Большинство людей знают Джона Пирпонта Моргана (1837-1913) как банковского магната Позолоченного века (англ. Gilded Age) и основателя финансового учреждения JP Morgan Chase. Некоторые знают его как библиофила, ответственного за создание Библиотеки Моргана в Нью-Йорке. Однако сравнительно немногие понимают, что он был также крупнейшим американским коллекционером произведений искусства, используя своё огромное состояние для приобретения произведений искусства в масштабах, сравнимых только с князьями
эпохи Возрождения и российскими императрицами. Будучи президентом, спонсором и фактическим правителем Метрополитен-музея, Морган сформировал самый значительный художественный музей США в соответствии со своими вкусами и видением. Большая часть его коллекции оказалась там после его смерти.
Большой коллекционер искусства
Несмотря на то, что Морган собрал такую коллекцию произведений искусства, о которой никто из его соотечественников не мог и мечтать - более 20 000 предметов всего за 23 года, согласно одной из оценок, - мотивы коллекционирования Моргана остаются неясными.
Предполагается, что Морган считал своим гражданским долгом привезти в Америку произведения искусства мирового класса.
Он располагал для этого средствами, намного превосходящими возможности любого из его современников, кроме того эта идея соответствовала национальным настроениям того времени.
Вторая половина XIX века была эпохой, когда Соединённые Штаты всё ещё чувствовали, что очень уступают Европе в культурном отношении и делали всё возможное, чтобы компенсировать это отставание. Поэтому идея импорта произведений искусства со всего мира для наполнения, только что основанных, государственных культурных учреждений, таких как Метрополитен-музей (многие из которых были созданы именно по этой причине), должна была казаться патриотичной и привлекательной. Также это соответствовало патерналистскому отношению Моргана к своей стране.
Фото: thecollector.com
Удивительно, но Морган небыл серьёзным коллекционером произведений искусства, пока ему не исполнилось пятьдесят лет. Предполагается, что смерть его отца, Джуниуса Спенсера Моргана, в 1890 году вдохновила его на масштабное коллекционирование, поскольку полученное наследство позволило младшему Моргану приобрести практически любое произведение искусства, которое он только мог пожелать. Однако его привычка к коллекционированию возникла не внезапно, поскольку на тот момент он уже начал собирать свою более известную коллекцию редких книг и рукописей.
Вкусы Моргана определить ещё сложнее, чем его мотивы, особенно из-за привычки приобретать целые коллекции за один раз. Он, конечно, не покупал без разбора, полагаясь на советы своего доверенного библиотекаря Белль да Коста Грин, а также таких консультантов по искусству, как влиятельный торговец произведениями искусства Джозеф Дювин и эксперты Метрополитен-музея. Однако в отношении временных периодов, стилей, тематики прослеживается мало чётких закономерностей. Он склонялся к европейскому искусству, но также собирал предметы древнеегипетского, ближневосточного, византийского, исламского и азиатского искусства.
Морган определённо питал склонность к религиозному искусству и литургическим предметам, таким как реликварии и драгоценные манускрипты, вероятно, из-за того, что сам был глубоко верующим человеком. Его коллекция варьировалась от античности до относительно недавнего времени, но он никогда не собирал современное или американское искусство какой-либо эпохи. Остаётся неясным, наслаждался ли Морган своими коллекциями или просто собирал их ради того, чтобы обладать ними.
Фото: thecollector.com
Среди основных предметов коллекции Моргана присутствуют:
- Алтарь дома Колонна: Мадонна с младенцем на троне и со святыми (Мадонна в алтаре) Рафаэля,
- позднесредневековый реликварий, в котором, как считается, хранится зуб Марии Магдалины,
- набор ассирийских царских рельефных дощечек из дворца Ашшурнасирпала II,
- набор декоративных расписных панелей Фрагонара,
- картины Вермеера и других голландских мастеров,
- роскошные средневековые изделия из слоновой кости и эмали,
- византийские и раннехристианские предметы,
- французская и британская живопись XVIII века,
- итальянские произведения искусства эпохи Возрождения,
- европейский и азиатский фарфор, египетские древности, ковры и гобелены.
И это лишь краткий перечень.
Морган и Метрополитен-музей
После смерти Моргана в 1913 году его сын Джек передал около 7 000 ценнейших произведений искусства из коллекции в дар музею Метрополитен. Музей надеялся получить всё, но коллекционер посчитал, что коллекция слишком велика для одного учреждения. Тем не менее, вся коллекция Моргана была временно выставлена в новом крыле музея Метрополитен вскоре после его смерти. После этого Джек (единственный наследник коллекции) распределил предметы искусства. Среди тех предметов, которые не попали в Метрополитен-музей, многие были проданы через Джозефа Дювина.
