Сесилия Бо - выдающаяся американская портретистка, известная своими реалистичными и элегантными изображениями буржуазии.
Сесилия Бо (1855-1942 г.г.) была очень успешной женщиной-художницей, сумевшей сделать карьеру, не уступающую многим художникам-мужчинам своего времени.
Она получила несколько премий за своё творчество и множество престижных заказов. В частности, её попросили написать портрет первой леди США Эдит Рузвельт. Что же побудило Сесилию стать художницей и как ей удалось добиться такой известности в мире искусства, где доминировали мужчины?
Начало жизненного пути Сесилии Бо
Сесилия Бо родилась в Филадельфии в семье среднего класса, в семье Жана Адольфа Бо и Сесилии Кент Ливитт. Отец Бо был производителем шёлка французского происхождения, а мать была дочерью видного бизнесмена из Нью-Йорка и работала учительницей. У Бо была старшая сестра по имени Эме Эрнеста Этта.
Мать Бо скончалась во время родов от послеродовой горячки. Тяжело переживая потерю жены, Жан Адольф решил вернуться во Францию и оставить дочерей с бабушкой по материнской линии и тётями Элизой и Эмили. То, что он всегда называл Бо по имени уменьшительно-ласкательно Лейли, говорит о том, как тяжело он переживал потерю жены, которую также звали Сесилия.
Как выяснилось, бабушка и тётки Бо были удивительно прогрессивными женщинами, которые видели истинную ценность в образовании девочек, а также в любых художественных занятиях. Одна из тётушек Бо даже работала учительницей музыки, оказывая финансовую поддержку семье.
Такое воспитание было особенно полезно для Бо, у которой проявился талант к рисованию. Возможно, она унаследовала его от своего отца, который, приехав в Филадельфию, рисовал для своих дочерей причудливые эскизы животных.
Фото: thecollector.com
Однако, как оказалось, интерес Бо к искусству был гораздо глубже, чем у её отца. Это стало очевидным для Бо, когда она посещала школу мисс Лайман в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. В эти годы Бо не могла позволить себе дополнительную плату за занятия искусством. Однако именно отсутствие художественного образования заставило её ещё больше осознать своё желание заниматься искусством.
Когда Бо закончила обучение в школе Лайман, вся её семья сошлась во мнении, что она должна поступить в художественную школу. Один человек, в частности, оказался очень важен для Бо. Это был Уильям Фостер Биддл, также называемый дядей Вилли, который был женат на её тете Эмили. Обе сестры жили вместе с супружеской парой. Биддл, очень добрый и щедрый человек, финансово поддерживал обучение Бо в школе Лайман и продолжал поддерживать её занятия искусством.
Он даже организовал для неё занятия с их дальней родственницей Кэтрин Дринкер Жанвье, которая была искусной художницей и писательницей. Позже за этими занятиями последовало обучение в художественной школе Франциска Адольфа ван дер Вилена. У этого голландского художника-реалиста Бо узнала о линейной и воздушной перспективе и рисовании теней. Наконец, она также получала частные уроки у Уильяма Сартайна. Вскоре Бо превратилась в искусного живописца.
Несмотря на то, что Сесилия Бо воспитывалась одними и теми же людьми, у неё и её сестры Этты были разные интересы, и в итоге они прожили совершенно разные жизни. Этта вышла замуж и стала матерью шестерых детей. А вот Бо решила посвятить себя искусству и не выходить замуж. Ведь замужество подразумевало, что женщина должна быть предана своему мужу, а также будущим детям. К счастью, семья поддержала её выбор.
Жизнь Сесилии Бо как профессионального художника
Художественное образование Сесилии Бо стало лишь отправной точкой в её творческой деятельности. Когда Ван дер Вилен передал свою художественную школу Кэтрин Дринкер, та, в свою очередь, передала Бо свою прежнюю должность преподавателя рисования в школе мисс Сэндфорд. В этот период, когда Бо было восемнадцать лет, она также начала давать частные уроки рисования.
В 1883 году, после десяти лет преподавательской деятельности, Бо открыла студию в Филадельфии, где создала множество картин. Её первой крупной работой стал портрет сестры и племянника в полный рост под названием «Последние дни детства» (Les derniers jour d'enfance). На протяжении многих лет её работы выставлялись в различных местах, например, в Пенсильванской академии изящных искусств в 1885 году или в Парижском салоне в 1886 и 1896 годах.
