основное их времяпрепровождение. Их неприкаянность и праздная жизнь, по мнению Д. Оруэлла, "прискорбный, но неизбежный итог жизни вне родины". Оруэлл предложил глубокое прочтение книг Г. Миллера, отметив, что они показывают, каким может быть английский язык, "тот английский, на котором действительно говорят, причем без страха, то есть не боясь ни риторики, ни экзотичных или поэтических слов... Это плавная, насыщенная, ритмическая проза, нечто совсем другое, чем модный сегодня жаргон посетителей закусочной и плоская, избегающая всякого риска официальная речь".
Роман Генри Миллера, при всей шокирующей спорности, значительное явление литературы тридцатых годов. Это один из первых предвестников "сексуальной революции", которая прочно войдет в сознание шестидесятых годов, оказавший влияние на многих писателей второй половины века. Это и предвестник новых, иронических (по отношению к рациональным) форм познания человека. Человек у Миллера - во плоти и крови, движимый могучим инстинктом жизни, человек естественный и обыкновенный.
Есть в этих новых формах познания карикатурность и вседозволенность, которые получили обоснование в статьях Миллера, в его "Размышлениях о писательстве": "Нет никакого прогресса, есть только вечное движение и перемещение - оно идет по кругу, спиралеобразно, бесконечно... Искусство не учит ничему, кроме понимания, как значительна жизнь". В том, что "Тропик Рака" - это форма познания обыкновенного человека, существующего уже после того, "как в мир явился последний человек с горячей душой...", убеждаешься, вчитываясь в ироничные монологи автора, достаточно хаотичные, куда вплетаются мысли о Пикассо и Джойсе, Достоевском и Гете, о культуре и Сене, "огромной артерии человеческого тела", и о двуногих существах, представляющих собой странную флору и фауну: "...издали они незначительны; вблизи - часто уродливы и зловредны. Больше всего они нуждаются в пространстве, и пространство даже важнее времени".
Один из самых читаемых сегодня американских писателей Торнтон УАЙЛДЕР (1897-1975) стал известен, как ни парадоксально, только после того, как в шестидесятые годы началось систематическое изучение его творчества. Оно выявило несостоятельность обвинений писателя в приверженности христианским идеям и эстетству, которые сопровождали появление его первых произведений - "Каббала" (1926), "Мост короля Людовика Святого" (1927), "Женщина с Андроса" (1930).
Сын дипломата, детство которого прошло в Китае, Т. Уайлдер получил прекрасное образование. Он окончил знаменитый Иельский университет, знал древние языки и античных классиков, историю, философию. После окончания университета Уайлдер участвовал в раскопках в окрестностях Рима, что найдет непосредственное отражение в романе "Теофил Норт" и наиболее значительном для всей американской литературы в плане осмысления тоталитаризма и диктатуры романе "Мартовские иды" (1948).
Важным принципом прозы писателя становится совмещение разных временных пластов, разных эпох. На взаимосвязи прошлого с настоящим и рождается философский фон его притч. Романы Уайлдера обращены к индивидуальности, к сложным, нередко не поддающимся объяснению разума отношениям личности с миром. Ответы на злободневные вопросы он ищет в глубинах цивилизации, древнем Перу и Новом Риме, у античных классиков и в Бразилии XVIII века,
"Мост короля Людовика Святого" - притча, в которой расследуется гибель пятерых людей, находившихся на мосту во время его крушения. Но автор не доверяет причинно-следственным мотивам катастрофы и прибегает к теории случайного, к антропологическому подходу. Для него главное - в судьбах погибших, в вопросе, "обоснована ли их участь злой волей и преднамерена она или случайна". Ответ на этот вопрос неопределен, да, собственно, и не в нем смысл рассуждений автора, которого интересует накал внутренней борьбы и путь к нравственному просветлению личности. "Есть земля живых и земля мертвых, и мост между ними - любовь, единственныи смысл, единственное спасение" - так заканчивается повесть "Мост короля Людовика Святого".
В последующих романах Уайлдер продолжит философское конструирование жизненных ситуаций подобно адвокату, стремящемуся увидеть в них смысл и оправдать, отказываясь от прокурорского осуждения и однозначных рецептов их переустройства и предотвращения. Однако писатель верит в моральное совершенствование человека, в то, что оно поможет ему сохранить достоинство и честь, верит в культ Духа, что в наше время кризиса многих ценностей делает романы Торнтона Уайлдера особенно актуальными. Продуктивны в его прозе и философско-аллегорической драме ("Наш городок", 1938; "На волоске от гибели", 1942) идеи экзистенциализма и "философия жизни" Дильтея.
