Образование Чехословацкой республики способствовало интенсивному, развитию словацкого языка, национальной культуры. Открылся университет и национальный театр, возобновилась деятельность научно-просветительского центра Матицы словацкой, журнала "Словенске погляды" и других центров национального возрождения Словакии.
Трагическим этапом в словацкой истории можно считать 1939-1944 годы, когда после раздела Чехословакии было создано Словацкое государство. Антинародная политика его правительства вынудила словаков сражаться на стороне гитлеровского рейха. Все это нашло отражение в словацкой лиризованной прозе, в антифашистской литературе.
Широкий размах в начале века принимает в Словакии движение молодой интеллигенции, которое выражает себя в разных программах, основанных на поиске новых путей развития национального искусства, усвоении европейского опыта, взаимодействии с чешской литературой. Складывается программа "Молодая Словакия" стараниями авторов одноименного журнала, выходившего в двадцатые годы и сыгравшего существенную роль в формировании пролетарской литературы. Определяется Словацкая модерна, в которой акцентируется субъективное творчество, раскрытие психологии героев, сложная образность и символика. Ведущую роль в ней играла поэзия (Иван Краско, Иван Галл, Владимир Рой). Поэзия в целом имеет первоочередное значение; она активно используется в национально-освободительной борьбе.
В словацкой поэзии сильны романтические тенденции, патриотическая традиция Яна КОЛЛАРА, автора поэмы "Дочь Славы" (1824).
В начале века вышли сборники классика словацкой литературы Павола Орсага ГВЕЗДОСЛАВА (1849-1921) "Стихи библейские" (1911) и "Кровавые сонеты" (1919). В последние годы жизни Гвездослав испытал творческий подъем, запечатлев возвышенно-торжественным слогом тернистый путь отчизны и ее "чудесное воскрешение".
Дальнейшее развитие получает словацкий реализм, имеющий глубокие корни в литературе прошлого века.
В повестях и рассказах ТИМРАВЫ (Вожена Сланчикова, 1867-1951) созданы колоритные национальные типы и правдивые жизненные сюжеты ("Урок жизни", 1902; "Великое счастье", 1906; "Без радости", "Деспот", "Тяпаки", 1914; "Герои", 1918; "Все для народа", 1925). Для манеры Тимравы характерно описание провинциальной жизни, хранительницы национальных традиций и культуры, небогатых событиями будней. Писательница умела сочетать эмоционально-психологические конфликты с социальным анализом.
Янко ЕСЕНСКИЙ (1874-1945), автор поэтических сборников "Стихи" (1905), "Из плена" (1918), "Стихи II" (1923), "После бури" (1932), сатирического романа "Демократы" (1934-1937), принес в литературу сочные краски жизни, внимание к будничным ситуациям и обыденным настроениям, острую наблюдательность, иронию. Тонкий мастер новеллы, он пишет в 1913 году "Провинциальные истории", которые приобретут репутацию одной из самых популярных книг в словацкой литературе. Участник первой мировой войны, на холившийся в плену в России, Есенинский оставил яркие антивоенные стихи, среди которых - "Генералам":
Стоять за родину всегда с восторгом и запалом солдатом - очень хорошо, но лучше - генералом.
Солдат от крови красен стал, брести в грязи не сладко. И красен также генерал - красна его подкладка.
Из тыщи гроз, из тыщи битв, когда дробятся скалы, бойцы приимут град и гром, блеск славы - генералы.
Над кем-то деревянный крест поставят без ограды, а генералу - крест на грудь и прочие награды.
(Пер. Д. Самойлова)
Мартин РАЗУС (1888-1937), поэт и прозаик, автор поэтического сборника "Камень на меже" (1925), исторических романов "Юлия" (1930) и "Наказ мертвых" (1936), соединил в своей судьбе пролетарское происхождение с призванием евангелического священника. Его творчество чутко реагировало на события общественной жизни, пытаясь осмыслить положение разных слоев словацкого общества в прошлом и настоящем, облегчить людские страдания.
