Романтизм во французской литературе. Герой французского романтизма более обыкновенен - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Что интересней прочитать в новых выпусках Jaaj.Club?


18.07.2019 Рубрика: Культура

Романтизм во французской литературе. Герой французского романтизма более обыкновенен

Автор: Jaaj.Club
Французские просветители вели решительную борьбу за установление нового общества, основанного на победе разума. Однако сложившаяся после победы революции в конце XVIII в. действительность вызывала горькое разочарование.
5367 0 0 7 1794

69

Французские просветители вели решительную борьбу за установление нового общества, основанного на победе разума. Однако сложившаяся после победы революции в конце XVIII в. действительность вызывала горькое разочарование. Заслуга романтиков заключалась прежде всего в том, что они отразили в своих произведениях несоответствие между учением просветителей и реальностью. Однако их критика носила абстрактный характер; они уходили в мир личных переживаний, настроений и чувств. 

В каждой стране романтизм имел свои особенности и специфику. В чем же своеобразие романтизма во Франции?
"Герой французского романтизма,- пишет А. В. Карельский,- не только более современен, но и как психологический тип более "обыкновенен", нежели излюбленные герои английских и немецких романтиков. У немцев предпочтительный интерес сосредоточен на личности художника- выражаясь по-гофмански, "энтузиаста"; англичане тяготели к изображению личности бунтарской, героической, даже титанической,- во всяком случае, резко приподнятой над фоном; внимание же французских романтических скорбников, особенно в первые десятилетия века, приковано прежде всего к чисто человеческому страданию утонченно-чувствительной души, обреченной ежеминутно соприкасаться с фоном, со средой".
Приступая к краткой характеристике некоторых представителей французского романтизма, мы отметим два этапа его развития. К первому этапу можно отнести творчество Франсуа Шатобриана, Бенжамена Констана, Альфонса де Ламартина, Альфреда де Виньи, Альфреда де Мюссе и др. Второй этап связан с творчеством Виктора Гюго и Жорож Санд. 

Пожалуй, наиболее яркой фигурой первого этапа следует назвать Франсуа-Рене де Шатобриана (1768-1848). Находившийся в эмиграции после поражения коалиции феодальных государств Шатобриан, озаглавив свое первое произведение «Опыт исторический, политический, моральный о прошлых и нынешних революциях, рассмотренных в связи с Французской революцией» (1797), показывал неизбежность краха прежнего режима и тщетность надежд на его восстановление. 

На первое место Шатобриан, как и многие другие романтики, ставил чувства человека и противопоставлял их разуму. Значительную роль в развитии эстетики французского романтизма сыграл его трактат "Гений христианства" (1802). Автор полагал, что христианская религия оказала значительное влияние на развитие искусства. Трактовка религии дана Шатобрианом в эстетическом плане. Христианство, по его мысли, обогащает искусство, открывает новые драматические коллизии. В христианстве Шатобриана привлекает проповедь милосердия. 

Шатобриан прославился своими романтическими повестями "Атала" (1801) и "Рене" (1802). Этими художественными произведениями французский писатель открыл новый жанр - романтическое исповедальное повествование, представляющее собой развернутый монолог, при помощи которого герой выражает свои переживания и чувства. В повести "Атала" действие происходит в Северной Америке. Из рассказа индейца Шактаса мы узнаем о его страстной любви к индианке Атале, принявшей христианство, об их долгих скитаниях в тропических лесах. Заканчивается рассказ Шактаса сообщением о самоубийстве Аталы, не пожелавшей поддаться греховной страсти. С глубоким пониманием женской психологии-передает Шатобриан внутреннюю жизнь героини. Поражает его мастерство в описании девственной природы североамериканского континента. В повести "Рене" рассказ ведется от имени молодого аристократа Рене, который, охваченный внутренним смятением и глубоким разочарованием в жизни, покидает Францию и уезжает в Америку. Там он встречается со старым индейцем Шактасом и миссионером Суэлем. Смысл своей дальнейшей жизни Рене видит в приобщении к религии, которая, как он полагает, способна внести спокойствие в душу человека. 

Бенжамен Констан (1767-1830) прославился своим романом "Адольф" (1816). Написанный в форме лирического дневника, роман раскрывает внутренний мир главного героя Адольфа. Произведение это в некотором отношении автобиографично. В нем отразились личные взаимоотношения автора с французской писательницей де Сталь. Однако значение этой книги заключается не в личных переживаниях Бенжамена Констана, а в создании характерного для тогдашней романтической эпохи образа молодого героя, страдающего "болезнью века", которая характеризуется эгоцентризмом, безволием и разочарованием. Здесь уместно сопоставить шатобриановского героя Рене и Адольфа. Оба они страдающие личности, но если Рене приобщается к религии, надеясь найти в ней успокоение, то Адольф не признает никаких религиозных верований.

