Чешская литература 20 века. Освобождение от страха, провозглашение любви - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Что интересней прочитать в новых выпусках Jaaj.Club?


31.07.2019 Рубрика: Культура

Чешская литература 20 века. Освобождение от страха, провозглашение любви

Автор: Jaaj.Club
После развала Австро-Венгерской монархии в октябре 1918 года образовалась самостоятельная Чехословакия, рес­публика с равными правами для двух народов чехов и словаков. Первый президент Чехословакии философ, доктор наук Томаш Гаррик Масарик был просвещенным политиком.
1495 0 0 3 2031

433

После развала Австро-Венгерской монархии в октябре 1918 года образовалась самостоятельная Чехословакия, рес­публика с равными правами для двух народов чехов и словаков. Первый президент Чехословакии философ, доктор наук Томаш Гаррик Масарик был просвещенным политиком. Он способствовал экономическому и духовному процветанию го­сударства, поддерживал славянские народы, в частности соз­дал условия для нормальной жизни русской, украинской и белорусской эмиграции в Чехии. Он положил в основу нового государства идею гуманитарной демократии, развивавшую традиции чешской реформации и англосаксонского парламен­таризма. В это межвоенное двадцатилетие Чехословакия не только преодолела общеевропейский экономический кризис, но и превратилась в государство с эффективной предприни­мательской экономикой, которое относилось к десяти самым индустриальным странам мира. 

В 1938 году Чехословакия стала одной из первых жертв гит­леровского фашизма. В результате Мюнхенского соглашения она была разделена на Протекторат Богемии и Моравы и Словацкое государство, что означало оккупацию и новый период утраты независимости. Одним из мотивов, которыми Гитлер, направляя войска в Чехию, пытался прикрыть подлинные свои интересы, была якобы защита немецкоязычного населения. Это был тяж­кий период германизации чешских земель, подавления нацио­нальной духовной жизни, период физического уничтожения пат­риотически настроенной интеллигенции. В чешской литературе проявили себя разные тенденции. Здесь и авангардистские школы, и пролетарская поэзия, и социалистически ориентированный роман, и легионерская и католическая литература. 

Первой реакцией поэтов на конец войны было освобождение от страха, провозглашение любви, гармонического существования народов. Среди поэтов, непосредственно связанных с поколением модерны, прошедших через увлечение символизмом, был Франя ШРАМЕК (1877-1952) - автор поэтических сбор­ников "Горькая жизнь, я все равно тебе рад" (1905), "Синий и красный" (1906), "Раны, розы" (1945). Так же как и стихи, глубоко лиричны его романы "Серебряный ветер" (1910), "Тело" (1919), пьеса "Месяц над рекой" (1922). 

Активная позиция в отстаивании национальной независимости, доходившая до анархизма и нигилизма, характерна для Виктора ДЫКА (1877-1931) - автора сборников "Бунтари" (1903), "Возлюбленная семи разбойников" (1906), поэтического цик­ла "Военная тетралогия" (1915-1922)

Спецификой развития чешской литературы является то, что между пролетарским и авангардным искусством здесь не было глубокой пропасти. Так, например, программа союза современной культуры "Деветсил" (1920), куда входили пер­воначально В. Ванчура, Я. Сейферт, К. Тейге, соединила про­блему народности с критикой чрезмерной рассудочности про­летарской литературы. В сборнике программных текстов "Де­ветсил", изданном в 1922 году, рядом с "Балладой о глазах кочегара" Волькера находилась первая версия "Удивительного кудесника" Незвала. К союзу "Деветсил" принадлежали раз­ные художники, в том числе и приверженцы формалисти­ческих поисков сюрреализма, что не помешало некоторым из них вступить в коммунистическую партию. 

Под влиянием французской литературы, идей Анри Берг­сона, поэтических опытов Аполлинера и Элюара чешские ху­дожники провозгласили тезис о том, что "главная тенденция искусства - быть искусством". Возникает новое направление "поэтизм" (чешск. poetizm), манифест которого появился в 1924 году. Это направление возникает в недрах пролетарского течения, более того - оно связано с "Деветсилом", однако намеревается активно потеснить идеологию вообще. Поэтизм провозглашает раскрепощение личности, в том числе твор­ческой, стремление сделать из жизни "эксцентричный карнавал, арлекиниаду чувств и образов". Поиски нового стиля основы­вались на несогласии с академизмом и канонами классичес­кого искусства, на дистанцировании от аскетизма и деклара­тивности чешской пролетарской поэзии. Поэтизм ставил сво­ей целью благотворное воздействие на самые широкие массы людей, прежде всего на человека "электрического века", со­временной эпохи радио, кино, баров и модерных танцев. Поэтизм, программа которого была разработана критиком К. Тейге и к которому были причастны Сейферт и Незвал, в начале тридцатых перерастает в сюрреализм. 

По примеру французской сюрреалистической группы, во главе которой стоял А. Бретон, в 1934 году В. Незвал создает группу чеш­ских сюрреалистов, так же ориентированную на ассоциатив­ный стих, исследование снов и подсознания, высвобождение в процессе творчества спрятанных в сознании истинных вле­чений. Пражская сюрреалистическая группа просуществовала недолго (в 1938 году она распалась под давлением полити­ческих событий), но сюрреализм оказал влияние на все чешское искусство XX века. 

