Фото: staryy.ru
Лев Николаевич Толстой, гостивший у своего брата С. Н. Толстого в Пирогове, 19 июля 1896 года записал в дневнике:
"Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего, кроме чёрной земли, - ни одной зелёной травки; и вот на краю пыльной, серой дороги куст татарника (репья). Три отростка: один сломан, и белый загрязнённый цветок висит; другой сломан и забрызган грязью чёрной, стебель надломлен и загрязнён; третий отросток торчит вбок, тоже чёрный от пыли, но всё ещё жив и в середине краснеется. Напомнил Хаджи Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял её".
А в написанной 14 августа того же года первой версии "Хаджи Мурата" - он вновь, рассказывая о кусте татарника, замечает: "Молодец, - подумал я, и какое-то чувство бодрости, энергии, силы охватило меня. Так и надо, так и надо".
Это писал тот же Толстой, который незадолго до этого, в 1883 году, заявил: "Слова эти: не противьтесь злу, или злому, понятые в их прямом значении, были для меня истинным ключом, открывшим мне всё".
Идея непротивления злу преобладала тогда в творчестве Толстого. Но насколько близка была ему другая, сознательно подавляемая, идея борьбы со злом, выясняется отчетливо из "Хаджи Мурата".
Толстой сам понимал, как противоречит "Хаджи Мурат" проповеди пассивности и смирения, и временами, взволнованный и смятённый, колебался и отступал . Но вновь и вновь рвалась наружу эта мощная и хвалебная песнь борьбе.
В период создания "Хаджи Мурата" Толстой вообще отрицал художественное творчество. "Воскресение" и "Отца Сергия" он написал потому, что хотел вырученными за напечатание их деньгами помочь переселяющимся в Канаду духоборам. Для "Хаджи Мурата" даже и этого (искреннего ли?) оправдания не было, и ясна сила, водившая рукой Толстого: творческий инстинкт художника и идея произведения. Но Толстой всё же ни в чём не сознаётся и считает необходимым подыскивать какие-то "оправдания" для своей работы над "Хаджи Муратом".
Одним из таких оправданий должна была служить, по мнению Толстого, глава о Николае I, в которой разоблачается деспотизм. Подыскивал он и другие оправдания, но все они были мало убедительны.
Толстой писал "Хаджи Мурата" потому, что любовался грозным и железным наибом Шамиля, который до последнего отстаивал свою жизнь.
Итак, основная идея "Хаджи Мурата" - жизнь надо отстаивать до последнего, и отстаивать активно - в борьбе.
Соответственно этому на первый план выступают те моменты, где Хаджи Мурат борется за жизнь. Именно эти места в художественном отношении наиболее совершенны. Даже гению Толстого не удалась бы так последняя сцена сцена гибели Хаджи Мурата, - если бы Толстой не выразил в ней всего напряжения своих духовных сил, если бы он не был со всей страстностью и силой вместе с Хаджи Муратом .
Бежавший из Нухи Хаджи Мурат вместе со своими нукерами окружён отрядом в несколько сот человек. Засевши в старую канаву, он отстреливается. Хаджи Мурата ранили в плечо, потом в левый бок. Эта рана была смертельна. Но он заткнул раны кусками ваты, вырванными из бешмета, и продолжает отстреливаться.
В голове его мелькают последние, предсмертные воспоминания:
"И все эти воспоминания пробегали в его воображении, не вызывая в нём никакого чувства, ни жалости, ни злобы, ни какого-либо желания. Всё это казалось так ничтожно в сравнении с тем, что начиналось и уже началось для него. А между тем его сильное тело продолжало делать начатое. Он собрал последние силы, поднялся из-за завала и выстрелил из пистолета в подбегавшего человека и попал в него. Человек упал. Потом он совсем вылез из канавы и с кинжалом в руке пошёл прямо, тяжело хромая, навстречу врагам. Раздалось несколько выстрелов, он зашатался и упал. Несколько человек милиционеров с торжествующим визгом бросились к упавшему телу. Но то, что казалось им мёртвым телом, вдруг зашевелилось. Сначала поднялась окровавленная, без папахи, бритая голова, потом поднялось туловище, и, ухватившись за дерево, он поднялся весь. Он так казался страшен, что подбегавшие остановились. Но вдруг он дрогнул, отшатнулся от дерева и со всего роста, как подкошенный репей, упал на лицо и уже не двигался".
Толстой любуется всем стилем поведения гордого, сильного и в то же время чрезвычайно простого и добродушного Хаджи Мурата. С особенной любовью он описывает взаимоотношения его с Марией Дмитриевной, умной, простой, искренней и бесхитростной.
Идея о необходимости борьбы - это та идея, из которой "Хаджи Мурат" возник и которая является в нём основной. Кстати, эта идея, выраженная в гениальной художественной форме, должна оказывать огромное воспитательное влияние на формирующуюся психику юного читателя.
Но в "Хаджи Мурате" Толстой ставил перед собой и другие задачи, частично вследствие желания "оправдать" свою работу над этим произведением. Кроме осуждения деспотизма, он разоблачает и высший свет, аристократию, противопоставляя её крестьянству. На одном полюсе Воронцов-сын, его жена, Меллер-Закомельский; на другом - солдат Авдеев. Симпатии Толстого всецело на стороне Авдеева.
"Хаджи Мурат" имеет большое воспитательное значение. Чувство собственного достоинства, независимость, благородная гордость в поведении героя вызывают к нему уважение, а его стремление к свободе, борьба за жизнь до последнего дыхания заставят читателей восхищаться его доблестью.
Кроме того произведение увлекает драматичностью сюжета, сообщая одновременно ряд интересных сведений из истории завоевания царизмом Кавказа.
К художественной стороне "Хаджи Мурата" Толстой относился с величайшим вниманием. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что он его несколько раз переписывал и переделывал. Убеждает в этом и такая, например, запись в дневнике: "Вчера вечером и нынче хотел писать "Хаджи Мурата". Начал. Похоже что-то, но не продолжал потому, что не в полном обладании. Не надо портить и насильно" (запись от 16 октября 1897 года).
Кроме того сам Толстой оставил свидетельство, что "Хаджи Мурат" им закончен и лишь только не отделан. В письме к Черткову (1902 год) он пишет: "Довёл до того, до чего доведён отец Сергий и др., т. е., что связно и последовательно, но хочется отделывать". И в "Хаджи Мурате" остались недоделанными буквально мелочи.
Так, например, Авдеев, названный сначала бездетным, оказывается, оставляет своей жене "сироту Ваньку"; в последней главе говорится о казаке Ферапонтове, который "продал порох Гамзале", - об этой продаже ни слова раньше сказано не было, и т. д. В основном же произведение закончено и доработано.
"Хаджи Мурат" - одно из самых гениальных произведений Толстого, произведение необычайной бодрости и силы, и, кроме того, произведение, целиком опровергающее его мертвящую теорию о непротивлении злу.