Томас ВУЛФ (1900-1938) окончил Гарвардский университет в 1923 году, преподавал в нем. При жизни писатель опубликовал два романа - "Оглянись на дом свой, Ангел" (1929), "О времени и о Реке" (1935). Из оставшихся рукописей редактор вычленил еще два романа ("Паутина и скала", "Домой возврата нет") и несколько новелл. Все вместе они составили единую эпопею о жизни провинциального городка, в котором легко узнавался Эшвил в Северной Каролине, где в семье владельца мастерской по изготовлению надгробий родился Томас Вулф. Рассказывая о духовном становлении Юджина Ганта, будущего писателя, автор "отстранился" от своего автобиографизма и как бы со стороны скрупулезно исследует жизнь близких, приводя ее к общечеловеческому измерению и вечному времени.
Писатель ищет неуловимые взаимосвязи, давно ушедших людей и события, пытается в мгновении увидеть вечность. В таком эпическом восприятии конкретика жизни приобрела иные очертания, мало-соотносимые с обывательской моралью и понятиями благопристойности.
Роман "Оглянись на дом свой, Ангел" вызвал скандал оскорбленных земляков, не нашедших в себе мужества принять с достоинством свой удел провинциализм и бездуховность, выставленные напоказ. Между тем Т. Вулф любил и свой городок, и свою семью, хотя и не идеализировал их. Он открыто заявил в статье "История одного романа": "Это история художника как человека и как рабочего. Это история художника как человека, который познал всю боль, все заблуждения, всю потерянность, через которые проходит каждый живой человек земли".
Семейная история вечно ссорящихся Гантов, Оливера и Элизы, антиподов, передавших шестерым детям раздражительность, скаредность и неподвластную рассудку жажду накопительства в труднопостижимых пропорциях, разворачивается в романах Вулфа в "потоках сознания", "голосе крови" и попытках его унять, заранее обреченных и несостоятельных. Автор возвращается к важным для него ключевым эпизодам, не боясь повториться. Все романы изображают его частную жизнь, родной город, имеющий разные названия, его семью, выведенную под разными фамилиями. Нравы Южной провинции складываются из отдельных эпизодов: о том, как толпа линчует негра, о социальных контрастах, обнаглевших нуворишах и кварталах бедноты, удел которой - пьянство, торговля женским телом, бездумная черствость и жестокость.
Логика собственной жизни привела Вулфа к развенчанию американского мифа о стабильности и процветании, который потерпит полный крах в 1929 году.
Автобиографические эпопеи Вулфа сравнивали с романами Пруста и Фолкнера. На его повествовательную манеру повлиял "Улисс" Джойса, об увлечении которым писатель говорил неоднократно. Проза Вулфа почти бессюжетна, пунктир фабулы едва намечен. Автор сосредоточен на исследовании внутреннего мира героев, переживаний, гипертрофированных чувств, жизни как таковой, свободно ложащейся на страницах его романов в "потоках сознания", внутренних монологах, неповторимых и уникальных. Все это дало основание С. Льюису в своей Нобелевской речи в 1930 году поставить роман "Оглянись на дом свой, Ангел" в ряд лучших произведений американской литературы, отметив в нем раблезианскую радость жизни.
Тридцатые годы, как уже отмечалось, революционизировали американскую литературу, развили в ней тему борьбы и социалистических преобразований: наряду с пролетарской поэзией складывается пролетарский роман, литература о негритянских проблемах, романы, предупреждающие об угрозе фашизма в Америке ("У нас это невозможно" С. Льюиса, 1935). Создается Лига американских писателей, организовавшая конгрессы в 1935 и 1937 годах. Среди американских добровольцев, воевавших в Испании в рядах батальона имени Линкольна, были литераторы, журналисты, университетская профессура. Большую популярность приобретают в эти гады мобильные очерковые жанры, репортажи. Усиливается в литературе социальный анализ, изображение пробуждения классового сознания масс, стачечной борьбы, складывается социалистическая литература.
Близки ей книги негритянского писателя Ричарда РАЙТА (1908-1960), получившего известность благодаря сборнику рассказов "Дети дяди Тома" (1938) и роману "Сын Америки" (1940). Тяжелое положение сезонных рабочих и негров на Юге США показано в ранних рассказах Эрскина КОЛДУЭЛЛА (1903-1987), изданных в сборниках "Мы - живые" (1933) и "Южные привычки" (1938). После выхода романов Колдуэлла "Табачная дорога" (1932) и "Акр господа бога" (1933) критика, по словам У. Аллена, увидела в их авторе Гоголя "бедных белых" американского Юга.
Эпилогом и завещанием тридцатых годов стал роман "Гроздья гнева", появившийся в 1939 году и мгновенно завоевавший читателя. Его автор Джон СТЕЙНБЕК (1902-1968), лауреат Нобелевской премии 1962 года, тогда снискал известность книгами, в которых развенчивался ореол Калифорнии как земли обетованной, куда стремились разорявшиеся фермеры и сезонные рабочие со всей Америки.