Иван КРАСКО (Ян Ботто, 1876-1958) - самый значительный поэт Словацкой модерны. В его поэтических сборниках "Nox et solitudo" ("Ночь и одиночество", 1909), "Стихи" (1912), продолживших романтическую линию, появились новые для национальной поэзии оттенки. В песнях, балладах, романсах Ивана Краско выражены переживания одинокого, надломленного субъекта, стремящегося к свету, к друзьям, таинственное начало, аллегорические образы. Есть в них и социальная конкретика, пафос борьбы за национальные права народа, и философские поиски смысла бытия. Творческим кредо поэта можно считать стихотворение "Мои песни":
Обыденность мне на душу легла, как на безмолвный дол седая мгла.
Мне хочется, чтоб схлынула завеса, чтоб видеть гребень гор, и зелень леса, и белизну далекого селенья.
и синь небес, и ручейков кипенье, их брызги, блестки в беге торопливом,
и мотылька в полете прихотливом, и пестрый луг, и тополь одинокий, что ввысь стремится к синеве далекой...
Увидеть вновь шиповник над обрывом, распятье на кладбище молчаливом,..
Мне хочется, чтоб схлынула завеса.
(Пер. А. Ахматовой)
Поэтика Ивана Краско нашла продолжение в творчестве многих словацких поэтов второй половины века.
Ян СМРЕК (1898-1982) принадлежит к поколению, заявившему о себе в поэзии сразу же после образования независимой Чехословакии. Первый сборник стихов "Осужденный на вечную жажду" вышел в 1922 году и отразил интерес Смрека к интуитивизму Анри Бергсона, к символизму. Жизнерадостность нрава поэта находит воплощение в последующих сборниках - "Галопом скачущие дни" (1925), "Божественные узлы" (1929), "Только глаза" (1933). В интимных стихах, любовной и пейзажной лирике поэт удивил свежей образностью, чистой тональностью. Чувства, вечные как мир и осязаемые будто впервые, составляют основу "Баллады майской ночи", "Баллады цветущей черешни", "Стихов о красивой матери", поэмы "Поэт и женщина" (1934).
Ян ПОНИЧАН (1902-1978) - один из организаторов словацкой революционной поэзии, участвовал в создании группы "Дав", объединившей литераторов-коммунистов, автор поэмы "Странный Янко", публицист, прозаик. Его эстетические взгляды формировались под воздействием чешской пролетарской литературы, в частности поэзии И. Волькера. Для тональности и проблематики всего творчества Поничана характерно название разделов его поэтических сборников: "Песни жизни", "Песни крови", "Песни солнца", "Песни борьбы". Любовь к толпе, призыв разрушить костелы соответствуют его бунтарской поэзии, ее митинговым лозунгам и ритмам. Категоричность и пафос борьбы, риторичность, вытесняющая лиризм, характерны для сборников Поничана "Демонтаж" (1929) и "Ангара" (1934).
Поэт, публицист, литературный критик, общественный деятель Лацо НОВОМЕСКИЙ (1904-1976) пытался переплавить страдания трудового народа в новые поэтические образы, служить обездоленным, что отразилось уже в первых его сборниках - "Воскресенье" (1927) и "Ромбоид" (1932). В них полноправно представлена урбанистская тематика, которую тогда только осваивала словацкая поэзия, однако акцент сделан на социальных конфликтах. Поэт показывает тяжелый быт ремесленников, прислуги, размышляет о противоречиях познания истины, об иллюзорности надежд на счастье и о самообмане, соотнося в подтексте многие свои наблюдения со скрытой полемикой с поэтизмом:
Нынешний день привередливым людям
кажется чем-то обычным и пошлым,
мы иногда удивительно любим
встретиться с мертвым, загадочным,
прошлым...
