События

09.12.2019 08:25
===
Авторам стала доступна услуга Прикрепить Предмет к Статье, с помощью которой можно прикрепить больше предметов к произведению и приумножить получаемые монеты с прикреплённого Купона.


На странице просмотра рейтинга произведения стала доступна информация о заработанном гонораре.

Снижена цена на покупку дополнительной любимой рубрики с 30 тыс. монет до 1 тысячи.
===
28.11.2019 08:29
===
Началось строительство Лабиринта Jaaj.Club
===
27.11.2019 07:31
===
Внимание всем любителям переодеваться в ботов!
С сегодняшнего дня цена на Зулусскую Маску резко возрасла. Теперь её стоимость вместо 6300 монет - 15000. Изменение вызвано тем, что на последней забастовке Ботов было сломано 9 масок, что повлекло за собой повышение цен на оставшиеся Предметы.

Также в рейтинге произведений введено разграничение - авторизованные пользователи и боты. Это позволит видеть, в каких случаях рейтинг произведения накручен, а в каких он реален.

В рейтинг произведений теперь можно попасть через страницу просмотра Битв. Для этого достаточно кликнуть по рейтингу статьи.
===

Комментарии

Все верно. Спасибо за подробное объяснение.
09.12.2019 firoza
Кто пустил слух о "корнях идола"? Подобные слухи всегда распространяют провокаторы. И вот к чему это приводит.
08.12.2019 Don Quijote
Очень многие, кстати, не знают всех этих элементарных вещей
06.12.2019 admin
Скорее всего напугали не карты Таро, а качество материала.
статья не прошла модерацию
06.12.2019 admin

Бонусы

09.12.2019 Робот Jaaj.Club получил бонус Новый Купон (+100 )
09.12.2019 Робот Jaaj.Club получил бонус Новый Купон (+100 )
09.12.2019 admin получил бонус Запись в блокноте (+1 )
09.12.2019 admin получил бонус Запись в блокноте (+1 )
09.12.2019 admin получил бонус Редактор (+50 ) за статью Лопата для снега

ТОП 10

tarakan [27] 20970
Auster [33] 13182
РСФСР [17] 11202
February-30 [17] 10969
admin [34] 7818
ka4ka [27] 6227
Plaza [19] 6118
Igomuh [17] 5146
vankoles [17] 4761
Михаил Шнапс [23] 4598

Статистика

Пользователей: 13737
Активных купонов: 95
Всего купонов: 103925
Произведений: 2270
В работе: 3334
Активных Битв: 14
Опубликовано Книг: 82
Монеты: 36659523
Автор: inolit Редактор: aygulkoroleva 26.09.2019
Рейтинг статьи: 2 Просмотров: 2 | 162
Использовано:
Купон #151849 на сумму 435
Писатель, историк, философ, публицист Мари Франсуа Вольтер (1694—1778) участвовал во всех областях общественной жизни и писал во всех существовавших тогда жанрах. Его философские и политические воззрения были отражены в многочисленных трудах, в частности в «Философских письмах» (1734), «Философском словаре» (1764).

37

Писатель, историк, философ, публицист Мари Франсуа Вольтер (1694—1778) участвовал во всех областях общественной жизни и писал во всех существовавших тогда жанрах. Его философские и политические воззрения были отражены в многочисленных трудах, в частности в «Философских письмах» (1734), «Философском словаре» (1764). 

Вольтер был деистом. Доказательством существования бога он считал разумное и целесообразное устройство мира, а веру в творца — общественно полезной и признавал ее из соображений моральных и политических. Вера в бога, полагал он, является основой человеческой нравственности, моральной уздой, она также помогает охранять собственность и общественный порядок. Недаром Вольтер сказал: «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать». Но всю свою жизнь он непримиримо боролся с католической церковью. Его трактаты, его действия (защита жертв фанатизма) последовательно разрушали авторитет церкви. Вольтер считал, что суеверие, мракобесие церкви наиболее опасны из всех существующих предрассудков, ибо они широко распространены, противоречат здравому смыслу, оправдывают общественное зло. Он отвергал догмы и культ церкви, говорил о ее преступлениях — инквизиции, религиозных войнах, нетерпимости.  

В своих социально-политических воззрениях Вольтер отрицал абсолютизм как отжившее государственное устройство, мешающее установлению буржуазных порядков, которые он считал справедливыми и разумными. Его идеалом была просвещенная ограниченная конституционная монархия. Только к концу жизни Вольтер признал республику наиболее естественной и разумной формой государственного устройства. 

