Христианская этика придаёт большое значение моральной добродетели и благочестию. В христианстве есть учебная дисциплина, нравственное богословие, которое исходит из божественного откровения и метафизической конституции человека.
Милосердие на иврите называется "хесед" и уходит корнями в солидарность одного человека с другим в трудной ситуации. В Евангелии в притче о добром самаритянине хорошо развита тема о милосердии.
Иисус порицал стремление к самоутверждению и похвале при раздаче милостыни, потому что она должна быть бескорыстной как помощь ближнему.
У греков есть такое определение, как "элеос", которое обозначает чувство, противоположное зависти счастью другого, и указывает на чувство жалости, сострадания и сокровенных эмоций. В греческих преданиях тот, кто совершил зло, будет поражён тем же самым злом. Со времен древнегреческого драматурга Софокла существовало такое определение сострадания как "спланхна", согласно которой все основные человеческие чувства находились в кишечнике и сердце: любовь, желание и гнев.
С 14 по 17 века в европейских странах, особенно в Испании (где его изготавливали) был широко распространён короткий кинжал с обоюдоострым лезвием, достаточно крепкий, чтобы пробить кольчугу врага и добить умирающего или раненого. Он назывался "мизерикордия", что означает милосердие.