мир, который мы пишем
УЧАСТНИК БИТВЫ
22.08.2019 Рубрика: Культура Книга: Обзор книг
Автор: staryy Редактор: aygulkoroleva 12.09.2019
Рейтинг статьи: 2 Просмотров: 2 | 55
Использовано:
Купон #73264 на сумму 377
В своих книгах он писал о стольких различных народах, о стольких различных эпохах, говорил сочувственно о стольких различных мыслителях, что казалось, будто сам Бальмонт - личность чрезмерно широкая, не зависимая ни от каких границ и "мелких" человеческих делений, во всяком случае, личность "сверхклассовая".

66657

Фото: staryy.ru

Интересно прочитать воспоминания современников о талантливых писателях и поэтах спустя 100 лет. Их мнения отличаются от современной оценки творчества знаменитостей. Константин Бальмонт - талантливый и плодовитый поэт. Но несмотря на то, что им написано и издано уже несколько десятков книг, кое-что в его личности оставалось до сих пор неясным, загадочным. 
В своих книгах он писал о стольких различных народах, о стольких различных эпохах, говорил сочувственно о стольких различных мыслителях, что казалось, будто сам Бальмонт - личность чрезмерно широкая, не зависимая ни от каких границ и "мелких" человеческих делений, во всяком случае, личность "сверхклассовая".  

Но пришла революция и обнаружилось, что вольный поэт, на словах перелетавший через тысячи лет и вёрст, на самом деле не в силах выйти из границ того класса, к которому принадлежит. Маленькая книжка Бальмонта "Революционер я или нет" представляет собою одно из самых блестящих подтверждений справедливости учения Маркса о классовой психологии. В начале своей книжки Бальмонт много говорит о том, что он - "революционер”; вспоминает, как, будучи гимназистом, он читал революционную литературу, а в студенческий период своей жизни участвовал в "беспорядках" и даже хотел совершить какой то "важный" террористический акт; поэт не упускает также случая заявить, что он "отказался от своей доли наследства", хотя, как это известно из других источников, наследства, в сущности, и не было, вследствие многосемейности и расстроенных дел Бальмонта-отца. 

На этих же страницах "революционный" поэт считает, однако, нужным "лягнуть" социализм и пишет: "Кропоткин интересен, а социализм есть убогая выдумка человеческого ума", - не замечая того, что такая фраза прилична в устах неврастенички из "образованных" купчих, но недостойна и непристойна в устах культурного писателя - независимо даже от того, каких политических убеждений придерживается этот писатель, ибо культурность обязывает и не должна позволять человеку изрекать о серьёзных явлениях пустозвонную ерунду.  Вслед за такими "рассуждениями", как "рассуждение о социализме, идут стишки сначала эпохи 1905 г., а затем стишки и статьи, посвященные теперешней революции. Стихи Бальмонта 1905 г. известны публике уже давно, их "художественные", а отчасти, и политические достоинства получили должную оценку в суровой рецензии Валерия Брюсова ("Весы" 1906, № 9), в этих стишках много ругательных слов, есть "пророчества" о казни Николая Романова:

"Кто начал царствовать - Ходынкой, Тот кончит, встав на эшафот",

но нет в них ни подлинной силы, ни глубины, ни свойственного Бальмонту мастерства. Революционны ли они? Ведь Бальмонт призывал в них к мерам решительным и доходил до угроз "красным террором": "Вспомните Францию. Вспомните звук гильотин!"- говорил он в 1905 г., обращаясь, очевидно, к тогдашнему правительству. Но замечательно, что как это стихотворение, так и все стихотворения, в которых поэт воспевал рабочих, Бальмонт в новой книжке не перепечатал. Эти стихотворения, в которых билась всё-таки настоящая революционная, если не мысль, то хоть фраза, заменились после переворота 1917 года совершенно другими стихами и фразами. Раньше Бальмонт восклицал: "Рабочему русскому слава!", теперь он воспевает Москву "первопрестольную", с её "звоном" и "златоглавыми храмами" - воспевает её за то и потому, что в ней должно собраться "народное вече", т. е. знаменитая "учередилка". Раньше Бальмонт говорил:

"Рабочий, только на тебя Надежда всей России",

- а когда рабочие действительно победили, то буржуазный поэт заговорил о "так называемых рабочих" и с бешенством стал нападать на "корысть отдельных классов населения, требующих себе всё новых и новых приплат". Раньше Бальмонт говорил:

"О, Рабочий я с тобой, Бурю я твою пою",

а теперь тот же самый Бальмонт выражается о рабочих так:
"уж не псы они больше, они волки, они бешеные собаки, рвущие своими, обрызганными слюной, зубами ту руку, которая их освободила".
Больше всего, однако, достаётся солдатам: большинство статеек 1917 года написано с очевидною целью заставить солдат идти на капиталистическую бойню и вполне гармонирует с дурацки-истерическими речами адвокатика Керенского. "Кто не хочет биться за родину, - тот достоин смерти", - писал Бальмонт, очевидно, в оправдание знаменитого корниловского "закона" о смертной казни для солдат... В небольшой заметке не передать и не исчислить, всех тех мерзостей и безобразий, какие буржуазный поэт говорит по адресу революционного народа. Укажем только, что он доходит до прямой угрозы расстрелом:

"Человеку мы слагали песни. Если-ж он на нас метнулся зверем, - ...зверя мы свинцом измерим".