Вольтер-историк, автор «Истории Карла XII» (1731), «Века Людовика XIV» (1751), «Опыта о духе и нравах народов» (1754) и других сочинений, как и Монтескье, по-новому стал трактовать исторические события. Он отказался от хронологического перечисления фактов, описания деяний исторических героев. Он осмысливает и философски обобщает фактический материал, разрешая прежде всего актуальные политические и философские задачи. Вольтер — противник рока и фатализма, роли сверхъестественного в истории. Принцип прогрессивной эволюции мира он признает вне всякой зависимости от воли божества. Его идея прогресса носила идеалистический характер, ибо он видел прогресс в борьбе разума и заблуждения, добра и зла. Особое внимание Вольтер уделял истории отдельных народов, их нравам, обычаям, культуре. Он был одним из первых этнографов. 

Вольтер-драматург внёс огромный вклад во французскую драматургию: 52 пьесы разных жанров, из них — 27 трагедий. Он видел в театре «школу добродетели» с большими воспитательными возможностями. Во Франции XVIII в. театр играл огромную общественно-политическую роль. Догмы эстетики XVII ст. препятствовали проникновению в театр нового содержания. Вольтер стал создателем новаторского просветительского классицизма. Он обновил содержание классицистической трагедии: его пьесы воплощали политическую и философскую идею, критиковали монархический деспотизм и церковный фанатизм. Кроме того, он расширил сюжетно-тематические рамки трагедии, вывел ее из мира античной мифологии и истории: действие в его пьесах происходит в Азии, Америке, средневековой Европе. Изображая различные эпохи и жизнь различных народов, Вольтер, как историк, стремился к исторической и этнографической точности, умело воспроизводил местный колорит. В его трагедиях появилась зрелищная эффектность, которая заменила прежнюю бездейственность. 

На драматургию Вольтера большое воздействие оказало творчество Шекспира, которого он считал «гением мощным и плодотворным, натуральным и возвышенным», Некоторые его пьесы сюжетно связаны с творениями Шекспира («Заира», «Семирамида»). Вольтер унаследовал у Шекспира мысль о необходимости обращения к значительным социально-историческим темам, он учился у него гуманистическому видению мира, приемам живописания грандиозных образов, умению воссоздавать живость и богатство действия, страстные характеры. Как убежденный классицист, сторонник правильной трагедии, Вольтер критиковал Шекспира за отсутствие «хорошего вкуса», за незнание правил — смешение «высокого» и «низкого», трагического и комического, за несоблюдение законов трех единств. Однако Вольтер признавал, что «под грубой искаженной формой» в творчестве Шекспира скрывалось «возвышенное содержание, достойное величайшего гения».  

Политические трагедии Вольтера разрешали проблемы власти и самодержавия. В классицистическом конфликте — борьбе чувства и долга — в понятие долга Вольтер вкладывал гражданский смысл, отказавшись от монархической трактовки. Так, в трагедии «Эдип» (1718) нет, как у Софокла, преклонения перед силой рока, которой противопоставляется вера в разум. Эдип — это просвещенный государь, осознающий свои обязанности по отношению к народу: «Умереть за свою страну — вот долг короля». Вольтер снимает с личности монарха божественный ореол. Он возвышает человека до гражданина, который осознает свои долг перед родиной и приносит ей в жертву свои чувства и привязанности («Брут», 1731).

Большое значение в творчестве Вольтера-драматурга имели его антиклерикальные трагедии (например, «Заира», в которых священнослужители изображались как обманщики и интриганы, использующие суеверия в корыстных целях. Самая значительная из его трагедий этого типа «Магомет, или Фанатизм» (1741). Она обличает религиозный фанатизм, носителем которого является не просто церковник, но религиозный вождь, основатель ислама. Магомет изображен как великий обманщик, бесчеловечный деспот. Это «Тартюф с оружием в руках», сказал Вольтер в предисловии к трагедии. Магомет стремится соединить в своих руках духовную и светскую власть, он выдает себя за посланного богом пророка и порабощает людей с помощью фанатизма. На протяжении пяти актов трагедии Магомет борется с гуманностью, милосердием, родственными привязанностями и любовью. Вольтер считал, что предпосылкой всякой исторической религии и церкви является сознательный обман людей; неизбежными спутниками таких религий являются слепая вера, повиновение, полный отказ от рассуждения и критической мысли.  

Вольтер написал и несколько «слезных» нравоучительных комедий, которые предвосхищали появление буржуазной драмы («Блудный сын», 1736, «Нанина, или Побежденый предрассудок», 1749). Но он критиковал «слезную» комедию и драму за отсутствие в ней социально-исторической и политической тематики. До конца жизни Вольтер не порвал с эстетикой классицизма. 