В результате сложного творческого пути, после анархизма и символизма, примкнул к пролетарской программе Стани­слав Костка НЕЙМАН (1875-1947), активный участник на­ционально-освободительного движения в Чехии, обществен­ный деятель и антифашист. Среди ранних сборников поэта - "Я - апостол новой жизни" (1896), "Сон о толпе отчаяв­шихся и другие стихотворения" (1903), адресованные обездо­ленным буржуазного мира - рабочим и городской бедноте. Традиция классической чешской поэзии, в частности влияние Яна Неруды и Иозефа Сватоплука Махара, аллюзии с Каре­лом Гавличеком-Боровским ощутимы в сборнике Неймана "Чешские песни" (1910), стихи которого насыщены пафосом патриотизма и осуждения австро-венгерского милитаризма. В сборнике статей "Да здравствует жизнь!", написанных в 1913-1914 годах, Нейман проверяет демократические прин­ципы своей поэзии, ориентированной на познание современ­ного мира и человека, с вниманием рассматривает положения футуризма, экспрессионизма, кубизма. Многомерная палитра приемов характерна для предвоенных стихов Неймана, издан­ных в сборнике "Новые песни" (1918), для книг "Красные песни" (1923), "Сердце и тучи" (1935), "Соната жизненных горизонтов" (1937), книги "Бездонный год" (1939), отразив­шей трагедию чешского народа в связи с мюнхенским преда­тельством и фашистской оккупацией. Прекрасные образцы пейзажной лирики содержит сборник Неймана "Книги лесов, холмов и вод" (1911-1914). В нем славится стихия жизни, природа, в которой лирический герой находит отдохновенье и гармонию, утешение измученного духа. Самобытна поэти­ческая книга Неймана "Любовь". Она составлена из трех сборников - "О единственном", "Печаль" и "Червонная дама", написанных на рубеже двадцатых - тридцатых годов. 

Близок пролетарской программе Йозеф ГОРА (1891- 1945), автор сборников "Дерево в цвету" (1915-1918), "Серд­це и хаос мира" (1922), "Бурная весна" (1923). Поэт проявил интерес к белорусской культуре, был знаком с Янкой Купалой и другими белорусскими писателями, посетившими Чехосло­вакию в двадцатые - тридцатые годы. 

Ярослав СЕЙФЕРТ (1901-1986) - первый чешский лауреат Нобелевской премии (1984). Сейферт родился в рабочем районе Праги, - на Жижкове, в рабочей семье, познал бедность. Дебю­тировал поэт в двадцатые годы. Он примкнул к левой интел­лигенции, активно работал в редакциях коммунистических газет и журналов. Для первого сборника "Город в слезах" (1921) харак­терны революционная проблематика и романтический лиризм. В ранних стихах Сейферта дает о себе знать другая Прага. Это - Прага не старинных архитектурных ансамблей и памятников, а город рабочих предместий, нужды и горя:
Своею славой
Город не согнул меня,
своим богатством, светом яростным не подкупил.
Люблю леса, луга, поля, круженье льдин,
Но если в мире ближний мой страдает хоть один -
и скромные цветы меня к себе манят. несчастен я.
(Пер. И. Гуровой)
В последней строке выражен нравственный императив по­эзии Сейферта, которому он останется верен до конца. В стихах Сейферта ощутимы поэтизм и сюрреализм, стремление сделать свой неповторимый слепок непростой и драматичной жизни: "Яблоко с колен" (1933), "Руки Венеры" (1936), "Прощание с весной" (1937). Глубоким горем прони­заны строки из предвоенных стихов, написанных под воздей­ствием мюнхенского предательства и оккупации Чехии ("Погасите огни"), стихов военных лет ("Каска глины"). Мудра, величественна и проста одновременно поэзия Сейферта второй половины жизни. Как лейтмотив к его мно­гочисленным и прекрасным стихам эти строки из стихотворе­ния "Прощайте", написанного в последние годы жизни:
К миллионам стихов на свете
я добавил лишь несколько строк.
И они - не умнее, чем песня сверчка.
Понимаю. Простите меня.
Я считаю, что слово искать для стиха
Я уже умолкаю. Но не в этом винюсь.
(Пер. Т. Глушковой)
лучше, чем убивать и казнить.
Концепция пролетарского искусства, занявшая сущест­венное место в чешской литературе начала века, наиболее полное теоретическое осмысление получила в статьях и стихах Иржи ВОЛЬКЕРА (1900-1924). Рано умерший от легочного заболевания, Иржи Волькер был одарен не только в литерату­ре, но и в музыке, изобразительном искусстве. Поэт вышел из группы "Деветсил", когда там наметился отход от принципов пролетарской поэзии, которым он следовал до конца. Ранняя поэзия Волькера несет печать влияния Бодлера, Верлена, Ст. Пшибышевского. Радостная атмосфера, надежда на будущее характерны для первого сборника поэта "Гость на порог" (1921). Война и подъем революционного движения меняют пафос стихов Волькера. В его втором сборнике - "Час рожденья" (1922) усиливается социальная мотивирован­ность; здесь изображены тяжелые классовые конфликты, трагически отзывающиеся в судьбах рабочих. Жанр баллады наилучшим образом отвечает цели поэта - изображать не столько сами классовые противоречия, сколько их отзвуки в душах простых людей труда: таковы рабочий, потерявший здоровье и зрение ("Баллада о глазах кочегара"), молодые влюбленные, не имеющие права родить ребенка, любить и быть счастливыми ("Баллада о неродившемся ребенке"). Вступивший в 1921 году в коммунистическую партию, Волькер свой лирический дар самоотверженно посвятил борь­бе за будущее. Даже в жанре сказки поэт следовал этой цели ("О миллионере, который украл солнце"). Волькер становится широко известен как литературный и те­атральный критик, как теоретик пролетарского искусства, про­пагандист искусства классового и коммунистического, которое не только критикует действительность и рисует будущее, но и сражается за это будущее. Теория нового искусства была изло­жена в докладах Волькера и дискуссиях в прессе, которые вызва­ла его программная статья "Пролетарское искусство". Предло­женная Волькером концепция нового искусства, ориентиро­ванного на массу, как ни парадоксально, напоминала отдельные романтические лозунги, однако в отличие от романтизма, кото­рый считал прекрасным то, что недосягаемо, пролетарское творчество, оставаясь на этой земле, в этом мире, но видя его несовершенство, пыталось мир улучшить. Имя Волькера, его творчество были широко известны в пролетарских кругах, взяты на вооружение марксистской кри­тикой и еще долго после смерти поэта оставались в центре острых споров. 