Джон Стейнбек родился в Калифорнии и с любовью рассказал об этом благодатном крае и воспоминаниях детства в сборнике рассказов "Райские пастбища" (1932) и повести "Квартал Тортилья Флэт" (1935). Хорошо зная цену подневольного труда на благодатных долинах и плантациях, писатель показал трудный и неустроенный быт переселенцев, сезонных рабочих, которых забрасывал в этот край, поиск заработка на хлеб насущный. Теряя последнюю надежду, доведенные до отчаяния, сборщики фруктов и овощей начинают бороться за свои права, организуют стачки против обманывающих их предпринимателей, как это делают герои романа "И проиграли бой" (1936).
"Гроздья гнева" - национальный эпос, в котором рассказана история одной фермерской семьи из Оклахомы. Рассказана как трагедия тысяч семей в период постигшего их бедствия. Джоуды погружают свои нехитрые пожитки в старенький автомобиль и направляются на Запад. Как и другие переселенцы из центральных штатов, которых погнала в Калифорнию засуха, превратившая их поля в пыльные тучи и оставившая без крова и пищи, семья Джоудов проходит свой путь разочарованиям Дорога в страну надежды, какой представлялась Калифорния, становится стержнем повествования и композиции романа, определяет его жанровые особенности как "романа дороги" с линейной композицией. В тридцати главах романа чередуются эпизоды эпические и лирические, общие и частные.
Действие разворачивается медленно. Путешествие осложняется болезнями, смертью престарелых, поломкой старого грузовика. Семьи Джоудов и Уилсонов несут в себе боль, страдания и надежды обездоленных и незащищенных простых арендаторов. Лагерь переселенцев, которым встречает их Калифорния, далек от их надежд, от мечты о лучшей жизни. Джоудов ждут унизительные поиски работы, стычки с полицией. Несправедливость преследует Тома Джоуда подобно року. Символическое название романа выразило не только социальный протест и трагическую судьбу, но и стремление автора дать биологический срез событий, проверить натуралистические мотивировки.
Цельный пласт произведений в американской литературе со своей проблематикой, героями, художественными особенностями получил название Южноамериканская школа. Это прежде всего книги, созданные в южных штагах, о проблематике жизни в южных штатах. Вместе с тем это особый тип мироощущения и особая культура, выросшая на идеологии плантаторского Юга. Одна стилевая тенденция этой литературы идеализирует жизнь в южных штатах до поражения в Гражданской войне: здесь - патриархальный уклад, преданные черные рабы и добрые белые хозяева. Другая - показывает бесчеловечную суть рабства и трагедию капли "черной крови".
Южноамериканский роман, с которым связаны имена таких писателей, как У. Фолкнер, Ш. Андерсон, Э. Колдуэлл, У. Стайрон, Р. П. Уоррен, имеет свою мифологию, в центре которой комплекс "вины Юга", своих героев и свою романтику.
Выдающимся романистом Южноамериканской школы является, по мнению Фолкнера, Карсон МАККАЛЛЕРС (1917-1967). Писательница дебютировала романом "Сердце - одинокий охотник" (1940). В 1951 году появилась ее "Баллада о невеселом кабачке", посвященная нравам фабричного городка в штате Джорджия.
На юге Америки, в Атланте, жила Маргарет МИТЧЕЛЛ (1900-1949). Она не была профессиональной писательницей, написала единственный роман "Унесенные ветром" (1936), остающийся бестселлером до сих пор. Он переиздается на многих языках мира; пишутся продолжения и вариации этого романа; на экранах мира триумфально прошел фильм, снятый по роману, с участием выдающейся актрисы Вивиен Ли. Роман привлекает читателя жесткой интригой и динамичным сюжетом (война, разорение имения, любовь Скарлетт О'Хара), характером сильной женщины, движимой инстинктом выжить любой ценой. Все "это рождено "южным мифом", воспоминаниями о Гражданской войне, которые Митчелл слышала с детства.
Популярная, или массовая, литература, появившаяся на американской почве, имеет свою специфику. Она отличается прежде всего романтизацией экзотического континента, индейской проблематики. Среди получивших наибольшую известность писателей - Эдгар БЕРРОУЗ (1875-1950), автор знаменитой серии романов о Тарзане, двух серий научно-фантастических романов о полетах на Марс и путешествии в вымышленную страну. Первый роман из серии о Тарзане - "Тарзан среди обезьян" - издан в 1914 году, последний - "Тарзан и сумасшедший" - уже после смерти авторов 1964 году. Всего в cepии около тридцати книг, средних по художественному уровню, в которых повествуется о мальчике, выросшем среди зверей в джунглях. Достаточно банальные коллизии и ситуации, однако не лишенные юмора и занимательности. Широкому внедрению этих книг в массовое сознание способствовала популярная киноверсия.
Американская драматургия первой половины века представлена пьесами Т. Уайлдера, Лиллиан ХЕЛМАН (1905-1984) "Настанет день" (1936), "Лисички" (1939), Уильяма САРОЯНА (1908-1981) "В горах мое сердце" (1934), "Путь вашей жизни" (1939).