На первый взгляд кажется, что в цикле «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд показан мир антиутопии, построенный на религии, но если капнуть глубже, становится понятно, что это не мир религии, а мир где правит власть и мужское эго. По каким сигналам это можно распознать?
Именно на женщин наложено максимум запретов, и речь не только о служанках, которые, по факту, рабыни созданного общества, но и о жёнах. Каждая женщина должна носить только одежду определённого цвета, выбора у них не остаётся, чего нельзя сказать о мужчинах.
Женщинам запрещается читать. Специально для них даже вывески и дорожные знаки заменили на картинки, чтобы они даже случайно не могли ничего прочесть.
Самое ужасное, это касается даже тех, кто читать уже давно умеет, они должны забыть о такой способности и притворять глупее, чем есть.
Служанки и жёны должны сосуществовать вместе, ради призрачной возможности зачать ребёнка. А если малыш не появляется на свет, даже допустить нельзя вероятность, что это мужчина бесплоден, всегда вина лежит на женщине. Повторюсь, служанка, по сути, рабыня, но и жёнам приходится непросто. Это ужасно, присутствовать при соитии мужа с другой женщиной.
Самый главный признак патриархата – все ограничения не действуют на командоров. Они ставят под контроль людей, говорят о морали и священном долге каждого человека на благо мира. Вместе с тем, сами командоры прекрасно развлекаются в тайных клубах в обществе девиц лёгкого поведения (тоже, по факту находящихся в статусе рабынь).
Это обществу мужчин, наделённых властью. Эти мужчины поставили в рабское положение всех женщин и заставили их служить себе. Запрет на аборты, к слову, был одним из первых шагов к закрепощению женщин.
Что самое странное в этой книге, так это то, что здесь рутина и описание казалось бы незначительных мелочей: текстура дерева на перилах, рисунок на шторах, вышивка на подушечке, странные мысли - всё это здесь работает на атмосферу. Это подчеркивает отрешённость и контраст прошлой жизни, и этой.
Прежде в жизни была любовь, ребёнок, работа, встреча с друзьями, жизнь кипела, била ключом. И решения в той, прошлой жизни принимались самостоятельно. Теперь главная героиня не может ничего контролировать, и всё, что ей остаётся - это рассматривать узор на шторах и прислушиваться к скрипу половиц. Все эти ничтожные, жалкие молочи помогают подчеркнуть внутренний мир и переживания каждой женщины, чья жизнь оборвалась по воле мужчин, и осталось лишь ничтожное существование.