Пролетарское искусство притягивает и прозаиков. Прежде всего это заметно на статьях, написанных по поводу обострения социальных конфликтов в стране в годы экономического кризиса. Ряд писателей в 1929 году посетили районы массовых забас­товок шахтеров. Публицистический пафос и социальность про­никают во многие романы, получившие известность в те годы. Среди них - "Лучший из миров" (1923) и "Шахтерская баллада" (1938) Марии МАЙЕРОВОЙ (1882-1967), "Анна-пролетарка" (1928) Ивана ОЛЬБРАХТА (1882-1952). 

Глубокий анализ женской психологии, состояний девичьей души характерен для творчества Марии ПУЙМАНОВОЙ (1893-1958), находившейся в начале творческого пути под сильным влиянием Марселя Пруста. Роман "Люди на перепу­тье" (1937) Пуйманова посвятила проблемам чешского проле­тариата и судьбам интеллигенции. Продолжением этого рома­на стала "Игра с огнем" (1948) - антифашистская книга, в которой беллетризованы события европейской истории три­дцатых годов, в том числе приход Гитлера к власти и Лейпцигский процесс с участием Димитрова. Завершением трило­гии стал роман "Жизнь против смерти" (1952)

Близка к авангардной поэзии проза Владислава ВАНЧУРЫ (1891-1942), врача по образованию и неутомимого художни­ка-новатора по призванию. Его удивительная метафорическая образность, построенная на сочетании лиризма и фольклора, реального и фантастического, игре со словом, проявилась уже в книге рассказов "Длинный, широкий и быстроглазый" (1924), составленной из переосмысленных старинных сказа­ний и преданий. В классику чешской прозы вошел роман Ванчуры "Пекарь Ян Маргоул" (1924), в центре которого не­легкая жизнь трогательного праведника и мечтателя, беско­нечно доброго и наивного Дон Кихота двадцатых годов. Каждое новое произведение Ванчуры удивляло неповто­римой поэтикой, было оригинальным по жанровой палитре, языковым средствам и стилю. Таковы социальный роман "Поля пахоты и войны" (1925), сюрреалистический роман "Капризное лето" (1926), средневековая баллада о роман­тической любви дочери феодала и разбойника "Маркета Лазарева" (1931). Особая атмосфера прозы Ванчуры таилась в сти­хии комического, юморе, гротеске, виртуозном мастерстве стилизации и пародировании. В тридцатые годы Ванчура пи­шет сатирические романы "Конец старых времен" и "Три реки". Вся проза Ванчуры пронизана патриотическими чувст­вами. Мысли о свободе чешского народа акцентированы в грандиозном замысле исторической эпопеи "Картины из ис­тории народа чешского", работу над которой прервал арест и казнь писателя в фашистском застенке.  
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны

Ярослав Гашек, фельетонист, новеллист, выдающийся са­тирик, является автором великой книги, возникшей из опыта первой мировой войны, опыта не только личного, но и на­ционального. Благодаря универсальности художественных обобщений в показе несовершенства цивилизации эта книга и сейчас сохраняет актуальность. Читать далее »

Юлиан Тувим. Виртуоз рифмы и композиции

Юлиан Тувим родился в Лодзи, изучал право и филосо­фию в Варшавском университете. Сборники "Подстерегаю бога" (1918), "Пляшущий Сократ" (1920), "Седьмая осень" (1922) состояли из стихов раннего периода, во многом харак­терных для польской поэзии межвоенных лет. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-