Башкирские сказки — неотъемлемая часть культуры солнечного Башкортостана, тёплого, в прямом и переносном смысле, региона, населённого душевными людьми с добрыми сердцами.
«Люди везде разные», — скажете вы, и будете правы.
И всё же, есть в башкирском народе что-то медовое, дынное, радостное, то общее, что объединяет этих радушных, щедрых на доброту людей.
Представляют интерес также башкирские сказки. Как фольклор любого этноса, любого народа, они отражают представления башкир о мире, об устройстве всего, что нас окружает, рассказывают о современном положении дел универсальным языком мифа.
Есть в башкирском фольклоре, например, сказка, объясняющая происхождение медведей. Якобы жил когда-то давно на земле джигит, умевший превращаться в медведя. На поясе он носил волшебный кинжал. Стоило воткнуть кинжал в землю и прошептать волшебные слова, как джигит превращался в медведя. Нагулявшись в таком обличье по лесу, джигит возвращался, забирал кинжал и вновь становился человеком. Но однажды обратному превращению свершиться было не суждено — стараниями недоброжелателя, который вынул кинжал из земли и бросил его в воду. Так и остался джигит медведем.
Природа находила отражение в мифах самых разных народов. Ведь, обосновавшись в той или иной местности, люди так или иначе были вынуждены взаимодействовать с миром растений и животных, учитывать ландшафтные особенности того места, где они живут.
Поэтому в сказках и легендах башкир нередко встречаются элементы ландшафта: реки, горы, озера. И они не просто служат фоном, декорациями, в которых разворачивается сюжет, а часто сами оказываются в центре внимания рассказчик и слушателя, читателя.
Таковы, например, легенды о горе Невеста и о реке Ток. «Ток» в переводе с башкирского означает «сытый». Так башкир назвали реку, в которой было в изобилии рыбы. Эту речку они обнаружили поднявшись на высокую гору. Ещё одна гора получила название Невеста. У её подножия часто устраивали пирушки и демонстрировали свое мастерство: в танцах, в ловкости, в игре на музыкальном инструменте. Одна девушка осмелилась взобраться на самую вершину горы, чтобы исполнить там свой танец. Когда эта девушка стала невестой, то гору назвали Гора, на которой танцевала Невеста.
Словом, башкирские фольклор полон поэтических и лирических сюжетов, волшебных превращение, природных явлений. Все это искусно сплетенл и соединён в единое полотно мифа, легенды, предания.