Фото: thecollector.com
Увлечённая Европой, Бо решила учиться там в 1888 году. Она прошла вводный курс обучения в парижской Академии Жюльена, а также брала уроки у таких художников, как Вильям-Адольф Бугро и Тони Робер Флёри. Во время летнего пребывания во Франции она написала картину «Сумерки откровенности».
Когда Бо вернулась в Филадельфию, она считалась одним из лучших портретистов в городе. Впоследствии, в 1895 году, она была назначена первой женщиной-преподавателем в Пенсильванской академии изящных искусств. Здесь она преподавала рисование и живопись в течение последующих двадцати лет.
Жизнь и карьера Бо, как и жизнь и карьера
Мэри Кассатт, не имели большого сходства. Хотя и Бо, и Кассатт родились в Филадельфии и писали в стилях, основанных на
импрессионизме, в итоге они работали в совершенно разных местах. У них были разные теоретические взгляды, а также разные подходы к искусству. Единственным сходством между ними остаётся то, что обе они были амбициозными женщинами-художницами из Филадельфии.
В работах Бо больше сходства с работами её коллег-мужчин, таких как Джон Сингер Сарджент и Уильям Мерритт Чейз. Сарджент и Бо были талантливыми портретистами, работавшими в схожих стилях, а Чейз и Бо занимались преподавательской деятельностью и работали в жюри. Работы Чейза и Бо также имеют ряд стилистических и тематических сходств.
Как и Сарджент и Чейз, Бо вдохновлялась французскими импрессионистами. Тем не менее, она создала свой собственный неповторимый стиль. Её переезд в Нью-Йорк в 1900 году, где она жила в течение зимних месяцев, ознаменовал начало важного этапа в её карьере. Её друг Ричард Гилдер, главный редактор литературного журнала The Century, помогал Бо продвигать её работы.
Гилдер также познакомил её с представителями элиты общества. Это привело к созданию портрета первой леди Эдит Рузвельт и её дочери, портрета премьер-министра Франции Жоржа Клемансо, а также наброска картины президента Теодора Рузвельта во время посещения Белого дома.
Раскрытие стилистических аспектов творчества Сесилии Бо
Сесилия Бо была вдохновлена импрессионизмом. Одной из его главных особенностей являются свободные мазки. Эти мазки, в отличие от гладких, придавали картинам Бо эффект живости и спонтанности. В свою очередь, эта спонтанность способствовала тому, что Бо, как и другие импрессионисты, запечатлевала мимолётный момент времени. Из-за этого картины выглядели так, как будто они были созданы довольно быстро.
Как и многие импрессионисты, Сесилия Бо запечатлела мимолётные моменты повседневной жизни. На одной из её картин изображена Сара Аллибон Ливитт, сидящая на диване со своей кошкой, которая выглядит так, будто она просто только подошла к зрителям и села рядом с ними.
Художница умело изобразила, как Доротея и Франческа на картине упражняются в танце, как Эрнеста и их племянник изображены в момент отдыха на картине «Последние дни детства», а две женщины на картине «Сумерки откровенности» обсуждают какую-то тайну.
Даже леди Эдит Рузвельт и её дочь выглядят вполне расслабленно, сидя на диване. Несмотря на их модные платья, картина не выглядит слишком статичной и торжественной. Хотя платье может свидетельствовать о гламурной жизни леди Эдит в качестве первой леди, портрет также показывает, что она была матерью.
Фото: thecollector.com
Бо также работала с интересными контрастами светлого и тёмного. Люди, которых она изображала, часто располагались на чуть более тёмном фоне. Сами люди, изображённые на картинах, всегда написаны немного светлее. Кроме того, она часто добавляла несколько мягких бликов на одежду или кожу изображаемых ею людей.
Использование контраста между светлым и тёмным придавало картинам Бо ощущение движения и жизни.
Наконец, Сесилия Бо создала свой собственный уникальный стиль. Она сочетала импрессионизм с чертами, более характерными для реалистического искусства. Например, она сочетала более свободные мазки с очень тонкими деталями и применяла в своих работах довольно сдержанную цветовую палитру, отличающуюся от ярких импрессионистских красок. Кроме того, её работам присуща общая элегантность.
Натурщица всегда выглядела изящной. В отличие от большинства французских импрессионистов, Бо увеличивала изображение объекта, часто оставляя его окружение вне картины. Благодаря своему уникальному стилю Бо прочно вошла в историю искусства как реалистичный импрессионист и как одна из лучших американских портретисток всех времён.