Вольтер-поэт писал самые разнообразные стихи: «на случай», дидактические философские поэмы («За и против», «О человеке»). Его считают также создателем национальной эпопеи. Вольтер писал «Генриаду» (1728), следуя принципам античной эпопеи. Традиционная форма не соответствовала актуальному содержанию «Генриады». В историческом прошлом Вольтер хотел обнаружить корни современных предрассудков и заблуждений. Главным из них, тормозящих прогресс человечества, автор считал религию. Поэтому он и обратился к истории Франции XVI в., к эпохе религиозных войн. В «Генриаде» обличаются религиозная нетерпимость и фанатизм, духовенство и папа, которые ответственны за те ужасы, что пережила Франция. В противоположность губительной политике церкви Вольтер создает образ Генриха IV, идеального государя, просвещенного монарха, носителя идей веротерпимости и гуманности, справедливости и разума. 

Ирони-комическая сатирическая антиклерикальная поэма «Орлеанская девственница» (1735) была осуждена римским папой и внесена в индекс запрещенных книг. Вольтер в силу исторических причин не мог до конца постигнуть значение подвига национальной героини Франции Жанны д'Арк, поскольку для него двигателем исторического прогресса был не народ и не реальные условия его существования, а борьба идей разума и мракобесия (кроме того, как все просветители, он отрицал историческую значимость Средних веков, видя в них наиболее полное проявление предрассудков феодальных и религиозных). Но его задачей было отнюдь не намерение осмеять героическую Жанну д'Арк: он видел в ней отважную патриотку. В поэме осмеивается героиня церковной легенды, которая изображала Жанну, после сожжения на костре и последующей канонизации, вдохновленной свыше, святой спасительницей Франции. Его поэма — это сатира на средневековую феодально-монашескую Францию. Он разоблачает политику феодального государства и короля Карла VII, которые из-за предательства, никчемности стали причиной поражения французов в Столетней войне. Особому осмеянию в поэме подвергается католическое духовенство, а также христианский культ святых, Священное писание. 

Вольтер-прозаик — создатель философских повестей, в которых в зависимости от характера героев, их приключений воплощаются либо опровергаются философские учения. Вольтер использовал авантюрный сюжет, обращался к восточной экзотике, фантастике. Он расширил географические горизонты — действие его повестей происходит во всех открытых к тому времени частях света. Все повести Вольтера были актуальны: с их помощью он обличал пережитки феодального варварства — бесправие, мракобесие, деспотизм. 

Главной философской проблемой, которая объединяет многие повести и восприятие которой в мировоззрении Вольтера пережило эволюцию, была оптимистическая философия. Творцом ее был великий немецкий математик и философ Лейбниц. Лейбниц как деист считал, что мир создан богом. Однако он был вынужден признать, что существует зло, источник которого кроется в несовершенстве мира, сотворенного богом. Лейбниц стал перед необходимостью оправдать творца: сотворенный мир — лучший из миров (поэтому учение Лейбница и называется оптимистическим), потому что в мире существует предустановленная гармония добра и зла (всякому проявлению зла противостоит нечто положительное). В ранних повестях Вольтер разделяет эту философию. В повести «Видение Бабука, или Мир как он есть» (1746) скиф Бабук, оказавшись по велению ангелов в восточном городе, погрязшем в пороках (под ним надо разуметь Париж), должен определить, чего там больше — добра или зла. Скиф оказывается в большом смятении: на всякое зло находится добро. В повести «Задиг, или Судьба» (1748) рассказывается о судьбе восточного мудреца Задига, жизнь которого — постоянная смена горестей радостями, но такая жизнь делает его только мудрее. 

Однако взгляды Вольтера на оптимизм резко изменились после грандиозного стихийного бедствия. Выразил он это в «Поэме о гибели Лиссабона, или Опровержение аксиомы „все — благо"» (1756). Вольтер описывает лиссабонское землетрясение, которое принесло множество жертв. Он опровергает оптимизм философскими аргументами: в мире нет гармонии, нет и свободы воли, поскольку люди не смогли предотвратить бедствие. Следовательно, мир наш — вовсе не лучший из миров. Вольтеру в этот период было свойственно биологическое понимание зла — зло моральное и физическое заключено в самой природе.

Повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759) была посвящена разрешению задач и философских и общественно-политических. Философская проблема разрешается противопоставлением трех миросозерцаний и их отношения к жизни. Теорию оптимизма исповедует Панглос, учитель главного героя Кандида, философствующий тупица, который, что бы ни случилось, верит в предустановленную гармонию. Он убежден, что «все к лучшему в этом лучшем из миров», и пытается убедить в этом других. Вольтер опровергает этот тезис самой жизнью: мир в отличие от теорий Панглоса полон дисгармонии; в нем царит исключительная жестокость; никакой свободы воли не существует — все и вся принуждаются самой жестокой необходимостью. Это положение доказывается постоянными страданиями, муками героев повести, из которых самым наказанным всегда был сам Панглос. Поначалу Кандид полностью разделял убеждения своего учителя, но жизнь научила наивного Кандида не доверять философии оптимизма. Другое мировоззрение присуще другу Кандида Мартену. Это философия пессимистическая: в мире царят всеобщая вражда и неразумность; никакое время, никакой прогресс не помогут человечеству — люди всегда останутся скотами. Если Кандид разочаровался в философии оптимизма, то пессимистические взгляды он не принял сразу и постоянно спорил со своим мрачным другом. Третья философия воплощает житейский опыт и мудрость, к ней герои приходят к концу повествования. Научил их этой мудрости счастливый турок, садовник. В ответ на вопрос, что же делать, чтобы быть счастливым, он отвечает: «Надо возделывать свой сад». Эта фраза заканчивает повесть и прославляет конкретную трудовую практику человечества. Работа, говорит Вольтер, гонит скуку, порок и нужду, и только она одна может привести человека к счастью.  

В повести убедительно критикуются пережитки феодализма, препятствующие дальнейшему процветанию человечества; абсолютизм, отжившая политическая система, гнетущая человека; неправедные жестокие войны, раздирающие Европу и несущие гибель невинным людям; колонизаторство, которое ведет к обращению в рабство некогда свободных и счастливых туземцев и к их жестокому истреблению; продажность суда, суеверия и гнет церкви; привилегированное положение и спесивость аристократии. Этим чудовищным, антигуманным проявлениям феодального устройства в повести противопоставляется утопическое государство Эльдорадо — царство разума и справедливости. Эльдорадо — просвещенная монархия. Мудрые законы удовлетворяют все потребности людей, торжествует добродетель в нравах, золото и деньги в этой стране не в цене, не они определяют отношения людей. Там нет церкви и монахов, развиваются науки, которые способствуют дальнейшему процветанию страны. 

Повесть «Простодушный» (1767) разрешала две основные проблемы: отношение Вольтера к «естественному состоянию», «естественному человеку» и новое понимание мирового зла, которое вытекало из критики современного общества. Молодой гурон, полуфранцуз, полуиндеец, волею судеб попал из Америки во Францию. Все восхищаются его прекрасными природными качествами — здравым смыслом, искренностью натуры, порядочностью, деликатностью. Сам гурон постоянно удивляется, что французы живут не по «естественным законам», и осуждает их за это. Но в своем естественном поведении гурон часто оказывается смешным, нелепым, все воспринимает слишком буквально. Сюжет повести состоит из эпизодов, которые показывают приобщение героя к цивилизации. Уже по дороге в столицу гурон становится жертвой религиозного фанатизма и политической нетерпимости: его заключают в Бастилию. Он оказывается в одной камере с мудрым янсенистом Гордоном, который начинает учить его всему тому, что знает сам. До пребывания в тюрьме гурон не обладал признаками развитого интеллекта, не было у него и житейского опыта. Из Бастилии он выходит умудренным, научившимся видеть жизнь и правильно ее оценивать. 

Вольтер признавал «естественное право», но он не идеализировал первобытное состояние. Как сторонник буржуазного прогресса, он не считал «дикаря» «естественным человеком», ибо «дикари» искажают природу, живут лишь инстинктами. Следовать «естественному закону» могут лишь развитые, культурные люди, которым ведомы закономерности развития мира. Вольтер убежден, что чем больше развивается цивилизация, тем больше познаются «естественные законы». В повести «Простодушный» изображена только Франция и показаны беспорядки, свойственные абсолютной монархии последних десятилетий правления Людовика XIV. Как обличитель, Вольтер негодующе описывает французскую жизнь: религиозный фанатизм тесно связан с политическим произволом, особенно после отмены Нантского эдикта; шпионаж и отсутствие общественной безопасности; каждый человек может стать жертвой доноса и без суда и следствия лишиться свободы. Рисует он и полный административный произвол, взятки, продажность чиновничества, убедительно показывает Вольтер и нравственное разложение аристократии, развращенность вельмож, отсутствие у них всяческого сострадания к другому, полное неуважение к человеческой личности. Существующее в обществе зло ранит человека, причиняет ему глубокие душевные терзания, приводит к смерти: такова судьба мадемуазель де Сент-Ив, невесты гурона. В этой повести Вольтер выразил свое новое понимание проблемы мирового зла: он воспринимает его не в стихийном биологическом, природном смысле, но в смысле общественном. Вольтер показывает, что зло в обществе существует при определенных социальных законах, что оно непоправимо, если данные общественные условия не будут изменены. 

Личность Вольтера и его многообразное творчество оказали огромное воздействие на развитие европейской мысли.

Комментарии

-Комментариев нет-

Добавить комментарий к статье