Их охотно покупали другие амбициозные коллекционеры, особенно Генри Клей Фрик, и часто они попадали в другие крупные американские музеи, такие как Национальная галерея искусств в Вашингтоне. Например, знаменитая комната Фрагонара в коллекции Фрика ранее принадлежала Моргану. Музей Уодсворт Атенеум на родине Моргана в Хартфорде, штат Коннектикут, также получил в дар более 1 350 предметов.
Фото: thecollector.com
Отношения Моргана с музеем Метрополитен были очень тесными и длились десятилетиями, что делало надежды музея на получение всей коллекции вполне обоснованными. В течение своей жизни он был покровителем, попечителем, президентом и, по сути, правителем музея. Соответственно, он оказывал большое влияние на направление, в котором двигалось учреждение, используя своё богатство и влияние, чтобы сформировать его в соответствии со своим видением.
Морган обладал невероятной властью и, похоже, не отличался терпимостью к тем, кто имел иное видение развития музея. Отчасти это означало влияние на решения музея Метрополитен в течение его жизни, контроль над тем, какие объекты музей будет приобретать на свои средства и на пожертвования других. Поэтому большинство предметов попали в Метрополитен по воле Моргана.
Библиотека Моргана
Морган так и не основал собственный музей, но его сын сделал это посмертно от его имени. Это знаменитая Библиотека Моргана, хранилище иллюминированных рукописей, редких книг, гравюр, рисунков и предметов роскоши, связанных с книгами. Её основой стала личная библиотека Моргана - пристройка к его дому на Манхэттене, спроектированная компанией McKim, Mead, and White, в которой находился его кабинет и огромная коллекция книг. Архитектура в стиле палаццо и богато расписанное внутреннее убранство были вдохновлены итальянским Ренессансом. С тех пор музей продолжал пополнять свою коллекцию и расширил здание за счёт модернистской пристройки, спроектированной Ренцо Пьяно.
Среди основных экспонатов музея - богато украшенные средневековые переплёты религиозных рукописей, редкая коллекция коптских рукописей в оригинальных переплётах, несколько сотен гравюр Рембрандта, древние ближневосточные цилиндрические печати, музыкальные рукописи самых известных композиторов западного мира, инкунабулы (ранние печатные книги) Гутенберга, иллюминированная средневековая Библия крестоносцев и многое другое. Заслуга в создании этого собрания принадлежит не только Моргану, но и Бель да Коста Грин, которая была библиотекарем, курировала и развивала его библиотеку.
Фото: thecollector.com
Грин происходила из известной афроамериканской семьи (хотя и выдавала себя за португалку) и познакомилась с Морганом через его племянника во время работы в библиотеке Принстонского университета. Начав свою карьеру в качестве личного библиотекаря и главного советника Моргана, она стала одним из самых уважаемых американских библиотекарей, видным общественным деятелем и первым директором Библиотеки Моргана как государственного учреждения. Библиотека была таким же достижением Грин, как и Моргана. Эта необычайная женщина не была забыта, несмотря на то, что работала в преимущественно мужской сфере коллекционирования книг начала XX века.
Наследие
Противоречивое наследие Моргана лучше всего представлено не произведениями искусства, а экономическим событием: финансовой паникой 1907 года. Работая из своего роскошного кабинета в здании, которое сейчас является Библиотекой Моргана,
Дж. П. Морган практически в одиночку организовал разрешение этого кризиса на Уолл-стрит.
Морган осуществлял гораздо больший контроль над национальной экономикой, чем это положено любому человеку, и без колебаний использовал ситуацию для собственной огромной финансовой выгоды. Его отношения с музеем Метрополитен были аналогичными: он много давал музею, но при этом полностью доминировал в нём, исключал тех, кто с ним не соглашался, и извлекал из этого выгоду как частный коллекционер.
Похоже, он считал себя американской версией представителя семьи Медичи, гораздо более древних сказочно богатых банкиров, коллекционировавших произведения искусства и оказывавших огромное влияние на своё окружение.
Моргана можно считать либо просвещённым филантропом, либо властолюбивым олигархом, в зависимости от ситуации и точки зрения.
Он собирал предметы, принадлежавшие королевским особам, и создал себе библиотеку, подобающую принцу эпохи Возрождения.
Фото: thecollector.com
Вклад Моргана в развитие музея Метрополитен был настолько тщательно интегрирован, что большинство людей сегодня о нём даже не подозревают. При всём своём влиянии Морган стал лишь одним из многих богатых спонсоров.
Работы, проданные из его наследства, перешли к другим коллекционерам, которые передали их в дар музеям под своими именами. Каким бы значительным ни был его вклад и влияние, репутацию Моргана как коллекционера искусства затмили такие люди, как Генри Клей Фрик и Изабелла Стюарт Гарднер, чьи художественные музеи сохранили их имена и наследие.
В настоящее время Библиотека Моргана (единственное учреждение, носящее имя Дж. П. Моргана) - является его художественным и культурным мемориалом.