(Пер. Г. Плисецкого)
В 1935 году вышел самый значительный предвоенный сборник поэта "Открытые окна", в котором его яркая, самобытная индивидуальность обрела философскую глубину и устойчивость. Размышляя о поэзии бесконечной и могущественной и одновременно бессильной и смертной, Новомеский пытается найти выход, соединить искусство с политической работой, чтобы преодолеть разрыв между творцом и жизнью, поэзией и вечно бедствующей родиной:
Мы идем дальше лабиринтом страданий за всеми заклятыми красотами мира
(Пер. Ю. Богданова)
Отношение поэта к миру- в его мечтах и грусти о возможности неизбывного:
Когда людей признаешь в людях, стих будет на устах у всех, и снова смоет половодье весенний лед, осенний снег.
О, как убог - себе мы скажем - был век войны, заклятый век: когда поэт не нужен людям, чужд человеку человек.
(Пер. Б. Слуцкого)
Профессиональный журналист, главный редактор рада коммунистических партийных изданий, Лацо Новомеский активно выступает против фашизма, принимает участие во многих антифашистских форумах. Впечатления от посещения интербригады в Испании окрасили трагическим пафосом стихи сборника "Святой за околицей" (1939). Стихи, написанные в годы оккупации, составили сборник "Запрещенным карандашом" (1946). Новомеский выступал на Первом съезде советских писателей.
Большой успех снискали в тридцатые годы книги Людо ОНДРЕЙОВА (1901-1962) посвященные жизни горцев. В них причудливо соединяются легенды и реальность, сказочное и фантастическое. Таковы поэтический сборник "Без возврата" (1932), романы "Юность разбойника" (1937) и "Ергуш Лапин" (1939). С любовью автор изображает в них патриархальный быт словацкой деревни, здоровые трудовые будни. С ними контрастирует жизнь города, вместилища зла и порочной цивилизации. В соответствии с "яношиковской" традицией и легендами о добрых разбойниках в творчестве Ондрейова романтизирован национальный характер.
Стихи словацких поэтов на белорусский язык переводили П. Макаль и Ф. Жичка.
Классик словацкой литераторы Петер ИЛЕМНИЦКИИ (1901-1949) был чехом. Он отбывал в Словакии воинскую повинность, после чего остался учительствовать в одном из беднейших районов северо-западной окраины. Так он получил возможность глубоко познать жизнь с детства полюбившегося ему края и близко воспринял трагедию закабаленного и обреченного на нужду народа. Воздействие чешской реалистической традиции ощущается в "деревенских" рассказах Илемницкого, которые стали прологом к его трилогии "Звенящий шаг", "Поле невспаханное", "Кусок сахару"(1930-1934). В трилогии изображена жизнь крестьянства в революционной перспективе, которую Илемницкий наблюдал в Советском Союзе, куда приехал летом 1926 года и где пробыл два года с миссией "интернациональной экономической помощи". Илемницкий участвовал в закладке чехословацкого кооператива под городом Фрунзе, работал учителем в деревне Красная Чеховка на берегу Черного моря, где селились потомки чешских и словацких колонистов, переехавшие в Россию еще в прошлом веке, учился в институте журналистики в Москве, печатал очерки о новой России. В трилогии повествуется и о жизни чешских переселенцев, о судьбах словацкого крестьянства. Последний роман Илемницкого "Хроника" написан после войны, после освобождения писателя из концлагеря на территории Германии, куда он был заключен как член коммунистической партии. Роман посвящен событиям Словацкого национального восстания.
Важную роль в развитии реалистического театра Словакии сыграли пьесы Ивана СТОДОЛЫ (1888-1977). Самобытный талант драматурга раскрылся в разных жанрах - от водевиля и фарса до исторической трагедии. Большим успехом пользовались комедии "Чай у господина сенатора" (1929), "Йожко Пучик и его карьера" (1931), "Когда юбиляр плачет" (1941). В них дана острая сатира на политических деятелей, на мораль, на различные государственные институты.