Трудно с большей ясностью раскрыть сущность буржуазных идей и буржуазной психологии, чем это делает ныне Бальмонт. В 1905 году он угрожал эшафотом и расстрелом царю, в 1918-м - он угрожает расстрелом народу... Революционер-ли он? Да! Он - революционер, но настолько, насколько революционна буржуазия. А мы все видели и видим насколько именно революционна она! Самодержавного дворянского царя буржуазия ненавидела и свергала очень охотно, хотя и при этом она действовала, главным образом, руками рабочих и крестьян. В первые моменты, когда свергли царя, буржуазия льстила народу и старалась убаюкать его и обмануть, чтобы всю власть удержать в своих руках. Тогда и Бальмонт - вместе с Керенским и Родзянкой - слащаво и фальшиво восклицал: "Слава крестьянину"и, захлёбываясь, писал об " учредилке". Но когда народ не пошёл на удочку буржуазного обмана, когда солдаты побросали ружья и сказали, что не хотят воевать за интересы богачей, когда народ потребовал себе власти и достатка, тогда! - о, тогда! вся буржуазная дрянь, вся интеллигентная сволочь завопила о "зверстве" и "подлости" народа и поспешила восстановить смертную казнь для солдат. И поэт Бальмонт пошел тогда руку об руку с этой сволочью, с этими палачами, и начал кропать жалкие, фальшивые и гнусные статейки о "продажных смутьянах", о "развращении нашего войска", о том, что мордобойная дисциплина - "святыня". Да, он - революционер, но не больше, чем ярославский купец Вахрамеев, который во дни белогвардейского мятежа кричал на площади: "Православные, бейте насильников-рабочих, долой Советскую власть, всё состояние пожертвую, лишь бы искоренить проклятых".  

Бальмонт - представитель и выразитель идей и чувств того же класса, что и Вахрамеев, и оба они,полудикий фабрикант и утончённый поэт, в один голос кричат: "Бой насильников рабочих!" Читая книжку Бальмонта, с непобедимой ясностью чувствуешь и видишь, что классовая психология - не призрак, не выдумка марксистов, а самая подлинная явь. Буржуазия, как обширный и крепко спаянный класс, в России существует - и в книге поэта Бальмонта она проявляет себя в образе такой же зверской, бессовестной и жадной силы, как и в речах Вахрамеева, как и в расстрелах и пытках, которым белогвардейцы подвергают побежденных ими крестьян, рабочих и революционеров...  

Книжка Бальмонта, изданная в 1906 году, была в ярко-красной обложке, книжка, вышедшая в 1918 году, заключена в обложку белую. И даже этот пустяк примечателен и символичен. В 1906 году наша буржуазия была "красной", была революционной - в 1918 году она побелела, побелела от злости к победившему народу и из-под ярко-красного знамени, которое своим цветом напоминало о крови народной, пролитой в борьбе за свободу, ушла под беломертвенное знамя, под сенью которого расцветают чёрные замыслы, кровожадные мечты и грязно-животные чувства. Буржуазный поэт Бальмонт был и остался верен своему классу: он, в 1906 году восхвалявший рабочих, в 1918 году слился душой с белогвардейскими сворами, благословляет смертную казнь для рабочих на фронте и гордится тем, что его стихи любит вешатель-Савинков. Так великая сила революции обнажает всё, доселе тайное и измеряет глубины даже такой психологии, которая до сих пор казалась неизмеримой, как, например, психология поэта Бальмонта, писавшего о всемирной любви, а оказавшегося во власти классовой ненависти!

Август, 1918 г.  Г. Чудаков

Комментарии

-Комментариев нет-

Добавить комментарий к статье


События

06.09.2019 10:06
===
Книга
стала доступна для читателей
===
06.09.2019 10:05
===
Новый предмет 
активирован
===
04.09.2019 16:57
АКЦИЯ!
Весь сентябрь бонус Триумфатор стоит целых 50000 монет.
Бонус Продвинутый вэбмастер - 20000 монет.

Комментарии

Да я здесь просто технический персонал. Если вам понравилась какая-то статья, то вы можете выразить свои зрительские симпатии в монетном эквиваленте. Некоторые авторы имеют с этого неплохие гонорары, что мотивирует на новые полезные информационные статьи.
18.09.2019 admin
Спасибо, очень полезная статья.
18.09.2019 Клим
Ответил
18.09.2019 admin
Вот в этой статье Банковский депозит. Возможно ли стать рантье? очень хорошо описывается процедура, как жить на проценты.
18.09.2019 admin
А ответа так и не увидели на поставленный перед Вами вопрос пользователем demander.
18.09.2019 Клим

Бонусы

19.09.2019 Jhanik получил бонус Гонорар (+5 ) за статью Невероятный ЦСКА
19.09.2019 Auster получил бонус Гонорар (+5 ) за статью Ирландские "gun money" - пушечные полукроны
19.09.2019 anna получил бонус Гонорар (+5 ) за статью Мясо в духовке
19.09.2019 onemore999 получил бонус Гонорар (+5 ) за статью Теория звезды Немезиды

ТОП 10

inolit [37] 1360767
Сергій Малюта [35] 24983
Auster [32] 23017
nickolas3434 [21] 13183
Клим [16] 8807
ka4ka [27] 7582
boris [27] 6665
usupova [18] 6120
admin [33] 5949
matvey [18] 5332

Статистика

Пользователей: 802
Активных купонов: 90
Всего купонов: 97093
Произведений: 2179
В работе: 3003
Активных Битв: 22
Опубликовано Книг: 68
Монеты: 36659523