Альфонс де Ламартин (1790-1869). Первым сборником стихотворений Ламартина была книга "Поэтические размышления" (1820). Затем появились "Новые размышления" (1823) и "Поэтические и религиозные созвучия" (1830). Излюбленным поэтическим жанром Ламартина была элегия. Две элегии "Озеро" и "Одиночество" навеяны смертью его возлюбленной. Заслуга Ламартина заключается в том, что он своими произведениями, в частности сборником "Поэтические размышления", выступил как проповедник новых романтических устремлений в лирике. В то же время в его стихах много недосказанного, зыбкого и призрачного. Это позволило Белинскому упрекнуть французского поэта в том, что его лирика соткана "из вздохов, охов, облаков, туманов, паров, теней и призраков"

Альфред де Виньи (1797-1863) известен как автор двух поэтических сборников: "Древние и современные поэмы" (1826) и "Судьбы" (увидел свет уже после смерти его автора в 1864 г.). В них помещены стихотворения и поэмы, написанные по мифологическим и библейским мотивам, а также на современные автору темы. Однако мировое признание Альфреду де Виньи принес исторический роман "Сен-Мар" (1826). В нем главным героем является дворянин Сен-Мар, который принял участие в заговоре против первого министра короля Людовика XIII кардинала Ришелье. Роман заканчивается казнью Сен-Мара. Исследователи рассматривают этот роман как произведение, представляющее собой внутреннюю полемику с традицией Вальтера Скотта. "Как и Скотт, Виньи строит свой роман вокруг образа отдельного человека, оказывающегося втянутым в водоворот исторических событий. Но в романах Скотта история, как правило, развивалась по пути прогресса к конечному благу человека, нации и человечества. В концепции же Виньи всякое прикосновение к истории пагубно для индивида, ибо оно ввергает его в бездну неразрешимых нравственных конфликтов и приводит его к гибели". 

Альфред де Мюссе (1810-1857) - талантливый поэт, романист и драматург. Дебютировал он сборником "Испанские и итальянские сказки" (1829). В этот сборник вошли поэмы и стихотворения, в которых проявились лучшие качества поэта - живость воображения, ироническое отношение к мистицизму и к поэтике классицизма. Бесспорны заслуги Мюссе в области развития поэтического стиля и стихосложения. Прославился Альфред де Мюссе своим знаменитым романом "Исповедь сына века" (1836), в котором рассказывается история молодого человека, охваченного безволием, пессимизмом и нерешительностью.  

Судьбы французской культуры, и в частности литературы, складываются под знаком приятия или неприятия Французской революции, изменения представлений об историческом процессе, месте отдельной личности в истории. Многозначительно рассуждение о революции, вложенное Шарлем Нодье (1780—1844) в уста героя повести «Изгнанники» (1802): «Нет, это всеобщее потрясение основ вовсе не следствие злодейского замысла, который вынашивала под покровом нескольких ночей кучка фанатиков и мятежников, это дело всех предшествующих столетий...» Нодье утверждал, что благодаря революции «история становится школой для потомства». Таким образом, он зафиксировал существенную сторону мировосприятия своих соотечественников, развившегося в условиях общественных потрясений. 

Прямо или косвенно это выразилось в литературе Франции XIX столетия, ее философии, искусстве. Менялось восприятие исторического процесса и роли человека в истории, Шатобриан, например, отрицал прогрессивность общественного развития и трактовал историю как бессмысленный круговорот событий. Противоположной точки зрения придерживался Беранже. «Слава Франции, — писал он, — в том, что она совершила большую политическую, но и гигантскую социальную революцию. 89-й год породил новые элементы цивилизации». Беранже несомненно причислял к элементам новой цивилизации прогрессивные социально-политические системы, распространенные в радикально настроенных кругах французского общества. Обнажение утопическими учениями социальных противоречий безусловно повлияло на формирование прославленной французской исторической школы, выдвинувшей в качестве решающего фактора общественного прогресса борьбу классов. 

