Фото: Jaaj.Club
В то время, когда ещё не было компьютеров, французский театровед Жан Польти проанализировал 1200 книг, проследил за судьбами 8000 героев и пришел к выводу, что двигателем литературного сюжета всегда выступала одна из 36 драматических ситуаций.
Вот эти ситуации:
- Мольба,
- Спасение,
- Месть, преследующая преступление,
- Месть близкому за близкого,
- Затравленный,
- Внезапное несчастье,
- Чья-либо жертва,
- Бунт,
- Отважная попытка,
- Похищение,
- Загадка,
- Достижение,
- Ненависть между близкими,
- Соперничество между близкими,
- Адюльтер, сопровождающийся убийством,
- Безумие,
- Фатальная неосторожность,
- Невольное кровосмешение,
- Невольное убийство близкого,
- Самопожертвование во имя идеала,
- Самопожертвование ради близких,
- Жертва безмерной радости,
- Жертва близким во имя долга,
- Соперничество неравных,
- Адюльтер,
- Преступление любви,
- Бесчестие любимого существа,
- Любовь, встречающая препятствия,
- Любовь к врагу,
- Честолюбие,
- Борьба против бога,
- Необоснованная ревность,
- Судебная ошибка,
- Угрызения совести,
- Вновь найденный,
- Потеря близких.
Для каждого сюжета можно без особого труда подобрать примеры. Можно попробовать даже самому, взять несколько кинофильмов со сложными сюжетами и разбить их на отдельные драматические ситуации. Умение выделять их в тексте обязательно для любого сценариста, как начинающего, так и профессионального. Есть даже такая шутка: авторы всевозможных “мыльных опер” перед написанием идеи вытаскивают из шляпы одну из 36 классических ситуаций и создают по ней сценарий (хотя, кто знает, может, это и не шутка).
Как оказалось, типичными являются не только все на свете истории, но и все на свете персонажи.
Российский филолог Владимир Пропп выделил в таком произведении, как сказка, 31 функцию действующих лиц, которые легко переносятся на любой литературный материал.
Вот некоторые из них: “отлучка”, “запрет”, “нарушение запрета”, “борьба с врагом”, “погоня”, “возвращение” и так далее.
Зная 36 стандартных историй и 31 стандартную функцию, опытные (да и не очень) писатели, сценаристы или режиссёры смогут предсказать развитие сюжета и финал любой истории, как давно существующей, так и только что написанной.
Поистине, шпаргалка для сочиняющего и пишущего.