В этой связи важно отметить, что один из самых влиятельных французских историков начала века О. Тьерри начинал как ученик и соратник Сен-Симона, их содружество выразилось даже в написании нескольких совместных работ. И хотя Тьерри и другие представители исторической школы (Гизо, Минье, Барант и др.) не распространяли закон классовой борьбы на буржуазное общество, их подход к прошлому означал утверждение историзма и оказывал влияние на общественную мысль, обращенную к современности. 

Заметим, что литературоведение как наука, представленное Сент-Бёвом, Сен-Марк Жирарденом и рядом других теоретиков литературы, развилось под влиянием новой исторической школы. Она бесспорно оказала влияние и на художественную литературу. Все французские писатели начала века независимо от своих привязанностей и симпатий почувствовали необратимость перемен, историческую связь частной судьбы с историей, неизменную потребность человека заглянуть в глубь собственной души, объяснив ее противоречия и сложности. 

Рождение в 20-х годах исторического романа на французской почве было инспирировано историографической наукой, выработкой научной концепции историзма XIX в., утверждавшего не только нравственный смысл всего происходящего в истории, но и активную роль личности в прогрессивном движении человечества. 

Литературная жизнь Франции отчетливо демонстрировала свою зависимость от общественной борьбы. Классицизм, существовавший в течение двух веков, воспринимался и как живое, развивающееся явление в эпоху революции XVIII в., служил пропаганде ее идей, ее деяний, ее героев. После 9 термидора, особенно в период Консульства и Империи, традиции классицизма XVII в., противопоставляемые традициям XVIII в., превозносятся как искусство, поддерживавшее неограниченную власть самодержцев в гармонических художественных формах. 

Лагарпу и Батте, авторитетным в начале века, была чужда гибкость определений, присущих «Поэтическому искусству» Буало, хотя ссылки на знаменитый трактат служили основой для их рассуждений. Таким образом, как в области эстетики, так и в художественном творчестве образовался достаточно крепкий барьер на пути к обновлению искусства. А между тем еще в пору Великой французской революции наряду с классицизмом возникали предпосылки для возникновения тех тенденций, которые дали о себе знать в конце 20-х —начале 30-х годов. Конечно, надо принять во внимание и силу традиции —двухвековой приоритет классицизма в области теории и практики поэзии. Французским писателям трудно было перешагнуть через авторитет привычного и признанного, утверждая новый метод. И все же переворот в мироотношении французов давал о себе знать в изменении концепции мира и человека, а с нею и художественного видения. 

Наиболее остро стоял вопрос о романтизме, широко развивавшемся в странах Европы. Противники нового направления объявляли романтизм явлением иноземным, имеющим во Франции право существовать разве только в виде жанровой разновидности. Однако уже в 1796 г. появляется книга Жермены де Сталь «О влиянии страстей на счастье людей и народов», в которой писательница размышляет о духовном мире, о вынужденной свободе человека, утверждая, что изучение человека в отдельности может подготовить «рассмотрение последствий их объединения в общество». И в этой связи она превозносит любовь — «страсть, где меньше всего эгоизма». В этой ранней работе Жермены де Сталь очевидно внимание к индивиду, столь характерное для романтизма. Писательница развивает и усложняет свои идеи в следующей книге «О литературе в ее связи с общественными установлениями» (1800), где отчетливо просматривается стремление писательницы связать рассуждения о свободной личности с нравственными устоями общества в целом. Однако, размышляя о добродетели, де Сталь по-новому характеризует средневековье как период, когда были сделаны «гигантские шаги и в распространении просвещения, и в развитии нашего интеллекта». В этой связи она придаёт первостепенное значение христианству как стимулу для «усовершенствования человеческого духа». Близкую этому идею развивает Рене де Шатобриан, хотя в отличие от Жермены де Сталь его отношение к Французской революции и связанному с ней Просвещению было иным.   
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Виктор Гюго. Великий французский писатель Виктор Гюго

Виктор Гюго прожил долгую жизнь и, благодаря своему небывалому таланту, оставил в наследство XX в. огромное количество произведений: поэзию лирическую, сатирическую, эпическую, драму в стихах и в прозе, роман, литературно-критические статьи, огромное количество писем. Читать далее »

Джек Линдсей. Беглецы

Джек Линдсей - английский писатель, автор нескольких исторических романов. Его роман "1649 год" описывает эпоху английской буржуазной революции XVII века. Линдсеем написаны книги: "Воспитание на золотых приисках (о восстании золотоискателей на в Австралии в середине XIX и "Беглецы". Действие в "Беглецах" происходит в древнем Риме, во времена восстания Спартака. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-